Технологическая карта урока профессионально – трудового обучения для обучающихся 1 курса по профилю «Швея»
Урок разработала Морозова надежда Валерьевна, учитель технологии
КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина
Пояснительная записка
Тема урока: Неполадки в работе бытовой швейной машинки.
Место и роль урока в изучаемой теме: Тема №2 «Оборудование швейного производства» Урок 12
Тип урока: урок повторения предметных ЗУН и закрепления УУД
Цели деятельности педагога: создать условия для развития: умений обучающихся определять неполадки в швейной машине, устанавливать причины их возникновения и находить способы устранения этих неполадок; применять полученные ЗУН в практической работе; творческого мышления через поисковую работу, наблюдательности и памяти; умений осуществлять рефлексию собственных действий
Планируемые результаты:
Регулятивные: учатся оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: осуществляют самоконтроль, проявляют интерес к содержанию усвоенных знаний и сформированных умений, осуществляют перенос знаний, умений и навыков в практические задачи.
Коммуникативные: учатся слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Личностные: принимают и осваивают собственную социальную роль, развивают мотив учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; соблюдают организованность и дисциплинированность на уроке
Предметные - имея базовые знания о заправки верхней и нижней нити в швейной машине, умеют использовать эти правила для нахождения неполадок и их устранения
Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:
• дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;
• виды и методы деятельности учащихся – практический, проблемно – поисковый, самостоятельная работа,
• мотивация обучащиюхся - рефлексия собственных ожиданий;
• развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:
¾ коллективный диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;
¾ критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;
¾ здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения проводились физкультминутки и смена форм деятельности.
¾ формы игровой технологии для повторения техники безопасности.
Основные термины и понятия: Прижимная лапка, рычаг обратного хода, нитепритягиватель, двигатель ткани, длинный желобок, стержень, компенсационная пружина, регулятор натяжения верхней нити, челнок, шпульный колпачок, шпулька, прорезь
Наглядность: тестовые задания, карточки-задания, раздаточный материал: таблица «Неполадки в работе швейной машины связанные с регулировкой натяжения ниток»
Оборудование: компьютер, швейные машины, заправленные заранее (машины заправлены не правильно)
Формы работы: фронтальная; индивидуальная, парная, групповая
Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок»
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
|
||||||||
Предметные |
Личностные |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
|||||
I. I.Мотивация (самоопределение) Цель: «Включить» в работу на уроке каждого ученика |
предлагает выполнить упражнения дыхательной гимнастики для более активной работы мозга |
вспоминают изученное |
соблюдают организованность и дисциплинированность |
слушают учителя
|
слушают учителя. Обдумывают сказанное учителем. |
принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
|
|||
II.Актуализация субъектного опыта (прежних знаний и умений) обучающихся
Цель: Повторить пройденный материал |
- предлагает ответить на вопросы теста с помощью однозначных ответов (да или нет), давая установку на успех. - предлагает проверить выполненное задание с помощью взаимопроверки, предварительно, познакомив обучающихся, с критерием оценивания. - предлагает заслушать результаты выполненной работы каждым Приложение 1. |
отвечают на поставленные вопросы, касающиеся подготовки работы на швейной машине |
формируют личностный смысл учения |
-развивают мыслительные операции; - работают в заданном темпе; - осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
|
- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; -умение слушать и понимать речь других |
-учатся отличать верно выполненное задание от неверного; -осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; -осознание качества и уровня усвоения |
||||
III. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Цель: Фиксировать основные понятия, термины, знания, которые усвоены |
предлагает работать в парах, затем индивидуально, выполняя задания: -найти ошибку в последовательности заправки верхней и нижней нити в швейной машине Приложение 2. |
на основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное» |
-умеют осознавать ответственность за общее дело; -умеют следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
формируют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. |
-умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; -умеют слушать и понимать речь других; -учитывают разные мнения |
самоконтроль: -учатся отличать верно выполненное задание от неверного; -осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; -осознают качество и уровня усвоения. |
|
|||
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Цель: Выявить и зафиксировать в речи причину появления дефектов в машинной строчке и согласовать цель и тему урока.
|
подводит к теме урока, предлагая выполнить следующие коррекционные задания для работы в парах. 1. Задание установить соответствие между неполадками в работе швейной машинки и вызывающей её причиной. Приложение 3. 2.проводит беседу посредством открытых вопросов: - В каких случаях машинная строчка выполняется качественно? - Что происходит если механизмы работают некачественно? 3. задание, помогающее сформулировать тему и цель урока: работа с анаграммой (отгадай слово) Приложение 4. |
демонстрируют теоретические знания и практические умения по теме
|
умеют оценивать себя на основе критерия успешности |
умеют ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
-умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; -умеют слушать и понимать речь других; -учитывают разные мнения. |
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения; -учатся работать по предложенному учителем плану; -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
|
|||
V. Реализация построенного проекта
Цель: Выявить и суметь верно указать действия по устранению неполадок в швейной машинке
|
-предлагает разобрать схему с готовыми машинными строчками (качественными и дефектными) и выявить видимые дефекты, представленные в стежках. -подводит обучающихся к проговариванию действий по устранению данных дефектов в стежках. |
повторяют правила заправки нитей в швейную машинку. Вспоминают технику безопасности |
-проводят самооценивание; -определяют уровень своих знаний; - формируют стремление к познанию; -развивают словарный запас.
|
-умеют находить и выделять необходимую информацию; -умеют делать предположения и обосновывать их. |
- осуществляют рефлексию своих действий - аргументируют свои позиции. |
-проговаривают последовательность действий на уроке; -формируют познавательную инициативу. |
|
|||
VI. Физкультминутка Цель: Снять умственное напряжение
|
предлагает выполнить физические упражнения для шеи, головы, поясницы.
|
повторяют за учителем упражнения |
|
|
|
|
|
|||
VII. Закрепление материала (актуализация новых знаний и умений)
Цель: Выполнить практическую работу, повторив правила по технике безопасности при работе на швейной машинке
|
-применяя игровую технологию предлагает повторить правила техники безопасности перед выполнением практической работы на швейных машинах – для выполнения практической работы всех обучающихся помогает разбиться на группы, в которых выбираются командир, секретарь и докладчик. -поясняет функции выборных должностей -объясняет цель и задачу данной практической работы по выявлению и устранению неполадок в швейной машине.
|
применяют полученные ранее знания для ответов на поставленные учителем и сверстниками вопросы |
-развивают самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, -видят сильные и слабые стороны своей личности |
- строят логические рассуждения; - выделяют необходимую информацию; - выполняют задание, основываясь на своих интересах. |
-учатся осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом; -умеют устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
- принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; - предвосхищают результат и уровень усвоения. |
|
|||
VIII.Подведение итогов. Ценность. Цель: Провести рефлексию собственных ожиданий |
-предлагает заслушать выступления членов групп об итогах выполненной практической работы, используя заполненные ими таблицы учителя Приложение 5. -предлагает оценить каждому себя по итогам работы на уроке (учитывается количество по цвету жетонов) |
полученные знания и умения на уроке, будут использовать в домашних условиях при шитье на машинке |
-осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат; -понимают кто они в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем им хотелось заниматься |
-устанавливают причинно-следственные связи в своем развитии; - оценивают важность изучения данной темы. |
- используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
- оценивают собственные успехи; - осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной и познавательной задачи |
|
|||
IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Цель: составить кроссворд по данной теме |
-создает мотивацию к выполнению домашнего задания. - предлагает в парах составить кроссворд
|
полученные знания и умения на уроке, будут использовать в домашних условиях при шитье на машинке |
-осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат;
|
- учатся выполнять задания; - отрабатывают навыки и умения. |
-умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, -владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
- учатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей; - корректируют, внося необходимые дополнения в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. |
|
|||
Приложения к уроку.
Приложение 1.
Задание №1
Верны ли следующие утверждения:
|
Утверждения |
1. |
Прижимная лапка служит для регулирования длины стежка |
2 |
Чтобы выполнить закрепку, нужно использовать рычаг обратного хода |
3 |
Нитепритягиватель подает верхнюю нить челноку |
4 |
Чтобы начать работу на швейной машине, нужно поднять прижимную лапку. |
5. |
Двигатель ткани с лапкой перемещает ткань для образования следующего стежка |
6. |
Ушко в машинной игле служит для прокола ткани |
7. |
Нить в машинную иглу вставляется слева на права к рукаву машины |
8 |
Толщина нити для шитья не зависит от номера иглы и толщины ткани |
9 |
В длинный желобок иглы «прячется» нижняя нить |
10 |
Одной из причин поломки иглы является изогнутый стержень |
10 -9 верных ответов- красный жетон, 8-7- зеленый жетон, 6-4-синий жетон, 3-0- черный жетон
Приложение 2
Задание №2
Найди ошибку в последовательности заправки верхней нити швейной машинке.
|
1.Нитенаправитель 2.Компенсационная пружина 3.Нитенаправитель 4..Нитепритягиватель 5..Крючок нитенаправителя 6.Регулятор натяжения верхнейнити 7.Игла
|
Приложение №3
Задание №2
Установите соответствие между неполадками в работе швейной машины и вызывающей ее причиной.
неполадка |
причина |
Пропуски стежков |
Плохое качество ниток |
Поломка иглы |
Неправильно установлена игла |
Обрыв верхней нити |
Изгиб иглы |
Приложение №4
Задание № 4
Анаграмма:
Явлевыние - выявление
Неустрание - устранение
Понеладок- неполадок
Приложение №5
Ход практической работы.
1.Выполнить на кусочке ткани пробную строчку.
2. Обнаружив неисправность в работе машины, выявить причину и устранить ее.
3.Заполнить таблицу, пользуясь записями в
тетради и раздаточным материалом,
указав неполадки в работе машины, причины возникновения и способы их
устранения.
Неполадки (Что случилось?) |
Причины неполадок (Почему?) |
Способ устранения (Что делать?)
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.