Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме "Роль слова в речи" УМК " школа России"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме "Роль слова в речи" УМК " школа России"

Оценка 4.9
docx
10.04.2022
Технологическая карта урока  по русскому  языку 1 класс по теме "Роль слова в речи" УМК " школа России"
Урок русского языка.docx

Технологическая карта   урока русского языка

 

 

Дата проведения:  11.03.2021

Класс: 1

Образовательная программа: Школа России

Тема: «Роль слова в речи»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:  познакомить с ролью слов в речи

Задачи:

 1. Образовательная: сформировать умение вычленять слова из предложения;

2. Развивающая: - развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать устную речь;

- развивать навык каллиграфического письма.

3. Воспитательная: воспитывать культуру речи, любовь и уважение ко всему окружающему миру

 Планируемые предметные результаты: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научаться: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: находить в тексте слова, определять их значение.

Регулятивные: контролировать последовательность действий при списывании; правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные:  учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Планируемые личностные результаты:

1. осознавать слово как единство звучания и значения;

2. различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);

3.  на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предмет

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Используемые ресурсы: учебник, доска,  карточки со словами , презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран.

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

момент

Доброе утро, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.  

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Давайте проверим, готово ли ваше рабочее место? На столе должен быть учебник, тетрадь и пенал. Молодцы все готовы!

Приветствуют учителя.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, скажите, а что такое речь?

Какая бывает речь?

А из чего состоит речь?

А предложения из чего состоят?

Верно, ребята. Речь у нас должна быть правильной, красивой. Но нам нужно уметь не только красиво говорить, но и  красиво писать.

Сейчас мы проведем с вами минутку чистописания.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа, выделяя орфограммы.

Ниже пропишем буквы. Я буду писать на доске, а вы в тетрадях. А какие буквы будем писать , нам помогут  загадки  о букве,  которые вы будете отгадывать. Начинаем.

Удивительно кругла,

Нет ни одного угла.

И солнышко, и колесо,

Напоминают букву О.

Пишем букву «о».

На траве лежат дрова.

Не одно бревно, не два.

Мы из бревен на траве,

Вам сложили букву В.

Пишем букву «в».

Листик в лодочку влетел

Не зимой, а летом

Нам поможет буква Л

Рассказать об этом.

Пишем букву «л»       

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Пишем букву «с»

Еще раз прописываем букву «о»

 

 

На какие группы можно разделить эти буквы?

Верно, замечательно.

Какое слово можно составить из этих букв?

Ребята, вы сейчас только что определили  тему урока.

Какая тема нашего урока?

Верно, молодец.

 Пропишите это слово в своих тетрадях с новой строчки со строчной буквы, без запятых до конца строки.

Какая орфограмма встречается в этом слове?

Подчеркните ее, поставьте ударение.

 

Показываю шарик.

Ребята, назовите слово, которое отвечает на вопрос «что?»

Что обозначает это слово?

На какой вопрос отвечают слова-предметы?

Какого цвета шарик?

Задайте вопрос к слову зеленый.

Что это слово обозначает?

На какие вопросы отвечают слова-признаки?

Подбрасываю шарик.

Что шарик делает?

Что обозначает слово летит?

На какие вопросы отвечают слова-действия?

Итак, что может обозначать слово?

На какие три группы можно разделить слова?

 

 

На какие вопросы отвечают слова-предметы?

Иди к доске и найди те вопросы, на которые отвечают слова-предметы; слова-признаки; слова-действия.

Молодцы, хорошо.

Посмотрите, на доске слова. Ваша задача разделить эти слова на три группы.

Какие это группы будут?

 

На какие вопросы отвечают слова-предметы?

На какие вопросы отвечают слова-признаки?

На какие вопросы отвечают слова-действия?

  Начинаем.

Дети из каждого ряда выходят  по очереди и подставляют к каждой группе слова.

Итак, на какие группы можно разделить слова?

На какие вопросы они отвечают?

Это то, что мы говорим.

Речь бывает устная и письменная.

Речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На гласные и согласные.

 

Слово.

 

 

 

 

Безударная гласная  вторая «о»

 

 

 

 

 

Шарик

Предмет

 

Кто? и что?

Зеленый

Какой? Зеленый.

Признак.

Какой ?и какая?

Летит.

Действие.

Что делать ?, что делает?  и т.д.

Предмет, признак, действие.

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

 

 

Выходят к доске и находят вопросы.

 

 

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: учащиеся получат первоначальное представление о слове как единице звучания и значения; научатся: называть предметы окружающего мира, произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5

Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания.

 

Ребята, откройте учебник на странице 17 и прочитайте название раздела. 

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…»

 

 

 

 

 

 

 

Определите учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?»

 

 

 

 

 

Откройте свои учебники на странице 18, упр.1. Прочитай задание.

Что нам нужно сделать?

Дети читают стихотворение.

Ребята, посмотрите на картинку.

Кого вы видите на ней?

Какой мальчик? Какая кошка?

Какое задание нужно выполнить?

Что мальчик делает? 

А почему кошка испуганная?

Что написано под этой картинкой?

Что обозначает это слово?

Почему?

Это слово ничего не обозначает. Оно не имеет своего значения. Это фантазия мальчика, он его придумал.

Ребята, а теперь посмотрим, о чем же нам поведала «мудрая сова».

Прочитайте сведения о языке на страницах 18.

 

Когда сочетание букв является словом?

Значение – это когда слово что-то обозначает.

Давайте еще раз прочтем первое четверостишие и выпишем пять слов, которые имеют свое значение. Читаем про себя и находим.

Найдите первое слово и прочитай его так,  как оно пишется. Один ученик пишет это слово на доске, а вы записываете в тетради. Выделяем орфограмму (парная согласная)

Остальные три  слова самостоятельно записываем  в тетради (едят, кошка, семь)

Ложка. Ложка для чего предназначена?

Суп – суп кушают.

Кошка. Это животное.

 

Потом проверим.

Итак, когда сочетание букв является словом?

Что такое значение слова?

Для чего нам нужны слова?

 

Итак, ребята, что же такое слова?

Слово – единица речи.

Слово – это определенное сочетание букв, которое имеет свое собственное значение.

 

Слова, слова, слова…

- Мы будем знакомиться со словами русского языка: словами – названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов; знакомиться с вежливыми словами, словами однозначными и многозначными, словами, близкими и противоположными по значению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют задачу (Узнать, что такое слово, какие бывают слова.).

 

 

 

Читают стихотворение.

 

 

Мальчика и кота.

Мальчик веселый, а кошка - испуганная.

 

Ответы детей.

Плим, плим, плим.

Ничего.

 

 

 

 

Когда слово имеет значение.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Ответы детей.

 

Нам нужны слова для того, чтобы называть предметы.

Слово – единица речи.

Слово – это определенное сочетание букв, которое имеет свое собственное значение.

 

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

6

Физкультурная минутка.

Физ. Минутка.

Раз — мы встали

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

 

Выполняют физ. минутку.

 

7

Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое применение и добывание знаний

 

 

Сейчас мы будем с вами учиться находить слова.

Упр.3.

Задание гласит «прочитай». Читаем вслух по цепочке по одному слову.

Ребята, все ли здесь написаны слова или есть сочетание букв, которые не имеют своего значения?

 

 - А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в игру «Засели домики»

- Попробуйте из группы слов отобрать слова, которые можно объединить темой «Зима» и темой «Весна».

Постарайтесь составить предложение со словом о весне.

Задание на выбор: списать слова о весне или записать составленное ранее предложение.

  Хорошо, какую бы картинку вы нарисовали, используя эти слова?

Итак, когда же сочетание букв является словом?

 

Сейчас мы попробуем это сделать.

Я вам назову слова, а вы попытаетесь их  представить.

Закройте глаза.

Приготовились?

Начинаем, аквариум, рыбки, кот.

Что вы себе представили?

Каким цветом ты представил себе кота?

Какой формы аквариум? Круглый и квадратный?

Посмотрите, я назвала одни и те же слова, а вы почему-то представили разных котов и т.д. Почему?

А чтобы рассказать какой это предмет, что мы используем?

А чтобы рассказать,  что делает этот предмет, что мы используем?

Переверните страницу и посмотрите на упр.4.

Рассмотрите рисунки. Что изображено на первой картинке, а что на второй?

А теперь, назовите предметы, изображенные на рисунках. Как вы думаете, предметы и слова, называющие предмет, - это одно и то же или нет?

Теперь назовите признаки предметов, изображенных на рисунках. Какой кот, рыбки, аквариум?

Назови действия, которые совершают предметы. Что делает кот, рыбки?

- Ребята, сейчас, составьте текст устно по рисунку и с помощью опорных слов с.20 упр. 5.

- Прочитайте опорные слова.

- Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам

 

 

Ответы детей.

Зимние слова: снежинки, сугроб, снегопад, метель, мороз.

Весенние слова: скворцы, ледоход, подснежник, грачи, капель, ручьи

 

 

Ответы детей.

 

 

Когда оно имеет значение, когда мы можем представить это.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все по-разному представляют.

Слова

Тоже слова.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушиваются рассказы учащихся.

Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик – коток!

 

Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: учатся составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

 

8

Итог урока. Рефлексия.

Ребята, что мы с вами сейчас делали с помощью слов?

 

Что такое слово?

Когда мы можем слово назвать словом?

Что такое значение слова?

На какие группы можно разделить слова?

На какие вопросы отвечают слова-предметы, слова-признаки, слова-действия?

 

 

 

 

 

 

 

 

На партах у каждого лежат солнышко и тучка.

Если вам на уроке было все понятно,  и вы готовы даже научить другого, то на небо прикрепите солнышко, а если было что-то непонятно, прикрепите тучку.

А что вы бы посоветовали тем, кто работал не очень хорошо?

Ребята, спасибо вам за урок.

С помощью слов мы называли предметы, мы называли их признаки и действия.

Слово – это определенное сочетание букв, которое имеет свое собственное значение

Когда оно имеет значение.

Это когда слово что-то обозначает.

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

 

 

 

 

Анализируют свои знания.

 

 

Дети отвечают, советуют.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Этап урока Содержание педагогического взаимодействия

Этап урока Содержание педагогического взаимодействия

Мотивация учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности

Ребята, скажите, а что такое речь?

Ребята, скажите, а что такое речь?

Первичное усвоение новых знаний

Первичное усвоение новых знаний

Когда сочетание букв является словом?

Когда сочетание букв является словом?

Первичное закрепление.

Первичное закрепление.

Творческое применение и добывание знаний

Творческое применение и добывание знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022