Технологическая карта урока по окружающему миру "Природное сообщество"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Природное сообщество"

Медиа
Документация
doc
Окружающий мир
4 кл
28.11.2019
Технологическая карта урока по окружающему миру.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №102»

 

 

 

Урок по окружающему миру

в 4 классе (УМК «Планета Знаний»)

Тема: «Природное сообщество»
(
Технологическая карта изучения темы)

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Ховрина Жанна Владимировна

 

 

Предмет:

Окружающий мир

Уровень образования:

начальное общее образование

Тип урока:

урок изучения нового материала

Дата проведения:

октябрь

Участники:

Ученики 4 класса

Тема

Природное сообщество

Цель темы

 

Познакомить  детей с  понятием природное сообщество, цепь питания, экологическая пирамида, отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах.

Планируемый результат

- дети знают и понимают что такое природное сообщество, цепь питания

- умеют перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различные источники информации

Формирование УУД

Личностные:

 

 

Метапредметные:

 

 

Предметные:

 

 

- сопоставлять  свои действия и результат, осознавать успешность при изучении темы

- иметь стремление к расширению и углублению знаний

 

- выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе

 

- объяснять и оперировать изученными терминами, содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

 

Основные понятия

Природное сообщество, единство живой и неживой природы, экологическая пирамида.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

Тема: «Природное сообщество»

Учебник Окружающий мир  4 класс Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов;

 Рабочая тетрадь №1 Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов;

Презентация PowerPoint

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности

 

Цели:

- актуализировать знания учащихся, настроить учащихся на учебную деятельность;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тематические рамки.

 

Слушают учителя, пытаются понять цель урока

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

 

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Леса, моря и горы.

И север есть у нас , и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.

 

 

 

Какие картины увидел автор стихотворения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме

 в соответствии с условиями коммуникации

II. Актуализация знаний

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание.

 

Работа в парах.

Организует выполнения задания

На какие группы можно разделить природу (неживая и живая)

Что относится к неживой природе, а что к живой? Какая главная отличительная особенность? (наличие обмена веществ)

 

Распределите слова на группы.

Камни, дождь, дерево, облако, солнце, трава, рысь, почва, сообщество.

Что такое сообщество? Где можно найти ответ? (словарь, интернет)

Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа, обобщения и представления информации;

Коммуникативные УУД

уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выслушивать мнение собеседника.

 

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Цель:

организовать формулировку темы и цели урока детьми;

 

 Анализируют тему и цель урока

 

Создаёт условия для восприятия и понимания темы урока

 

Какое слово не вошло ни в одну из групп? Почему? Что означают все слова, к какому понятию относятся? (природа)

Природа и сообщество. Сформулируйте тему нашего урока. Сформулируйте цель нашего урока.

Регулятивные УУД уметь воспринимать, анализировать и понимать  цель и тему урока

 

Личностные УУД

установливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

 

Познавательные УУД

осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме

 

IV. Изучение нового

Цель:

- организовать формирование знаний о жизни животных, способах добычи пищи;

о местообитании животных

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и доказывать его.

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах (составить и нарисовать цепь питания)

Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Проводит беседу, выявляет знания из личного опыта учащихся.

 

 

Организовать работу учащихся в группах по поиску ответа на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать работу в группах, включить всех ребят в обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать фронтальную работу

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов и путей их решения.

 

Чтобы полностью разобраться послушайте такую историю ( (Из книги Ю.Дмитриева «Книга леса»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему у художника сразу не получилось нарисовать лес?

Так что же влияет на жизнь растений и животных на одной территории?

Так что же такое природное сообщество? Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Работаем с учебником. с 53. Рассмотрите рисунки, Расскажите, где живут разные животные. Обратите внимание на слайды.

1. Лес.

2. Луг.

3. Река, озеро, пруд.

4. Поле.

5. Сад

Как вы думаете, все ли эти сообщества естественного происхождения?

Работаем с учебником. с 54.

 Расскажите по рисункам как и чем питаются разные животные.

Обобщая ответы: пищевые связи – самые главные. Растения образуют органические питательные вещества. Растениями питаются растительноядные животные, а сами они служат пищей для хищников

 

- Сделаем вывод: цепь питания – ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему. Цепи питания начинаются с растений, а заканчиваются хищниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько зайцев требуется одному волку?

А сколько растений требуется для питания зайцу? Как можно изобразить такую связь? Попробуйте нарисовать геометрическую фигуру, которая бы соответствовала этому.

 

Сделаем вывод – эту зависимость изображают в виде пирамиды, которую называют экологической пирамидой. Такие пирамиды есть во всех природных сообществах.

 Поработайте в группе и нарисуйте свою экологическую пирамиду.

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать  других участников диалога

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

 

 

 

 

Познавательные УУД

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

Коммуникативные УУД уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других рассуждать, высказывать свое мнение в группе.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД).

уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы группы и в паре

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепление знаний по пройденной теме.

Работают индивидуально и в парах.

Организовать закрепление знаний

о природных сообществах, цепи питания, экологической пирамиде.

Удалось ли нам достичь цели нашего урока?

Что такое природное сообщество? Зачем мы изучаем природные сообщества?

 

 

 

 

 

 

Работа с презентацией. Выполнение мини-теста, проверка в парах.

 

Коммуникативные УУД

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

уметь работать по предложенному в группе  плану

Коррекция – внесение необходимых изменений в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата и его продукта.

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации

Структурирование знаний

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою работу. Уметь оценивать правильность выполнения действия .

Познавательные УУД

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

По схеме рассказывают, что узнали

Организует фиксирование нового содержания.

 

Организует рефлексию.

Работа с тетрадью с 22.

Работа с презентацией

 

- что нового узнали на уроке?

- чем хотели бы поделиться с друзьями и родителями?

Спасибо за работу.

 

 

Регулятивные УУД

уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с рабочей тетрадью и учебником.

 Уметь выделять наиболее понравившиеся моменты на уроке

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные УУД

Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)