Технологическая карта урока по профессионально- трудовому обучению по профилю "Швея" тема урока:"Неполадки в работе бытовой швейной машинки."

  • docx
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока технологии в классе.docx

Технологическая карта урока профессионально – трудового обучения для обучающихся 1 курса по профилю «Швея» 

Урок разработала Морозова надежда Валерьевна, учитель технологии 

КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина  

 

Пояснительная записка

Тема урока: Неполадки в работе бытовой швейной машинки.

Место и роль урока в изучаемой теме: Тема №2 «Оборудование швейного производства» Урок 12

Тип урока: урок повторения предметных ЗУН и закрепления УУД

Цели деятельности педагога: создать условия для развития: умений обучающихся определять  неполадки в швейной машине, устанавливать   причины их возникновения и находить  способы устранения этих неполадок; применять полученные ЗУН в практической работе; творческого мышления через поисковую работу, наблюдательности и  памяти; умений осуществлять рефлексию собственных действий

Планируемые результаты:

Регулятивные: учатся оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: осуществляют самоконтроль, проявляют интерес к содержанию усвоенных знаний и сформированных умений, осуществляют перенос знаний, умений и навыков в практические задачи.      

Коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные: принимают и осваивают собственную социальную роль, развивают мотив учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; соблюдают организованность и дисциплинированность на уроке

Предметные - имея базовые знания  о   заправки верхней и нижней нити в швейной машине, умеют использовать эти правила  для нахождения неполадок и их устранения    

Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:

•    дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;

•    виды и методы деятельности учащихся – практический, проблемно – поисковый, самостоятельная работа,  

•    мотивация обучащиюхся -  рефлексия собственных ожиданий;  

•    развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:

¾    коллективный диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;

¾    критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;

¾    здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения проводились физкультминутки и смена форм деятельности.

¾    формы игровой технологии для повторения техники безопасности.

Основные термины и понятия: Прижимная лапка, рычаг обратного хода, нитепритягиватель,  двигатель ткани, длинный желобок, стержень, компенсационная пружина, регулятор натяжения верхней нити, челнок, шпульный колпачок, шпулька, прорезь

Наглядность: тестовые задания, карточки-задания, раздаточный материал: таблица  «Неполадки в работе швейной машины связанные с регулировкой натяжения ниток»

Оборудование: компьютер,  швейные машины, заправленные  заранее (машины заправлены не правильно)

Формы работы:  фронтальная; индивидуальная, парная, групповая

Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»

 

 

                            Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата

Содержание педагогического взаимодействия 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося 

 

Предметные

Личностные

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

I.                    I.Мотивация (самоопределение)

Цель: «Включить» в работу на уроке каждого ученика

предлагает выполнить упражнения дыхательной гимнастики для более активной работы мозга 

вспоминают изученное

соблюдают организованность и дисциплинированность

слушают учителя

 

слушают учителя. Обдумывают сказанное учителем.

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 

II.Актуализация субъектного опыта (прежних знаний и умений) обучающихся

 

Цель: Повторить пройденный материал  

 - предлагает ответить на вопросы теста с помощью однозначных ответов (да или нет), давая установку на успех.

- предлагает проверить выполненное задание с помощью взаимопроверки, предварительно, познакомив обучающихся, с критерием оценивания. 

- предлагает заслушать результаты выполненной работы каждым

 Приложение 1.

отвечают на поставленные вопросы, касающиеся подготовки работы на швейной машине

формируют личностный смысл учения

-развивают мыслительные операции;  

- работают в заданном темпе; 

- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

 

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-умение слушать и понимать речь других

 -учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-осознание качества и уровня усвоения

III. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

 

Цель: Фиксировать основные понятия, термины, знания, которые усвоены

предлагает работать в парах, затем индивидуально, выполняя задания:

-найти ошибку в последовательности заправки верхней и нижней нити в швейной машине

  Приложение 2.

на основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное» 

-умеют осознавать ответственность за общее дело;

-умеют следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

формируют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

-умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-умеют слушать и понимать речь других;

-учитывают разные мнения

самоконтроль:

-учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

-осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-осознают качество и уровня усвоения.

 

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

 

Цель: Выявить и зафиксировать в речи причину появления дефектов в машинной строчке и согласовать цель и тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

подводит к теме урока, предлагая выполнить следующие коррекционные задания для работы в парах.

1.      Задание

установить соответствие между неполадками в работе швейной машинки и вызывающей её причиной.

Приложение 3.

2.проводит беседу посредством открытых    вопросов:

-  В каких случаях машинная строчка выполняется качественно?

- Что происходит если механизмы работают некачественно?

3.  задание, помогающее сформулировать тему и цель урока:

работа с анаграммой (отгадай слово)

Приложение 4.

демонстрируют теоретические знания и практические умения по теме

 

умеют оценивать себя на основе критерия успешности

умеют ставить и формулировать проблему с помощью учителя

-умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; -умеют слушать и понимать речь других; -учитывают разные мнения.

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

-учатся работать по предложенному учителем плану;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

 

V. Реализация построенного проекта

 

Цель: Выявить и суметь верно указать действия по устранению неполадок в швейной машинке

 

-предлагает разобрать схему с готовыми машинными строчками (качественными и дефектными) и выявить видимые дефекты, представленные в стежках.

-подводит обучающихся к проговариванию действий по устранению данных дефектов в стежках. 

 повторяют правила заправки нитей в швейную машинку.

Вспоминают технику безопасности

-проводят самооценивание;

-определяют уровень своих знаний;

- формируют стремление к познанию;

-развивают словарный запас.

 

 

 

 

 

 

-умеют находить и выделять необходимую информацию;

-умеют делать предположения и обосновывать их. 

- осуществляют рефлексию своих действий 

- аргументируют свои позиции.

-проговаривают последовательность действий на уроке;

-формируют познавательную инициативу.

 

VI. Физкультминутка

Цель: Снять умственное напряжение

 

предлагает выполнить физические упражнения для шеи, головы, поясницы.

 

повторяют за учителем упражнения

 

 

 

 

 

VII. Закрепление материала (актуализация новых знаний и умений)

 

Цель: Выполнить практическую работу, повторив правила по технике безопасности при работе на швейной машинке 

 

 

 

  -применяя игровую технологию предлагает повторить правила техники безопасности перед выполнением практической работы на швейных машинах

–  для выполнения практической работы всех обучающихся помогает разбиться на группы, в которых выбираются командир, секретарь и докладчик.

-поясняет функции выборных должностей

-объясняет цель и задачу данной практической работы по выявлению и устранению неполадок в швейной машине.

 

 

применяют полученные ранее знания для ответов на поставленные учителем и сверстниками вопросы

-развивают самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения,

-видят сильные и слабые стороны своей личности

- строят логические рассуждения;

выделяют необходимую информацию;

- выполняют задание, основываясь на своих интересах.

-учатся осмысливать и соотносить поставленную цель  с конечным результатом;

-умеют устраивать  групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль;

- предвосхищают результат и уровень усвоения.

 

 

 VIII.Подведение итогов. Ценность.                       

Цель: Провести рефлексию  собственных ожиданий

-предлагает заслушать выступления членов групп об итогах выполненной практической работы, используя заполненные ими таблицы учителя

Приложение 5.

-предлагает оценить каждому себя по итогам работы на уроке (учитывается количество по цвету жетонов)

 полученные знания и умения на уроке, будут использовать в домашних условиях при шитье на машинке

-осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат;

-понимают кто они в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем им хотелось заниматься

-устанавливают причинно-следственные связи в своем развитии;

- оценивают важность изучения данной темы. 

- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

- оценивают собственные успехи;

- осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной и познавательной задачи

 

 IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

Цель: составить кроссворд по данной теме  

-создает мотивацию к выполнению домашнего задания.

- предлагает в парах составить кроссворд

      

 полученные знания и умения на уроке, будут использовать в домашних условиях при шитье на машинке

-осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат;

 

- учатся выполнять задания;

- отрабатывают навыки и умения. 

-умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

 -владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- учатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  на пути достижения целей;

- корректируют,    внося необходимые дополнения  в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

 

 

Приложения к уроку.

Приложение 1.

 

Задание №1

Верны ли следующие утверждения:

 

Утверждения

1.

Прижимная лапка служит для регулирования длины стежка

2

Чтобы выполнить закрепку, нужно использовать рычаг обратного хода

3

Нитепритягиватель подает верхнюю нить  челноку

4

Чтобы начать работу на швейной машине, нужно поднять прижимную лапку.

5.

Двигатель ткани с лапкой  перемещает  ткань для образования следующего стежка

6.

Ушко в машинной игле служит для прокола ткани

7.

Нить в машинную иглу вставляется слева на права к рукаву машины

8

Толщина нити для шитья не зависит от номера иглы и толщины ткани 

9

В длинный желобок иглы «прячется» нижняя нить

10

Одной из причин поломки иглы является изогнутый стержень

10 -9 верных ответов- красный жетон,  8-7- зеленый жетон, 6-4-синий жетон, 3-0- черный жетон

 

Приложение 2

Задание №2

 

 

Найди ошибку в последовательности заправки верхней нити  швейной машинке.

 

http://1.bp.blogspot.com/__dqyljs4bXA/S86ikcdnc9I/AAAAAAAAAQA/pB81eh567EY/s1600/Picture4.jpg

 

1.Нитенаправитель

2.Компенсационная пружина

3.Нитенаправитель

4..Нитепритягиватель

5..Крючок нитенаправителя

6.Регулятор натяжения верхнейнити

7.Игла

 

 

 

 

 

Приложение №3

Задание №2

 

Установите соответствие между неполадками в работе швейной машины и вызывающей ее причиной.

неполадка

причина

Пропуски стежков

Плохое качество ниток

Поломка иглы

Неправильно установлена игла

Обрыв верхней нити

Изгиб иглы

 

 

 

 

Приложение №4

 

 

 

Задание № 4 

 Анаграмма:

Явлевыние - выявление

Неустрание  - устранение

Понеладок- неполадок

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

Ход  практической работы.

1.Выполнить на кусочке ткани пробную строчку.

2. Обнаружив неисправность в работе машины, выявить причину и устранить ее.

3.Заполнить таблицу, пользуясь  записями в тетради и раздаточным материалом,
указав  неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их устранения.

 

Неполадки

(Что случилось?)

Причины  неполадок

(Почему?)

Способ устранения

(Что делать?)