Технологическая карта урока
ФИО учителя: Бабак Светлана Анатольевна
Класс: 2 «Б» класс
УМК: «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема: «Что такое глагол?»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение».
Цель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Обучающиеся научатся находить глаголы среди других частей речи.
|
Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
Обще
учебные – использовать рисунки для решения учебной задачи; извлекать
информацию |
Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. |
Владеть
навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, |
Ход урока
№ |
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационно-мотивационный этап
|
Мотивация (организовать самоопределение) к учебной деятельности |
Фронтальная |
Приветствие учащихся - Здравствуйте, ребятишки! Давайте с помощью небольшого стихотворения попробуем вспомнить о правилах поведения. -На уроке будь старательным, -Будь спокойным и… (внимательным). -Всё пиши, не отставая, -Слушай не… (перебивая). -Говори всё четко, внятно, -Чтобы было всё… (понятно). -Если хочешь отвечать, -Надо руку… (поднимать). -Будь прилежен на уроке, -Не болтай: ты не… (сорока). -Если друг стал отвечать, -Не спеши … (перебивать). -А помочь захочешь другу – -Подними спокойно… (руку).
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.
- Каким бы вы хотели видеть этот урок?
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
|
Приветствуют учителя Дети здороваются и присаживаются на свои места.
- Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!
-Проверяют готовность к уроку |
Положитель-ный настрой на продуктивную работу. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: самоопределение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний |
Создание условий для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового. |
Фронтальная, индивидуальная |
-Как обычно, мы начинаем урок с минутки чистописания. Минутка чистописания (каллиграфическая) Самая первая, самая важная, Эта буква в алфавите глава, Айболита если встретишь, тут же скажешь… (букву А).
Эта буква словно стул: Утомился – отдохнул. - О какой букве идёт речь? (буква Ч) - Давайте вспомним, соединение с другими буквами и пропишем.
- Предлагаю вспомнить словарные слова. В.р.бей, п.нал, жужж.т, м.лина. - Посмотрите на слова, которые написали. Найдите лишнее. - Почему оно лишнее? На какие вопросы отвечают эти слова?
- Хорошо, а что вы знаете об имени существительном? - Что такое имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
- Ребята, осталось слово ЖУЖЖИТ. К какой части речи его можно отнести и какая тема нашего сегодняшнего урока? ВЫ назовёте сами, когда решите «ФИЛВОРД». - Будете работать в парах. На каждой парте лежит «Филворд» (кроссворд).
|
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Проверяют, исправляют ошибки.
- Слова воробей, малина, пенал – существительные. Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
- им. СУЩ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
-Знакомство с «Филвордом», подготовка работы в парах. |
Формулируют ответы на вопросы. Выражают свои мысли. Контролируют свою деятельность. |
Познавательные: операция мышления, классификация групп, выделение лишнего. Регулятивные:контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Умение работать в коллективе. Коммуникативные: Умение договариваться, вступать в диалог.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи |
Подведение детей к формулированию темы и постановке цели и задач урока. Составление плана работы |
Фронтальная
Парная
|
-Слова в «филвордах» могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. -Слушайте внимательно! Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать
три родных сестрицы, - Ищем второе слово: Кто
спешит так рано в школу? - Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). - Сейчас проверим правильно ли вы справились с заданием. Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? -Молодцы, ребята! Всё верно!
|
.
Алфавит
Существительное
Речь
Глагол |
Определяют границу «знание-незнание».
|
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Открытие нового знания |
Подведение детей к самостоятельному выводу |
Фронтальная |
-Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? -А какая цель урока? Что мы должны будем узнать? Да, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи - глаголом и узнаем, что же такое глагол? - Слово глагол произошло от старинного слова «глаголить», то есть говорить. К нам на помощь пришли добрые гномики, зовутся они Глаголики. Они нам будут помогать на протяжении всего урока (у вас на партах уже появились помощники, разверните на столах карточки). Гномики-глаголики большие непоседы! Они очень разговорчивы и большие друзья с именами существительными. Запишите слово - Глагол в тетради с заглавной буквы, поставьте точку.
|
Формулируют тему и цель урока.
Изучают карточку.
Записывают в тетрадь. |
|
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Физкультминутка |
Профилактика утомляемости |
Фронтальная |
Если слово отвечает на вопросы кто? и что? То мы дружно приседаем, Что не видел нас никто. Прилагательным в ответ Мы рукой помашем вслед. А когда глагол услышим, Сесть за парту надо тише. (Слова: ворона, мороз, белая, пальто, грач, облако, пушистая, бежит). |
Выполняют движения. |
Имеют установку на здоровый образ жизни. |
Смена деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Построение и фиксация нового знания |
Фронтальная Индивидуальная |
- Итак, что такое глагол? - На какие вопросы отвечают глаголы? - Что обозначают глаголы? - Сравним наши предположения с правилом из учебника на стр. 68. Откроем учебники. -Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов.
- А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол - делаете хлопок. «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок». Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы – умнички! - Оживите предметы, которые вы видите в классе.
- У кого есть предположения, как распознать глаголы в речи? - Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. (Справа на доске)
|
Находят нужную страницу в учебнике. Сравнивают свое решение с образцом.
Называют действия предметов вокруг.
- Пошаговое выполнение действий. Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает.
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 3. Определить часть речи
|
Выбирают действия по достижению цели. Делают выводы. |
Регулятивные: высказывание своего предположения на основе учебного материала. Осуществление самоконтроля. Познавательные: анализ, сравнение, выдвижение гипотез. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Первичное закрепление |
Применение нового знания в типовых заданиях |
Фронтальная
Работа в парах
|
Организует работу по закреплению нового знания. 1) – Вернёмся к нашим словам. поезд … птица … папа… - Вы уже сказали, что это имена существительные. Допишите подходящие к ним глаголы – те действия, которые могут совершить эти предметы (на доске). - Что такое глагол? - Что обозначают глаголы? - На какие вопросы отвечают? 2) – А теперь, наоборот: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать. Шипит …(змея) Мурлычет …(кошка) Тикают… (часы) - Что такое глагол? - Что обозначают глаголы? - На какие вопросы отвечают? |
Ученики по очереди работают у доски, остальные – в тетради. |
Оценивают результат своей работы. |
Познавательные: обще учебные – поиск и выделение информации; Регулятивные: умение работать в паре.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самопроверка на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых. |
Парная
Индивидуальная работа |
Организует работу в группе с проверкой по эталону. - Внимание на экран. - И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Я и гномики – глаголики хотим проверить полученные вами знания по теме. Поработаем в группах. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего нужны глаголы в речи?
|
Один отвечает, потом сверяют с образцом на слайдах и оценивают каждый свою работу в группе. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения
|
Оценивают результат своей работы. Самостоятель-но выполняют задания и контролируют себя. |
Познавательные:общеучебные – поиск и выделение информации; логические – классификация. Регулятивные: умение работать в паре. Личностные: умение контролировать себя |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными. |
Групповая работа |
Перед вами 3 задания. - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. 1. Подобрать подходящие по смыслу глаголы. …морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки.
2.Подчеркнуть глаголы двумя чертами. Наступила осень. Бегут весёлые ручьи. Светит яркое солнце.
3.“Найди пару синонимов” (запиши пары)
- Оцените свою работу.
|
Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. Выбирают и выполняют задание. Один отвечает, потом сверяют с образцом на слайдах и оценивают каждый свою работу.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения Самооценка |
Понимают значение новых знаний для человека и принимают его. |
Познавательные: обще учебные-поиск и выделение информации; логические- классификация. Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог. Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Регулятивные: умение работать в парах, группах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
9
|
Домашнее задание
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
Фронтально
|
Разноуровневое
|
Записывают домашнее задание. Задают вопросы на уточнение выполнения задания. |
Соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материало |
Самооценка умения применять полученные знания при выполнении домашней работы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
10
11 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов урока
|
Осознание своей учебной деятельности. Самооценка. Соотношение задач урока и его результатов.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
|
-Вернёмся к поставленным задачам урока. Учиться отличать глаголы от других частей речи Узнать новое о глаголе. –Закончите
предложения: • Для меня было сложным… • Мне понравилось… - Что нового узнали на уроке? - На какие вопросы отвечают глаголы? - Какое задание было наиболее интересным?
-Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика Огорчение смайлика - трудно, плохо понял материал. Прямой ротик у смайлика – понял, но объяснить товарищу пока не могу. Улыбка смайлика – понял хорошо и могу объяснить другому.
Оценивание учителем итогов урока
-Сегодня на уроке особенно хорошо работали следующие ученики.
· Закончен урок, и выполнен план, · Спасибо, ребята, огромное вам · За то, что упорно и дружно трудились, · Что на уроке вы не ленились!
Ребята, урок окончен! Спасибо вам всем за внимание!
|
Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.
С помощью «смайликов» проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку - успеха.
_______ _____________ _____________
Дети внимательно слушают учителя.
Говорят учителю спасибо. |
Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке.
Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке.
|
Познавательные: понимать значение новых знаний делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: соот- носить результат своей деятельности с целью оценки.
Познавательные: понимать значение новых знаний делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: соот- носить результат своей деятельности с целью оценки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.