Учитель: Гаджиев М.Г.
Урок 18. Причастие как часть речи
Цели деятельности педагога |
Познакомить с грамматическими признаками причастия; способствовать формированию умения различать причастие и прилагательное |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые
|
Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия в предложении, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения. Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельно- Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры |
методы и формы |
Наблюдение над языком; проблемный методанализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные
|
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия |
Причастие |
Организационная структура урока1
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения |
Синтаксическая разминка. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра. Притча «Каждый человек должен» |
– Произведите синтаксический разбор предложения. Определите, какими частями речи выражены члены предложения. Истинный патриот
счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в ее
светлое Часть речи слова «нерушимой» на этом этапе урока не определяется. – Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми? (Невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше.) – Я думаю, настоящее человеческое счастье не может существовать без долга и причастности. Почему? Давайте найдем ответ на этот вопрос в небольшой притче В. А. Сухомлинского. (Пересказывается учителем либо раздается в распечатанном варианте на парты для чтения вслух.) Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает: – Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам? – Ночью тоже ведет поезд машинист. – Как? – удивляется Петрик. Неужели он ночью не спит? – Не спит, сынок. – Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик. – Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы. – Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется? – Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью. – И я должен? – спрашивает Петрик. – И ты должен. – Что же я должен? – Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю. Петрик долго не мог уснуть. – Итак, каждый человек должен в том числе быть причастным к судьбе своей страны. Почему? (Выслушивает варианты ответов учащихся.) – А каково лексическое значение слова «причастный», «причастие»? |
Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча-ющей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Уст- уточнения информации |
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения |
Работа со справочным
материалом: толковыми словарями, взятыми в библиотеке, либо в сети Интернет.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и
умственной |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Вывод: лексическое значение слова «причастный» – участвующий в чем-либо, имеющий непосредственное отношение, касательство к кому-либо, чему-либо. – У слова есть несколько значений. Например, «имеющий отношение к причастию, имеющий в своем составе причастие». Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают, рассуждают |
Фронтальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
|
3. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися. Проблемная задача № 1.
Проблемная задача № 2.
Проблемная задача № 3.
Проблемная задача № 4.
Проблемная задача № 5 |
– Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам сопричастно как имени прилагательному, так и глаголу. Вспомните, при синтаксическом разборе вы были готовы назвать причастие «нерушимый» прилагательным. Теперь мы можем записать часть речи правильно – причастие. Определим основные признаки данной части речи. Приступим к «выведению» опорного конспекта. Мы уже выяснили, что причастие – это самостоятельная часть речи. Далее будем работать в группах по определению общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли причастия, чтобы потом объединить результаты наших изысканий в общий опорный конспект.
– Перед вами предмет (юла), определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? Запустите юлу. Определите признак предмета по совершаемому действию. (Крутящаяся.) С помощью какой части речи определен признак по действию? (Причастия.) Остановите юлу. Определите признак предмета по закончившемуся действию. (Крутившаяся, остановившаяся.) Как мы видим, признак по действию может проявляться во времени. Определите время причастий. – От каких глаголов образовались причастия крутившаяся, остановившаяся? Задайте вопросы. Чем отличаются глаголы? (Видом.) Определите вид причастий. – Запишите словосочетания: Девочка, одевающая куклу. Кукла, одеваемая девочкой. В каком словосочетании предмет сам совершает действие, а в каком над предметом производят действие? Пользуясь материалом учебника, определите, на какие виды делятся причастия в зависимости от действия, которое обозначают. – Определите время причастий: крутящийся; одевающая. Выделите суффиксы. Найдите глаголы, от которых образовались причастия, определите их спряжение. Сделайте вывод: какие суффиксы могут писаться у действительных причастий настоящего времени? От чего зависит правописание этих суффиксов? (От спряжения.) Определите время причастий: зависимый; одеваемая. Выделите суффиксы. Найдите глаголы, от которых образовались причастия, определите их спряжение. Сделайте вывод: какие суффиксы могут писаться у страдательных причастий настоящего времени? От чего зависит правописание этих суффиксов? (От спряжения.) – Запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени, определите суффиксы: певший; шедший; сделанный; закрашенный; открытый. Сделайте вывод: какие суффиксы могут писаться у действительных и страдательных причастий настоящего времени? – Запишите краткую форму причастия открытый, выделите окончания. Попробуйте образовать краткую форму от причастия певший; шедший. Сделайте вывод: какие причастия имеют краткую форму? (Страдательные.) |
Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Уст- информации |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа |
Выступления групп, озвучивающих итоги решения проблемных задач, систематизация выводов на слайдах мультимедийной презентации (шаблоны заранее подготовлены учителем) либо на плакатах, прикрепленных к доске. Итог проблемной задачи № 1, выводим на экране блок № 2 опорного конспекта: Причастие обозначает
признак по действию, проявляющийся во времени. Отвечает на вопросы какой (-ая,
-ое, Итог проблемной задачи № 2, выводим блок № 3 опорного конспекта: Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида, а несовершенного – от глаголов несовершенного вида. Итог проблемной задачи № 3. Вывод блока № 4 опорного конспекта: Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак, возникший под действием другого предмета. Итог проблемной задачи № 4. Вывод блока № 5 опорного конспекта: Действительные
причастия настоящего времени, образованные от глагола I спряжения, имеют
суффикс -ущ-, Итог проблемной задачи № 6. Вывод блока № 7 опорного конспекта: Действительные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -вш-, -ш-. Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -нн-, -енн-, -т-. Страдательные причастия имеют краткую форму. Дверь открыта. Объяснение опорного конспекта в целом. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения задания |
Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Задают вопросы для уточнения информации, выполнение упражнений в тетрадях |
5. Включение в систему знаний и повторение |
Объяснительный диктант. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке |
– Запишите отрывок стихотворения А. С. Пушкина. Найдите причастия. Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. Контролирует правильность выполнения задания |
Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения. Регулятивные: оценивают свою работу |
Практическая работа в тетрадях, оценивание учащихся |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.