Технологическая карта урока по теме: Особенности общения с трудными дошкольниками.

  • docx
  • 13.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)

 

 

 

Технологическая карта урока

МДК. 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

 (специальность 44.02.01.Дошкольное воспитание)

 

 

Тема 1.6 Особенности общения с трудными дошкольниками.

 

 

Практическое занятие №

Составить план  проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

Разработать  программу коррекции общения детей в группе на один месяц.

 

 

 

Составитель:Таранова Н.А

                                                                                преподаватель психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

Лукоянов 2025

 

 

Пояснительная записка

Открытый урок по теме «Особенности общения с трудными дошкольниками» является практическим занятием №, на которое отводится 2 часа. Проводится в соответствии с программойМДК. 02.06 Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

Данный урок проводится в  соответствии с календарно- тематическим планом  во 2 семестре преподавателем предметно- цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин Тарановой Н.А.

Результатом освоения знаний на данном уроке  является овладение обучающимися следующими профессиональными ПК) и общими  (ОК) компетенциямиДошкольное воспитание:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

МДК. 02.06 Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Тема учебного занятия:«Особенности общения с трудными дошкольниками»

Тип учебного занятия: повторительно-обобщающие: 

Организационная форма проведения учебного занятия: практическое занятие

Оборудование: мультимедийный проектор, задания

Целеполагание для преподавателя

Цель: Обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

Задачи:

-закрепить знания по раннее изученным темам;

- -развивать коммуникативные способности, вести диалог с сокурсниками и  преподавателем;

-выявлять и развивать творческие способности обучающихся;

Целеполагание для обучающегося

Обучающая цель  учебного занятия:

Знает: воспроизводят основные понятия (затруднённое общение, агрессия, эгоизм, замкнутость,  негативизм,  гиперреактивность, импульсивность, обидчивость) причины и признаки затруднённого общения;

Понимает: объясняют основные причины и признаки затруднённого общения, характеризуют коррекционные игры и упражнения, сравнивают виды затруднённого общения, объясняют особенности обучения детей с трудностями в общении в условиях  дошкольного образовательного учреждения в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования и САНПИНАМИ

Применяет: анализируют практические ситуации, игры, программы в соответствии с нормативными документами регламентирующие дошкольное образование.

Развивающая цель учебного занятия;

-раскрывают сущность затруднённого общения у детей дошкольного возраста, осознано и  самостоятельно отвечают на вопросы, анализируют практические ситуации;

Воспитывающая цель учебного занятия:

-проявляют устойчивый интерес к изучению МДК. 02.06 Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста;

-рационально планирует и организовывает собственную деятельность,оперируя специальными понятиями;

-осуществляют  профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

-выбирает оптимальный алгоритм деятельности, воспроизводят доклады (программы, кластеры, картотеку игр) по определенным направлениям и отвечают на предложенные вопросы;

Методы обучения

1. По степени самостоятельности и творчества обучаемых

-Репродуктивный метод

-Частично поисковый (эвристический) метод

2.По источнику учебной информации

-Словесные методы:  беседа (эвристическая беседа), работа с текстовой информацией

-Наглядно – демонстрационные методы

-Практические методы:

3.По этапам учебного занятия

2группа-методы, способствующие закреплению, совершенствованию: проблемно-поисковые,  информационно-развивающие

4.На основе   взаимодействия  преподавателя и обучающихся.

-демократический стиль: интерактивные методы обучения

Средства обучения

Простые средства:

1.                 Словесные: учебники,  тексты докладов, проблемные вопросы и задания.

2.                 Визуальные средства: слайды.

Сложные средства:

Специально созданные дидактические материалы и пособия: презентации выступлений

Технические: статическая диапроекция (мультимедийное оборудование)- презентация выступлений

Контроль и оценка освоения результатов  учебного занятия

Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

Формы и методы контроля

Объект оценивания:

Цели (обучающие):

Знает

 

Понимает

 

 

 

Применяет

Форма контроля:

Практическое задание

Метод контроля:

Беседа, устный опрос

Форма контроля:

практическое задание

Метод контроля:

Беседа

Форма контроля:

Практическое  задание

Анализ проблемных вопросов

Метод контроля:

Результат деятельности – метод контроля -  экспертная оценка

Процесс деятельности – метод контроля – экспертное наблюдение

 

Содержание учебного занятия

1.Организационный момент

 

2 .Сообщение целей и темы урока

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении - уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу и многое другое.

Мы с вами изучили тему  Особенности общения с трудными дошкольниками. Выделили и определили основные трудности  в общении детей раннего и дошкольного возраста.

Сегодня на практическом занятии:

-мы  обобщаем пройденный материал по изученной теме

-составим картотеку  коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

- проанализируем разработанную вами   программу коррекции общения детей в группе (на один месяц)

- проведем небольшой письменный мини опрос по изученному материалу.

3.Вступительное слово преподавателя

Изучая данную тему,  вы должны овладеть как общими, так и профессиональными компетенциями, а именно:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

4. Актуализация знаний

Прежде чем перейти к поставленной проблеме давайте вспомним, что такое:

- затрудненное общение?

- какие причины приводят к трудностям в общении?

-используя рисунки назовите основные  типы так называемых «трудных» детей?

5. Выступление по кластерам

Каждой подгруппе я раздам психолого-педагогическую характеристику детей испытывающие те или иные трудности в общении.

Вам нужно определить тип  затруднённого общения, составить кластер по данному типу общения и его представить.

В кластере,  вы должны отразить :

-понятия и основные признаки того или иного  типа затруднённого общения,

-выделить основные причины приводящие к данному нарушению;

-определить специфику оказания соответствующей помощи, составить рекомендации  для воспитателей и родителей, 

-показать возможности их обучения в детском саду

Обучающиеся могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проблемы. Каждый высказывает свое мнение, приводит аргументы за и против.

 

1. Охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но быстро теряют интерес к ней. Он с трудом соблюдают правила игры, не может долгое время заниматься одним делом. С трудом слушают взрослого, отвлекается, на занятии громко разговаривает .Знает правила поведения, но не выполнять их («Я так хочу»).В то же время следует сказать, что интеллектуальный уровень и творческая активность достаточно высокая. Основной проблемой является неразвитость произвольности, неспособность сдерживать свои возникающие желания.

2.Спокоен и усидчив. Дисциплину не нарушают и никому не мешают, спокойно выполняет поручения взрослого, соблюдает  правила поведения в быту и на занятиях. Но за этой покорностью и спокойствием скрывается отсутствие интереса к окружающему миру: к игре, предметам, самостоятельной деятельности. Участвуя в играх наравне со всеми, но не проявляя к ним интереса и эмоциональности, говорит редко и тихо, от него  трудно добиться развернутого ответа. Предложения взрослого обычно легко принимают, ни от чего не отказывается, но при этом инициативы не проявляет. Внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого он ждет  указаний и инструкций. Несмотря на покорность такого ребенка, общаться с ними трудно, так как хоть он и не возражают взрослым, но и не высказывает своей точки зрения, никак не проявляет себя.

3.Упрямый, стремится возражать старшим и сверстникам, отказываться, что либо делать, часто проявляет вспышки гнева и ярости, желание унизить или оскорбить. Самоуверен завышенная самооценка,  ворчит, кусается, царапается, плюется, иногда проявляет  драчливость и вспыльчивость.

Ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Часто является зачинщиком драк, ссор. Когда ему что, то не нравится злится, ломает игрушки, наводит беспорядок в комнате.

4.Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослого. Стесняется подойти к группе сверстников, не решается включиться в игру. В новой игре чувствует себя не уверенно, боится проявить свою неумелость и попросить помощи у других. Доброжелательно относится к окружающим, хочет с ними общаться. Говорит, тихо испытывая внутреннее напряжение.

5.Неадекватно воспринимают отношение к себе, зачастую считают себя обделенными и недооцененным. Ориентируется на положительное отношение к себе окружающих, и всем своим поведением требуют постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. Постоянно прислушивается на мнение других о себе. Ребенку постоянно кажется, что его друзья его игнорируют, решили не играть, не дружить больше с ним только потому, что они увлеченно играют в какую-то интересную игру и не заметили его прихода. Ребенок зачастую испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, излишняя ориентированность на мнение окружающих.

6. У ребенка ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами, как правило, достаточно активен в общении. Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, он не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно он хочет показать себя и вызвать восхищение других: говорит о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. "Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.". Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для него главной целью и ценностью. При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение ("смотрите, какой я хороший"), так и действия, выражающие агрессию. Очень ориентирован на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, если не получается получить  положительную оценку себя и своих поступков, то ребенок применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры, кривляется и капризничает.

 

 

6. Составление картотеки  игр

 Я вам раздам копилку игр, вы должны составить  картотеку коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми на развитие коммуникативных способностей.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: 

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 

Данные игры вы должны представить по направленности и задачам, которые они призваны решать в работе с детьми дошкольного возраста. Представляя данную картотеку, вы обращаете внимания на цель игры, возраст и для какой категории детей с трудностями в общении  она используется. Параметры составления картотеки:

-Игры снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей

-Игры на развитие коммуникативных навыков для детей

-Игры на развитие умения активно слушать

-Пантомимические этюды 

-Игры на развитие умение сотрудничать: Учим слышать, понимать и подчиняться правилам

Каждая группу представляет картотеку игр по параметрам

Игры снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей

-Игры на развитие коммуникативных навыков для детей

-Игры на развитие умения активно слушать

-Пантомимические этюды - развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

-Игры на развитие умение сотрудничать:Учим слышать, понимать и подчиняться правилам

7. Анализ программы

Вам было дано задание составить программу по коррекции трудностей в общении детей.  Каждая из групп выбрала возрастную группу и определенный тип затруднённого общения.

Данная программа составлялась вами по определенным критериям:

- Актуальность программы и новизна;

- Цели и задачи программы;

-Принципы построения программы;

- Основные методы и формы работы;

- Требования к проведению коррекционно-развивающей программы;

- Учебно-тематический план занятий;

 При его составлении вы обращали внимания на составленную вами картотеку.

 

Анализ разработанной   программы по коррекции трудностей общения детей в группе на один месяц.

8. Письменный мини-опрос

Обобщив данную тему вам предлагается задание письменно

ответить на вопросы и выбрать правильный ответ

7.Вывод по уроку

В заключение урока давайте обобщим весь материал и сделаем выводы.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей и педагогов. Для этого необходимо взрослому поощрять любую инициативу ребенка в общении, развивать эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, побуждая детей к активному проявлению заботы, прививать основы культуры общения.