Технологическая карта урока по теме "Цветопись" 5 класс

  • docx
  • 20.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока по теме Цветопись.docx

Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

 

Тема урока: Цветопись в сказках  А.С.Пушкина

 

Цель урока

Выявление роли цветописи в сказках А.С.Пушкина

Тип урока

Урок изучения нового. Интегрированный урок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь находить цветопись в сказках А.С.Пушкина и выявлять ее роль.

Метапредметные:

 Познавательные: умение работать с художественными текстами сказок А.С.Пушкина, анализировать отрывки с целью выявления в них цветописи, формулировать гипотезу и искать пути ее решения, делать выводы, строить речевое высказывание.

Регулятивные: умение ставить цель, проводить исследование по алгоритму, оценивать ход и результат выполнения задания, проводить самооценку и взаимооценку;

Коммуникативные: умение работать в группах, осуществлять поиск и сбор информации для решения выдвинутой гипотезы, умение строить речевое высказывание.

Личностные: воспитание уважения при  работе в группах,  привитие учащимся интереса к урокам литературы, к процессу исследования.

Методы и формы обучения

Исследовательский, практическое занятии (лабораторная работа), групповая  работа

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

презентация Microsoft Office PowerPoint «Цветопись в сказках А.С.Пушкина»,  печатный раздаточный материал, инструктивные карты, оценочные листы, видеоролик «Семь цветов радуги» (  https://www.youtube.com/watch?v=eyPMNAVqWto&t=2s), отрывки, фрагменты опер «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане» (композитор Николай Андреевич Римский –Корсаков) , оперы  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (композитор  Виктор Васильевич Плешак), художественного фильма «Сказка о царе Салтане» (режиссер Александр Лукич  Птушко, 1967г.), мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Основные понятия

«Цветопись», АРТ-выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

-Добрый день, ребята. Мы начинаем очередное заседание лингвистической лаборатории, которое посвящено раскрытию очередной тайны языка.

Обучающиеся настраиваются на урок.

 

Фронтальная

Личностные:  привитие учащимся интереса к урокам литературы, к процессу исследования.

2.Создание проблемной ситуации (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию)

Видеоролик «Семь цветов радуги»

Над чем же мы сегодня будем работать, что исследовать. Узнаем, просмотрев видеоролик.

 

Смотрят видеоролик.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:  привитие учащимся интереса к урокам литературы, к процессу исследования.

3.Постановка проблемы исследования

Беседа. Проблемный диалог.

- Ребята, что вы увидели на экране?

 

 

- Подумайте, как они связаны с  уроком литературы?

 

 

 

- А каким словом можно назвать использование цветов и оттенков в художественных  произведениях?

 

 

 

 На экране высвечивается  слово ЦВЕТОПИСЬ.

- А может быть, кто-нибудь знает, что означает это слово?

 

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Цветопись – это средство художественной выразительности. А какие средства художественной выразительности вы еще знаете?

 

- Ответы обучающихся. (Цвета, оттенки)

 

- Ответы обучающихся. (Как писатели и поэты используют разные цвета и оттенки в своих произведениях).

Предположения обучающихся.

 

 

 

 

Предположения обучающихся.

 

 

 

 

Ответы обучающихся (Эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.)

Фронтальная

Коммуникативные:  умение строить речевое высказывание

 

4. Формулирование темы и предмета  исследования

Беседа. Работа с картинами художника А.М.Елисеева.

Проблемный диалог

Цветопись – тема нашего исследования.

 

- А в каких художественных произведениях мы будем определять цветопись? Что же станет предметом исследования? Давайте определим, рассмотрев картины известного художника Анатолия Михайловича Елисеева.

- Что вы увидели на них?

 

 

 

- Сформулируем предмет исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся (Героев сказок А.С.Пушкина).

 

Ответы обучающихся. (Предмет исследования: цветопись в сказках А.С.Пушкина).

 

Фронтальная

Коммуникативные:  умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать предмет исследования.

 

5. Выдвижение гипотезы

Беседа.

Проблемный диалог

А как вы думаете, с какой целью А.С.Пушкин  в своих сказках обращается к цветописи?

 

- Верны ли наши догадки? Давайте выдвинем гипотезы.

 

Работаем над проверкой следующей гипотезы: допустим, что цветопись   придает  сказкам А.С.Пушкина особое настроение.

 

 

 

Предположения обучающихся.

 

Формулируют разные гипотезы.

 

 

Фронтальная

Регулятивные: умение ставить цель исследования

6. Формулирование цели исследования

Беседа. Проблемный диалог

- Сформулируем цель нашей деятельности.

 

 Ответы обучающихся (Цель: выявление цветов, преобладающих в сказках А.С. Пушкина, и определение их роли).

 

 

Фронтальная

Коммуникативные:  умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать гипотезу

7. Проверка гипотезы: проведение лабораторной работы

Лабораторная работа.

 

 

 

 

Инструкция.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели урока?

Для этого проведем лабораторную работу. Материалом для исследований послужат отрывки из всем вам известных сказок А.С.Пушкина.

 

Прежде чем приступить к исследованию предложенных материалов, проведем инструктаж.

 

Дорогие  пятиклассники!

Мы желаем Вам успехов  в разгадке очередной тайны русского языка. Ознакомьтесь с краткой инструкцией.

1. Ознакомьтесь  с предложенными заданиями на инструктивных карточках.

2. Проведите исследование  в течение 10 минут.

3.Занесите результаты исследования в таблицу и сделайте выводы

4. Озвучьте результаты исследования.

Соблюдая четко регламент, приступите к работе.

Вопросы по ходу деятельности.

 

- Если нет вопросов, предлагаю начать исследование.

 

Во время работы звучит фрагмент  оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»

 

Ответы обучающихся. (Доказать или опровергнуть гипотезу, провести исследование).

 

 

Прослушивают инструктаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят лабораторную работу, изучают инструктивные карты (см. Приложение 1) исследуют отрывки из сказок А.С.Пушкина в группах, заносят результаты лабораторной работы в таблицу, рисуют иллюстрации к сказкам. 

При определении роли цветописи при затруднении обучающиеся могут обратиться к подсказке (Приложение 2)

Групповая

Познавательные: умение работать с художественными текстами сказок А.С.Пушкина, анализировать отрывки с целью выявления в них цветописи, формулировать гипотезу и искать пути ее решения, делать выводы, строить речевое высказывание.

 

Регулятивные: умение проводить исследование по алгоритму.;

Коммуникативные: умение работать в группах, осуществлять поиск и сбор информации для решения выдвинутой гипотезы, умение строить речевое высказывание.

Личностные: воспитание уважения при  работе в группах.

 

Физминутка

Физминутка. Ребята, мы с вами плодотворно работали. Давайте отдохнем. В этом нам опять помогут цвета. У меня в руках сигнальные карточки разных цветов: синего, желтого, красного, зеленого.  Каждая карточка обозначает определенное упражнение. Красный – шаг на месте. Зеленый  - наклоны в сторону. Желтый – повороты головы в правую и левую стороны. Синий – гимнастика для глаз. (Учитель показывает карточки, обучащиеся выполняют соответствующее упражнение).

 

Выполняют физминутку.

 

 

8. Интерпретация полученных данных

Речевое высказывание. Оформление выставки.

Знакомство с разными видами искусства.

Сказки А.С.Пушкина нашли отражение не только в литературе, но в других видах искусства.

- Может быть,  кто-нибудь знает в каких?

 

- В ходе озвучивания результатов исследования мы с вами познакомимся с небольшими фрагментами из этих произведений.

- Ребята, я прошу вас изложить результаты ваших  научных исследований.

Перед выступлениями включаются фрагменты оперы «Сказка о золотом петушке» (композитор Николай Андреевич Римский –Корсаков) , оперы  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (композитор  Виктор Васильевич Плешак), художественного фильма «Сказка о царе Салтане» (режиссер Александра Лукича  Птушко, 1967г.), мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Результаты исследования оформляются в виде Арт-выставки.

Работа со словом АРТ

- АРТ – произошло от слова художественный, творческий.

Арт – выставка – выставка современного искусства, творческих работ, объединенных одной тематикой.

Показать примеры арт-выставок, арт-стен (слайды).

Этот вид современного искусства набирает все больше популярности в нашем обществе. Техникой АРТ разрисовываю стены домов, заборы, здания и даже целые многоэтажные дома.

И мы с вами также создадим свою АРТ-выставку «Цветопись в сказках А.С.Пушкина!».

 

 

- Итак,  давайте рассмотрим нашу АРТ-выставку. По этим картинам хорошо видна цветопись  в сказках Пушкина.

- Давайте еще раз перечислим излюбленные цвета А.С.Пушкина, которые преобладают в его сказках  и  определим их роль.

 

 

Предположения обучающихся.

 

 

 

Выступления групп, представление продукта деятельности (иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся в группах оценивают рисунки одним словом (прекрасно, великолепно. необычно и т.д.).

 

Ответы обучающихся.

(В сказках А.С.Пушкина преобладают синий, золотой, красный и белый цвета. Золотой цвет - символ счастья, богатства, чистоты и красоты, величия, а также  необычных волшебных способностей. Красный цвет говорит о красоте и внутренней чистоте героини, а также является символом смерти, зла (отравленное яблоко). Белый цвет - это цвет радости, благости, красоты и чистоты. Синий цвет – цвет моря,  символ спокойствия, глубины морского простора, молодости, скромности и возвышенности).

Групповая

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Личностные: воспитание уважения при  работе в группах  при  оценивании результатов работы своих одноклассников.

9. Вывод по результатам исследования (сравнение с эталоном)

Задание  на сравнение результатов исследования с эталоном.

- А к верному ли результату мы с вами пришли. Давайте сравним наш результат с выводами ученых, занимавшихся исследованиями творчества А.С.Пушкина. Известный ученый-литературовед  Сергей Михайлович Соловьев в своей статье «Цвет и жанр в произведениях Пушкина» также рассматривал эту тему. К каким же выводам он пришел. Прочитаем небольшие выдержки из этой научной статьи.

(Приложение 3)

 

По насыщенности красками сказки А.С.Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе. Спектр красок характеризуется малым числом красок вообще и резким преобладанием в нем трех – белой, золотой и синей … В сказках очень много золота, еще обильнее используется белый цвет, а также синий, зеленый и красный… Они придают сказке плотность и насыщенность. Цветопись в этих сказках является своеобразным ключом сюжетного действия, придавая им разные оттенки настроения – грусти, радости, тревоги, смятения, чуда, волшебства и счастья. ... С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё

художественное произведение.

 

- К какому выводу пришел ученый?

 

 

- Обратимся вновь к нашей гипотезе. Доказана или опровергнута она.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся анализируют научный текст и приходят к выводу, что, рассматривая значение цветовой лексики на примере сказок А.С. Пушкина, они встречаются с зеленым дубом, красным солнышком, синим морем, белой лебедью, румяной красной девицей. Цветопись придает сказкам разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения, тем самым влияет на настроение и чувства читателя. Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана.

 

Фронтальная

Познавательные: умение работать с научным текстом, строить речевое высказывание (лингвистичес.

10. Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка.

Диалог.

- Подведем итог нашей совместной деятельности. Посмотрим на доску.

(на доске нарисовано личико).

- Кто это?

- Ребята, это солнышко. Но у него нет лучиков. Давайте подарим солнышку наши лучики – ладошки поделимся с ним хорошим настроением.

1 ладошка – оценка деятельности.

Красная ладошка – вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с большой пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Синяя ладошка – вы считаете, что научились, но вам еще нужна помощь.

Коричневая ладошка – вы считаете, что вам было трудно на уроке.

 

2 ладошка – настроение

Желтая ладошка – у меня отличное настроение.

Зеленая ладошка  - у меня хорошее настроение.

Голубая ладошка – мне скучно.

Фиолетовая ладошка – мне грустно.

 

 

- Заполним оценочные листы.  (Приложение 4) Посовещайтесь и озвучьте результаты своей работы.

-Какую отметку вы поставите своей группе. Прокомментируйте ее.

 

 

 

 

- Смайлик, солнышко и т.д.

Ребята выбирают две ладошки разного цвета, оценивают деятельность на уроке и свое настроение и прикрепляют их по краям солнышка, формируя его лучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку, взаимооценку, комментируют выставленные отметки, качество и результативность работы в парах (что получилось, что не получилось)

Групповая. Индивидуальная

Регулятивные: умение проводить самооценку и взаимооценку;

Коммуникативные: умение работать в группе, строить речевое высказывание.

Личностные: воспитание уважения при  работе в группах  и при  оценивании результатов работы своих одноклассников.

12. Итоги урока

Монолог учителя.

Учитель озвучивает общие итоги урока.

- В ходе лабораторной работы мы выявили, что цветопись в сказках играет огромную роль. А.С.Пушкин,  как истинный художник,  мастерски раскрасил страницы своих сказок разными цветами и оттенками и у каждого из них свой тайный особенный смысл.

 

Фронтальная

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru