Технологическая карта урока по предмету основы православной культуры на тему:
«Пасхальные традиции России»
Цель урока: пополнение и обобщение знания о празднике Светлой Пасхи и осознание его значения в русской православной культуре
§ Задачи: Узнать о событиях, связанных с понятиями воскресенье, Пасха, Спаситель.
§ Понять значение пасхального праздника в православной культуре
§ Проанализировать литературные произведения о символах пасхи
§ Публично выступить о значении Пасхи
§ Выделить ключевые признаки праздника Пасхи:
Ø давать определение понятиям (формулировать)
Ø называть не менее 4-х символов Пасхи
Ø сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу
Ø сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме
Ø структурировать информацию в соответствии с заданием
Ø воспроизводить информацию о празднике Пасха, в соответствии с заданным вопросом
Ø давать оценку значению праздника Пасхи, в жизни православных христиан
Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям.
Оборудование: проектор, экран, презентация, бумага, карандаши простые и цветные, ластик, фломастеры, карточки индивидуальные и для групповой работы, учебное пособие.
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, для достижения планируемых результатов |
||||||
Организационный момент |
Эмоциональный настрой учащихся |
Ученики приветствуют друг друга. Садятся на свои рабочие места. |
- Улыбнись своему соседу. |
||||||
Мотивационный этап Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт
Целеполагание: |
Предлагает ученикам набор слов для обобщения
Актуализирует знания через вопросы: А что вы знаете о Пасхе?
Проведение инструктажа для выполнения задания
Вопросы по проделанной работе
Выводит учеников на формулирование вопросов к уроку
Ставит задачу на конец урока |
Ищут связь между словами (это праздник Пасха.)
«Пасха»
Отвечают используя собственный опыт, знания о Пасхе (красят яйца, говорят «Христос Воскрес», пекут кулич)
Дети затрудняются заполнить
Нет Многого не знаем
Дети перечисляют интересующие их вопросы (А зачем красят яйца? А почему их красят в красный цвет? А почему говорят «Христос Воскресе»? Когда празднуют этот праздник?)
|
Что общего между данными словами? (на доске набор слов: яйца, кулич, крест, красный, воскресенье, звон, праздник, весна, крашенки)
Назовите тему нашего урока?
вопрос: А что вы знаете о Пасхе?
У каждого из вас лежит на парте карточка контроля по нашей теме, попробуйте ее заполнить. На заполнение 3мин. Карточка контроля 1. С каким событием связан праздник Пасхи? • Мария Магдалина подарила императору Тиберию красное яйцо • Христос воскрес из мертвых • С весенним праздником мая 2. Почему Христа называют Спасителем? • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа • Он спас израильтян от власти римлян • Он спас людей от глобальных катастроф 3. Христос своей смертью победил • смерть духовную • смерть физическую суеверия Вам всё удалось заполнить? Почему?
Ответы, на какие вопросы вы будете искать на нашем уроке?
К концу урока я уверена, что каждый из вас сможет выполнить полностью данное задание. |
||||||
Изучение нового материала
|
Организовывает работу учащихся с текстом в группе
|
Класс делится на группы. Группы работают с текстами отвечают на вопросы. Выступления групп Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала. После проверки, объясняют, какие понятия были для них сложными. |
Группам выдаются карточки (см. приложение) 1. Что такое Пасха? 2. Как празднуют Пасху? 3. Почему на Пасху красят яйца и в какой цвет? 4. Что означает слово Воскресенье? |
||||||
Информационный этап
|
Даёт задание на классификацию слов (для дальнейшего создания интеллект – карты)
Показывает презентацию, даёт дополнительную информацию о Пасхе. |
|
Задание:
распредели слова в три группы.
Презентация Празднику Пасхи предшествует сорокодневный Великий пост. Это время усиленного обращения верующих к Богу с покаянной молитвой. Постящимся в эти дни необходимо особенно следить за своей духовной жизнью — не допускать дурных поступков, слов и мыслей. В Великий пост православные христиане не употребляют мясо, рыбу, молочные продукты, яйца. Но ограничения в пище -не самое важное. Пост для христиан - это время для очищения своей души. Как это можно сделать? Например, избавиться от какой-либо вредной привычки, помочь нуждающимся, прочитать душеполезную книгу, т. е. вырасти духовно. Неделя перед пасхой называется Страстной С понедельника на Страстной неделе вся крещеная Русь начинала готовиться к встрече Светлого праздника, начинали мыться-чиститься. Во вторник по старому обычаю было положено делать «соченное молоко». Для этого рано поутру, еще до рассвета, сметают по закромам конопляное и льняное семя, перемешивают, толкут в ступах и разводят водою. Таким «молоком» поили всю домашнюю животину для охранения ее от всяких болезней. В Страстную среду принято из предосторожности обливать водой всю скотину на дворе, только водой не простой, а талой, собранной по оврагам и посоленной прошлогодней четверговой солью. По поверью эта вода охраняет двор от всякого «напуска» на целый год. В Великий четверг во время топки печей пережигают соль. Четверговая соль считается полезной, ее тщательно хранят в божнице за иконами. В Великий четверг старые люди советуют в первый раз подстригать волосы годовалому ребенку. В народной традиции Великий четверг считается чистым. В этот день принято тщательно убирать дом и украшать его. Убой домашней животины, предназначенной для Пасхи, тоже старались приурочить к этому дню. Считалось, что чистый четверг сохранял мясо от порчи. - В Великую пятницу вспоминают страдания Христа, его распятие и смерть на кресте. В этот день приступают к стряпне: пекут куличи, красят яйца, готовят пасху - В Великую субботу завершают все хлопоты по подготовке к Пасхе. Весь верующий народ, старые и молодые собираются в храмах на молитву. В храмы несут куличи, пасхи и яйца, чтобы освятить их. Потом вернувшись по домам, приступают к еде – разговляются А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью. |
||||||
Аналитический этап. Работа групп над проблемным заданием. |
Учитель предлагает учащимся обобщить знания при помощи создания интеллект-карты |
Заполняют интеллект-карту по группам
|
Ватман, карандаши или фломастеры. Карта: 2 символа, 2 традиции, 2 понятия |
||||||
Проверка задания |
Предлагает учащимся вопрос на понимание значение Пасхи
|
Отвечают на вопрос, используя полученные знания
|
Почему Пасха является самым главным праздником из всех православных праздников?
|
||||||
Рефлексия |
Предлагает продолжить предложения
Проведение рефлексии
Подводит итог урока |
Вспоминают вопросы поставленные в начале урока. Анализ поставленных вопросов.
Заполняют карточку контроля до конца.
Ответы учащихся
|
На доске: продолжи предложение 1. Пасха – это праздник ...( связанный с воскресением Иисуса Христа) 2. Православные отмечают этот праздник под…( звон колоколов) 3. Во всех православных храмах проходят…( праздничные службы) 4. Перед праздником люди…( пекут куличи и красят яйца) 5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход) 6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)
В начале урока вы поставили перед собой вопросы. На все ли вопросы удалось найти ответ? Какие вопросы или задания вызвали затруднения?
Так почему Пасха –праздник праздников? Каждая семья празднует этот праздник. А скажите, ребята, в вашей семье знают столько об этом празднике, сколько сегодня узнали вы? Предложите родителям разгадать кроссворд, оказывая помощь если потребуется. |
||||||
Домашнее задание |
Озвучивает домашнее задание |
Оценивают знания родителей о Пасхе. Выполняют творческую работу (создают открытку) |
Прочитать стр.39-44, предложить родителям разгадать кроссворд, оказывая помощь если потребуется. Кто желает, может создать пасхальную открытку |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.