Технологическая карта урока
Власова Александра Геннадиевна, учитель начальных классов
Класс: 2 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: Что такое имя прилагательное?
Место и роль урока в изучаемой теме: Открытие нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи урока: Образовательные:
- создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
- формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
- совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление)
- формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
- расширение кругозора и обогащение речи;
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным; сравнение как одно из выразительных качеств.
Уметь: находить прилагательное в предложениях; правильно употреблять имя прилагательное в речи; находить связь имени прилагательного с именем существительным;
Личностные:
а) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
б) ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
в) воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
г) умение слышать своего товарища, сопереживать вместе с ним, находить общее мнение.
Метапредметные:
а) регулятивные:
- развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
-формировать умения самостоятельно решать проблему, делать вывод;
б) познавательные:
- умение использовать приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности.
-уметь предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
в) коммуникативные:
- развивать учебные умения для решения различных коммуникативных задач;
-формировать собственное мнение;
-оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное;
-понимать друг друга;
-сотрудничать при совместной работе;
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, литература.
Образовательные ресурсы: Технические средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Используемая литература: Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. В. П. Канакина , В.Г.Горецкий.
Сценарий урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные
|
|||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
- Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Сегодня мы будем работать в группах. -В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (на экране появляется солнышко с улыбкой) СЛАЙД 1
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, как это солнышко, что смотрит на вас. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам! - Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнюю дату. Классная работа. |
- приветствуют учителя; - приветствуют друг друга; - выполняют запись даты в тетради;
|
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
|||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний |
Минутка чистописания. - Обратите внимание на доску. - Что вы заметили? - Запишем эти соединения заглавной и строчной букв «Пэ» (1 строчка) -Запишите вторую строчку соединений строчной буквы п с
элементами других букв
Словарная работа. - Обратите внимание на экран, Вам необходимо расшифровать слово, которое спряталось за этими цифрами 17, 6, 19, 16, 12 . Каждое число является порядковым номером букв в алфавите. СЛАЙД 2 - Какое же слово получилось? (ПЕСОК) -Запишите это слово у себя в тетради. (один ученик комментирует написание - Посмотрите еще раз на слайд и проверьте, правильно ли вы записали это слово. -С какой буквы начинается это слово? («пэ»)
-Сейчас вам предстоит записать ещё несколько знакомых словарных слов, которые тоже начинаются с буквы «пэ». Обратите внимание на доску, тут тоже есть солнышко с необычными лучиками. Под каждым лучиком записано словарное слово. Один ученик должен выйти к доске, взять лучик и про себя прочитать слово , которое там написано, а затем необходимо рассказать об этом слове, не называя его, чтоб другие ребята догадались , что же за слово записано на лучике.
Далее ученики по очереди выходят к доске и загадывают слова. Остальные ребята отгадывают и записывают в тетрадь. (Слова на лучиках :ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ПОГОДА, ПОМИДОР, ПОСУДА, ПЯТНИЦА, ПРАЗДНИК)
-Давайте теперь проверим, не забыли ли вы , как правильно надо писать эти слова. -Посмотрите на экран и сверьте свои записи СЛАЙД 3 -Определите часть речи каждого слова, что заметили? (это все имена существительные) -Расскажите, что такое имя существительное?
|
- При написании буквы П добавляется соединение строчной буквы п. -записывают первую строчу
-записываю вторую строку
- расшифровывают слово и называют его
-записывают слово - проверяют, правильно ли выполнили задание.
-называют букву «пэ»
-слушают инструкцию по выполнению задания
-записывают словарные слова в тетрадях
-один ученик комментирует, другие ребята проверяют
-определяют, высказывают свои суждения -вспоминают и рассказывают раннее изученное правило
|
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
|||||||||||||
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание
|
-Ребята, а теперь я предлагаю вам записать однокоренное слово к слову ПРАЗДНИК. Это слово должно отвечать на вопрос КАКОЙ? -Подумайте, что же это за слово?
-Правильно, это слово ПРАЗДНИЧНЫЙ. -Еще раз скажите, на какой вопрос отвечает это слово? -А что оно обозначает?(признак) -Мы можем назвать это слово существительным? -А кто знает, какой частью речи является это слово?
- Какова же тема нашего урока?
- Попробуйте определить цель урока (на экране выведена цель урока).
|
-думают, высказывают свои предположения
« ПРАЗДНИЧНЫЙ» -Какой?
-Признак -Нет -Прилагательное
-Имена прилагательные
-коллективно формулируют цель урока - Цель: познакомиться с именами прилагательными, учиться распознавать имена прилагательные, знать ,на какие вопросы отвечают имена прилагательные и определить их значимость в нашей речи. |
Познавательные: готовность к восприятию нового учебного материала.
Регулятивные: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. |
|||||||||||||
3.2. Открытие нового знания
3.3 Решение проблемы |
Работа по учебнику. -Ребята, а какой цветок похож на солнышко?
-Правильно, это РОМАШКА. -Вспомните, как мы назвали нашу ромашку, которая к нам пришла еще на прошлых уроках (ЧАСТИ РЕЧИ) -Какие лепестки уже открыты? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ). -Сегодня нам предстоит открыть еще один лепесток. Как вы думаете, что же это за лепесток, что на нём будет написано?
-Верно, это имя прилагательное. Открывается еще один лепесток «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». И сегодня нам предстоит , как вы заметили, более подробно поговорить об этой части речи.
-Давайте еще раз посмотрим на слово ПРАЗДНИЧНЫЙ. Вы сказали, что оно обозначает признак предмета. А признак какого предмета может обозначать это слово ?
-Назовите еще другие слова, которые будут обозначать признак предмета. (записываю предложенные слова на доске)
- Давайте попробуем сформулировать правило об имени прилагательном. А именно: на какие вопросы отвечает и что обозначает эта часть речи.
-А теперь обратимся к учебнику и сравним, верны ли ваши высказывания . На с.86 прочитайте правило об имени прилагательном (читает один ученик вслух)
-Молодцы, вы верно все заметили, и самостоятельно сформулировали правило. Запомните его.
-А теперь в группах составьте предложение со словосочетанием ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ. -Назовите ваши предложения.
-Запишите это предложение в тетрадь. Определите грамматическую основу. (один ученик у доски)
- Осталось решить несколько проблем, связанных с именем прилагательным. 1.С какой частью речи связано имя прилагательное? -Для этого обратите внимание на предложение, которое вы записали и попробуйте определить, на признак какого предмета указывает слово ПРАЗДНИЧНЫЙ?(пирог) -Слово «пирог» какой частью речи является?
-Давайте обратимся к отрывку из стихотворения С.Есенина «Береза» СЛАЙД 4
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
-Докажите, что выделенные слова являются прилагательными. -А теперь определите, а к каким словам они относятся? -А какой частью речи являются эти слова? -Запишите эти сочетания в тетрадях. ( один ученик у доски). -А теперь стрелочкой укажите связь прилагательного с существительным. -Так с какой же частью речи связано прилагательное? -Молодцы, вы верно все подметили. Прилагательное связано с существительным. Запомните это!
1. Зачем нам в речи имя прилагательное? -Обратите внимание на экран, что заметили СЛАЙД 5 На ветках каймой Распустились кисти бахромой.
-Скажите, красиво ли сейчас звучат предложения? -Как, по вашему мнению, лучше звучит стихотворение? Прочитайте ещё раз без прилагательных, а потом с прилагательными. Какой можно сделать вывод, для чего же нужны прилагательные?
|
-думают, определяют внешний вид какого цветка похож на солнышко(РОМАШКА)
-части речи
-вспоминают ранее изученные части речи -предполагают, размышляют -называют часть речи «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
-называют словосочетания (Н-р:ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ, ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ и т.д.)
-называют свои примеры
Высказывают, размышляют, делают выводы
- Сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника
-составляют , обсуждают в группах
-называют, определяют наиболее удачное предложение
-записывают предложение, выполняют разбор
-определяют связь слов в предложении (прил.+сущ)
-сущ. -доказывают свою точку зрения, указывают стрелочкой связь
-делают вывод
- Ответы детей.
-определяют, какие изменения произошли (развитие внимательности)
Дети в парах решают эту проблемы, делают свои выводы и их озвучивают. ВЫВОД: Имена прилагательные уточняют, украшают слова и всю нашу речь. |
Познавательные: умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.
|
|||||||||||||
3.4. Первичное закрепление
ФИЗМИНУТКА |
- Рассмотрите схему на доске. СЛАЙД 6 Прилагательное
Вопросы что обозначает? с какой частью речи связано?
- Пользуясь схемой, расскажите, что вам известно об имени прилагательном.
музыкальная
|
- рассказываают правило об имени прилагательном
|
Познавательные: использование имеющихся знаний. |
|||||||||||||
4.Повторение и включение в систему знаний (Творческая самостоятельная работа (работа в группах и индивидуальная работа) |
- На доске записаны словосочетания: Долгожданная в
-Прочитайте сочетания, какие орфограммы пропущены?
-Объясните правописание слов с пропущенными буквами. (убираю ромашки)
-А теперь в группах составьте и запишите с данными сочетаниями предложения так, чтобы получился небольшой рассказ. Придумайте название рассказу.
( В это время 3 ученика работают самостоятельно по индивидуальным карточкам) Приложение 1
-Проверим, какие предложения у вас получились.
-Прочитайте эти предложения ещё раз, но без прилагательных. Красиво ли они звучат?
|
- Читают , определяют вид пропущенных орфограмм (безударные гласные и непроизносимая согласная)
- Объясняют правописание слов .
- Самостоятельно выполняют задание в группах.
-индивидуальная работа
-читают по одному ученику из группы
-еще раз делают вывод, что имена прилагательные уточняют, украшают слова и всю нашу речь. |
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: развивать учебные умения для решения различных коммуникативных задач. |
|||||||||||||
5. Рефлексия учебной деятельности
|
- Давайте вспомним тему урока. С помощью какой части речи нам удаётся делать нашу речь более точной и выразительной?
СЛАЙД 7 Отгадайте загадку: -Встала радуга-дуга На крутые берега. Через речку мост готов, Он окрашен в семь цветов.
На экране появляется изображение радуги. -Перечислите названия цветов радуги. (отвечает 1 ученик)
-Какую часть речи использовали, чтобы назвать цвета радуги?
Игра «РОМАШКА» По одному представителю команды выходят к доске и срывают по лепестку. На лепестках записаны вопросы, на которые учащиеся должны ответить:
1. С какой новой частью речи работали на уроке? 2. Что такое имя прилагательное? 3. Что обозначает имя прилагательное? 4. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 5. С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Закончите предложение: - Сегодня на уроке я узнал об …. - У меня были трудности в… почему? - Больше всего мне понравилось….. - Я могу похвалить себя за…
- Открываем дневники и записываем домашнее задание стр.87, упражнение 150.
|
- Имя прилагательное.
-слушают
-прилагательное
-отвечают на вопросы
- На уроке я….
- Записываю домашнее задание. |
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
Приложение 1.
Карточка №1
Запиши слова в два столбика. В первый-имена существительные, во второй-имена прилагательные:
Яркая, быстрый, медведь, высота, хищный, отважный, тетрадь, весна, дерево, ранняя.
Составь с одним прилагательным предложение и запиши его.
Карточка №2
Составь из данных слов 3 предложения . Запиши их. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные:
Весна, дружная, пришла.
Светит, солнышко, тёплое.
На, лёд, лесных, треснул, озёрах.
Карточка №3
Вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и запиши этот текст:
Проснулось _____ солнышко. Наступило ______ утро.
На траве засверкала ______ роса. Запели ________ птицы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.