Дата 25.11.2020г
Урок: русский язык
Тема: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Тип: открытия новых знаний.
Цель: формирование у учащихся представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Задачи: - дать представление о правописании орфограмм в значимых частях слова
-развивать умения находить значимые части слова, определять орфограммы в значимых частях слоа
Оборудования: презентация.
Литература: Русский язык- 3 класс, 1 ч./ В.П.Канакина – 4 – е издание . – М.: Просвещение , 2017 г.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) |
Приветствует детей. - Садитесь. - Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 25 ноября (учитель пишет на доске). |
Приветствуют учителя. Садятся за парты. - Пишут в тетради число и клас-сная работа. |
Регулятивные: использовать речь для регу-ляции своего действия.
|
2. Выявление места и причины затруднения |
- Отгадайте загадки, и запишите в тетрадь отгадки:
В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю.
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся.
Рос сперва на воле в поле, Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. - Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.
- В какой части слова находятся орфограммы? - А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы? - Где ещё они могут быть?
|
Отгадывают загадки, и записывают в тетрадь отгадки:
- Гора.
- Вода.
- След.
- Хлеб. - Проверяемая гласная и согласная в слове. - В корне.
- Нет, не только. - В приставке, в суффиксе, в окончании. |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия.
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; передавать информацию устным и письменным спо-собом. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (Сообщение) |
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в других частях слова. - И тема нашего урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА. |
Слушают. |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. |
4. Реализация построенного проекта. |
1. Откройте учебники на стр. 102-ой, са-мостоятельно в тетради выполните упр. 192. - Вам нужно списать текст в тетрадь. Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами. - Прочитайте слова с орфограммами.
- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради. В слове: пришёл, (- в какой части слова выделена буква? выделите её) заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами - Почему надо проверять написание выделенных букв?
- Давайте ниже, в учебнике, как на и просят, обратим внимание! Причитайте правило.
2. Молодцы. Выполним упр. 193. - Прочитайте пословицы. 1. Встречай людей не лестью, а честью. 2. Кто ленив, тот и сонлив. 3. Легко сказать, да тяжело сделать. 4. Без столбов и забор не стоит. 5. Был бы пирог, найдётся и едок. - Спишите их в тетрадь. - В каких значимых частях слов выделены буквы – выделите их в тетради самостоятельно.
- Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в слове: встречай, ленив, сонлив, легко, сделать, столбов, пирог, едок. - Почему написание этих букв надо проверять?
- А на следующей странице нас опять просят обратить внимание! Прочитайте правило до таблицы.
- Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук? - Посмотрите ниже, в слове Четверг есть ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?
- Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- А теперь составьте с этим словом предложение самостоятельно и запишите его в тетрадь.
- Какое предложение вы написали? (спрашивает нескольких учеников). - Скажите, в каких значимых частях слова находятся орфограммы?
3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике.
- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.
- А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.
- А если это непроверяемая орфограмма?
ФИЗМИНУТКА Тихо все, ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись. |
Открывают учебники и переписывают упражнение в тетрадь.
- Пришёл, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами
- В приставке.
- В корне и окончании. - В корне. - В корне и окончании. - В окончании. - В приставке. - В корне и окончании. - В окончании. - В приставке. - В корне. - Потому что мы может записать их не правильно и потому что они слышатся не так, как пишутся.
Читает 1 ученик: «Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова: в приставке: пришёл; в корне: дарить; в суффиксе: маленький; в окончании: из землянки.
- Читают по очереди.
Списывают пословицы в тетрадь.
Выделяют самостоятельно значимые части слов.
- Ф. - Ф. - Ф. - Х. - З. - Ф. - К. - К. - Потому что мы их пишем не так, как слышим.
Читает 1 ученик: Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости соглас-ный звук, может быть в любой значимой части слова: в приставке: сделать; в корне: четверг; в суффиксе: пирожок; в окончании: нет звуков.
- В любой.
- Непроверяемая гласная в корне слова. Пишут в тетрадь слово и обозначают орфограмму.
Самостоятельно составляют предложение со словом Четверг и записывают его в тетрадь.
Читаю свои предложения.
- Во всех.
Читает 1 ученик: Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс.
Читает 1 ученик: Подберите проверочное слово. - Нужно проверить по словарю.
|
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия; выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным спо-собом; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; адекватно оценивать собст-венное поведение. |
5. Первичное закрепление |
4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.
- Прочитайте слова: Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы. - В какой части слова выделены буквы? - Почему написание выделенных букв надо проверять?
- Как проверить их написание? - А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к каждому из этих слов 2 проверочных слова; первое – изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже – сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И обязательно расставить ударение. По очереди у доски. Остальные в тетради. - Начинаем со слова СТРЕЛА. (Разбирает вместе с детьми).
- Прочитайте правило в оранжевой рамочке. Это нужно запомнить! |
Читает слова 1 ученик.
- В корне. - Потому что можно допустить ошибку. Пишем одну букву – слышим другую. - Подобрать проверочное слово.
По одному выходят к доске и выполняют задание:
(стрелы, стрелка) стрела, (воды, водный) вода, (травы, травушка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жарко, (свечи, свечка) свеча, (пчёлы, пчёлка) пчела, (гнёзда, гнёздышко) гнездо, (чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы. Читает 1 ученик.
|
Регулятивные: использовать речь для регу-ляции своего действия; выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; ставить, формулировать и решать проблемы; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
- Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый абзац. Вам нужно: 1. Подписать свою фамилию; 2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и 3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова. - Как вы это сделаете? - Верно. Приступайте. Тем, кто усвоил тему урока, я поставлю оценки.
Собирает листочки. |
- Нужно найти корень.
Самостоятельно выполняют задание. |
Регулятивные: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми. |
7. Подведение итогов. Рефлексия |
Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! - В каких значимых частях слова могут быть орфограммы? - Как проверить безударный гласный в корне. |
- Во всех. - Нужно подобрать проверочное слово. |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
8. Домашнее задание |
- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 102, упр. 193, изучить таблицу - Верно. Спасибо за урок. До свидания. |
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
|
Регулятивные: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.