Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"

  • docx
  • 15.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.Г.Власова Технологическая карта урока..docx
Технологическая карта урока 

Власова Александра Геннадиевна, учитель начальных классов

Класс: 2 класс 

Предмет: русский язык

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Место и роль урока в изучаемой теме: Открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи урока: Образовательные:

-        создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;

-        формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;   

-        совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

                          Развивающие:

-        способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление)

-        формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

-        расширение кругозора и обогащение речи;

                          Воспитательные:

-        прививать интерес к предмету;

воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные:

Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным; сравнение как одно из выразительных качеств.

       Уметь: находить прилагательное в предложениях; правильно употреблять имя            прилагательное в речи; находить связь имени прилагательного с именем существительным;

          Личностные:

а) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

б) ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

в) воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

г) умение слышать своего товарища, сопереживать вместе с ним, находить общее мнение.

         Метапредметные:

     а) регулятивные:

- развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

-формировать умения самостоятельно решать проблему, делать вывод;

    б) познавательные:

- умение использовать приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности.

-уметь предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

   в) коммуникативные:

- развивать учебные умения для решения различных коммуникативных задач;

-формировать собственное мнение;

-оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное;

-понимать друг друга;

-сотрудничать при совместной работе;

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, литература.

Образовательные ресурсы: Технические средства обучения: компьютер, проектор,  раздаточный материал, презентация.

Используемая литература: Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. В. П. Канакина , В.Г.Горецкий.

 

 

 

Сценарий урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

 

1. Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Сегодня мы будем работать в группах.

-В природе есть солнце.

Оно светит

и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс

и не только обогреет нас,

но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (на экране появляется солнышко с улыбкой) СЛАЙД 1

 

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, как это солнышко, что смотрит на вас. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам  за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам!

 - Откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.

- приветствуют учителя;

- приветствуют друг друга;

- выполняют запись даты в тетради;

 

 

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося.

2. Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания.

- Обратите внимание на доску.  

- Что вы заметили?

- Запишем эти соединения заглавной и строчной букв «Пэ»  (1 строчка)

-Запишите вторую строчку соединений строчной буквы  п  с элементами других букв  Минутка чистописания для 2 класса

 

Словарная работа.

- Обратите внимание на экран, Вам необходимо расшифровать слово, которое спряталось за этими цифрами 17, 6, 19, 16, 12 . Каждое число является порядковым номером букв в алфавите. СЛАЙД 2

- Какое же слово получилось? (ПЕСОК)

-Запишите это слово у себя в тетради. (один ученик комментирует написание

- Посмотрите еще раз на слайд и проверьте, правильно ли вы записали это слово.

-С какой буквы начинается это слово? («пэ»)

 

-Сейчас вам предстоит записать ещё несколько знакомых словарных слов, которые тоже начинаются с буквы «пэ». Обратите внимание на доску, тут тоже есть солнышко с необычными лучиками. Под каждым лучиком записано словарное слово. Один ученик должен выйти к доске, взять лучик и про себя прочитать слово , которое там написано, а затем необходимо рассказать об этом слове, не называя его, чтоб другие ребята догадались , что же за слово записано на лучике.

 

Далее ученики по очереди выходят к доске и загадывают слова. Остальные ребята отгадывают и записывают в тетрадь.

(Слова на лучиках :ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ПОГОДА, ПОМИДОР, ПОСУДА, ПЯТНИЦА, ПРАЗДНИК)

 

-Давайте теперь проверим, не забыли ли вы , как правильно надо писать эти слова.

-Посмотрите на экран и сверьте свои записи

СЛАЙД 3

-Определите часть речи каждого слова, что заметили? (это все имена существительные)

-Расскажите, что такое имя существительное?

 

 

 

- При написании буквы П добавляется соединение строчной буквы п.

-записывают первую строчу

 

-записываю вторую строку

 

- расшифровывают слово и называют его

 

 

 

-записывают слово

- проверяют, правильно ли выполнили задание.

 

-называют букву «пэ»

 

-слушают инструкцию по выполнению задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-записывают словарные слова в тетрадях

 

 

 

 

-один ученик комментирует, другие ребята проверяют

 

 

-определяют, высказывают свои суждения

-вспоминают и рассказывают раннее изученное правило

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

 

-Ребята, а теперь я предлагаю вам записать однокоренное слово к слову ПРАЗДНИК. Это слово должно отвечать на вопрос КАКОЙ?

-Подумайте, что же это за слово?

 

 

-Правильно, это слово ПРАЗДНИЧНЫЙ.

-Еще раз скажите, на какой вопрос отвечает это слово?

-А что оно обозначает?(признак)

-Мы можем назвать это слово существительным?

-А кто знает, какой частью речи является это слово?

 

 

- Какова же тема нашего урока?

 

- Попробуйте определить цель урока (на экране выведена цель урока).

 

 

 

 

 

-думают, высказывают свои предположения

 

« ПРАЗДНИЧНЫЙ»

-Какой?

 

-Признак

-Нет

-Прилагательное

 

 

-Имена прилагательные

 

-коллективно формулируют цель урока

- Цель: познакомиться с именами прилагательными, учиться распознавать имена прилагательные, знать ,на какие вопросы отвечают имена прилагательные и определить их значимость в нашей речи.

 

 

Познавательные:

готовность к восприятию нового учебного материала.

 

 

 

 

Регулятивные:

развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

3.2. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Решение проблемы

Работа по учебнику.

-Ребята, а какой цветок похож на солнышко?

 

 

-Правильно, это РОМАШКА.

-Вспомните, как мы назвали нашу ромашку, которая к нам пришла еще на прошлых уроках (ЧАСТИ РЕЧИ)

-Какие лепестки уже открыты? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ).

-Сегодня нам предстоит открыть еще один лепесток. Как вы думаете, что же это за лепесток, что на нём будет написано?

 

-Верно, это имя прилагательное.

Открывается еще один лепесток «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». И  сегодня нам предстоит , как вы заметили, более подробно поговорить об этой части речи.

 

-Давайте еще раз посмотрим на слово ПРАЗДНИЧНЫЙ. Вы сказали, что оно обозначает признак предмета. А признак какого предмета может обозначать это слово ?

 

 

 

-Назовите еще другие слова, которые будут обозначать признак предмета. (записываю предложенные слова на доске)

 

 

- Давайте попробуем сформулировать правило об имени прилагательном. А именно: на какие вопросы отвечает и что обозначает эта часть речи.

 

-А теперь обратимся к учебнику и сравним, верны ли ваши высказывания . На с.86 прочитайте правило об имени прилагательном (читает один ученик вслух)

 

-Молодцы, вы верно все заметили, и самостоятельно сформулировали правило. Запомните его.

 

-А теперь в группах составьте предложение со словосочетанием ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ.

-Назовите ваши предложения.

 

 

-Запишите это предложение в тетрадь. Определите грамматическую основу. (один ученик у доски)

 

 

- Осталось решить несколько проблем, связанных с именем прилагательным.

1.С какой частью речи связано имя прилагательное?

-Для этого обратите внимание на предложение, которое вы записали и попробуйте определить, на признак какого предмета указывает слово ПРАЗДНИЧНЫЙ?(пирог)

-Слово «пирог» какой частью речи является?

 

-Давайте обратимся к отрывку из стихотворения С.Есенина «Береза»  СЛАЙД 4

 

               На пушистых ветках

              Снежною каймой

              Распустились кисти

             Белой бахромой.

 

-Докажите, что выделенные слова являются прилагательными.

-А теперь определите, а к каким словам они относятся?

-А какой частью речи являются эти слова?

-Запишите эти сочетания в тетрадях. ( один ученик у доски).

-А теперь  стрелочкой укажите связь прилагательного с существительным.

-Так с какой же частью речи связано прилагательное?

-Молодцы, вы верно все подметили. Прилагательное связано с существительным. Запомните это!

 

1.      Зачем нам в речи имя прилагательное?

-Обратите внимание на экран, что заметили  СЛАЙД 5          На ветках

                           каймой

                          Распустились кисти

                         бахромой.

 

-Скажите, красиво ли сейчас звучат предложения?

-Как, по вашему мнению, лучше звучит стихотворение? Прочитайте ещё раз без прилагательных, а потом с прилагательными. Какой можно сделать вывод, для чего же нужны прилагательные?

 

 

 

 

 

 

 

-думают, определяют внешний вид какого цветка похож на солнышко(РОМАШКА)

 

-части речи

 

 

-вспоминают ранее изученные части речи

-предполагают, размышляют

-называют часть речи «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-называют словосочетания (Н-р:ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ, ПРАЗДНИЧНЫЙ ПИРОГ и т.д.)

 

-называют свои примеры

 

 

 

 

Высказывают, размышляют, делают выводы

 

 

- Сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника

 

 

 

 

 

 

-составляют , обсуждают в группах

 

-называют, определяют наиболее удачное предложение

 

-записывают предложение, выполняют разбор

 

 

 

-определяют связь слов в предложении (прил.+сущ)

 

 

 

-сущ.

-доказывают свою точку зрения, указывают стрелочкой связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-делают вывод

 

 

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-определяют, какие изменения произошли (развитие внимательности)

 

 

 

 

 

 

Дети в парах решают эту проблемы, делают свои выводы и их озвучивают.

ВЫВОД: Имена прилагательные уточняют, украшают слова и всю нашу речь.

Познавательные:

умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

 

3.4. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

- Рассмотрите схему на доске.

СЛАЙД 6

                        Прилагательное

 

 


Вопросы       что обозначает?      с какой частью                                                                                    

                                                          речи связано?

 

- Пользуясь схемой, расскажите, что вам известно об имени прилагательном.

 

 

 

 

музыкальная

 

 

 

 

 

 

 

- рассказываают правило об имени прилагательном

 

Познавательные:

использование имеющихся знаний.

4.Повторение и включение в систему знаний (Творческая самостоятельная работа (работа в группах и индивидуальная работа)

- На доске записаны словосочетания:

Долгожданная в  сна, яркое со нце, голубые   блака,           г  ворливые ручейки

 

-Прочитайте сочетания, какие орфограммы пропущены?

 

-Объясните правописание слов с пропущенными буквами. (убираю ромашки)

 

-А теперь в группах составьте и запишите с данными сочетаниями предложения так, чтобы получился небольшой рассказ. Придумайте название рассказу.

 

 ( В это время 3 ученика работают самостоятельно по индивидуальным карточкам)

Приложение 1

 

 

-Проверим, какие предложения у вас получились.

 

 

-Прочитайте эти предложения ещё раз, но без прилагательных. Красиво ли они звучат?

 

 

- Читают , определяют вид пропущенных орфограмм (безударные гласные и непроизносимая согласная)

 

 

 

 

 

 

- Объясняют правописание слов .

 

 

- Самостоятельно выполняют задание в группах.

 

 

 

 

-индивидуальная работа

 

 

 

 

-читают по одному ученику из группы

 

-еще раз делают вывод, что имена прилагательные уточняют, украшают слова и всю нашу речь.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

развивать учебные умения для решения различных коммуникативных задач.

5. Рефлексия учебной деятельности

 

- Давайте вспомним тему урока. С помощью какой части речи нам удаётся делать нашу речь более точной и выразительной?

 

СЛАЙД 7

Отгадайте загадку:

-Встала радуга-дуга

На крутые берега.

Через речку мост готов,

Он окрашен в семь цветов.

 

На экране появляется изображение радуги.

-Перечислите названия цветов радуги. (отвечает 1 ученик)

 

-Какую часть речи использовали, чтобы назвать цвета радуги?

 

Игра «РОМАШКА»

По одному представителю команды выходят к доске и срывают по лепестку. На лепестках записаны вопросы, на которые учащиеся должны ответить:

 

1.      С какой новой частью речи работали на уроке?

2.      Что такое имя прилагательное?

3.      Что обозначает имя прилагательное?

4.      На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

5.      С какой частью речи связано имя прилагательное?

 

- Закончите предложение:

-        Сегодня на уроке я узнал об ….

-        У меня были трудности в… почему?

-        Больше всего мне понравилось…..

- Я могу похвалить себя за…

 

- Открываем дневники и записываем домашнее задание  стр.87, упражнение 150.

 

-  Имя прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-слушают

 

 

 

-прилагательное

 

 

 

-отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На уроке я….

 

 

 

 

- Записываю домашнее задание.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.




Приложение 1.

 

Карточка №1

Запиши слова в два столбика. В первый-имена существительные, во второй-имена прилагательные:

Яркая, быстрый, медведь, высота, хищный, отважный, тетрадь, весна, дерево, ранняя.

Составь с одним прилагательным предложение и запиши его.

 

 

Карточка №2

Составь из данных слов 3 предложения . Запиши их. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные:

     Весна, дружная, пришла.

     Светит, солнышко, тёплое.

     На, лёд, лесных, треснул, озёрах.

 

 

Карточка №3

Вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и запиши этот текст:

 Проснулось _____ солнышко.  Наступило ______ утро.

На траве засверкала ______ роса. Запели ________ птицы.