Технологическая карта урока
Тема урока: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»
Предмет: Математика
Класс: 5 Учитель: Судакова Анастасия Андреевна
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: интегрированный урок (математика+краеведение)
Цели урока:
Ресурсы: Мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями.
Дидактичес кая структура |
Время |
Содержание |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
|||||||||||||||||||||
Формируемые УУД |
Предметные |
||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный этап Цель: организация класса на создание рабочей обстановки |
2 мин |
Приветствие учащихся - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. |
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
|
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения |
Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики |
||||||||||||||||||||
II.Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий |
6 мин |
Устный счет: Я тут приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате запятые в моих примерах стерлись. Восстановите их. Слайд №1 1. 36:10 = 36; 2. 456 х 100 =456; 3. 48:6 = 0,8; 4. 14x3 = 4,2; 5. 25 х 4 = 10. А эти числа необходимо прочесть, соблюдая знаки препинания: Слайд № 2 3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9.
Устно сосчитайте сумму этих чисел, затем увеличьте ее в 2 раза, затем увеличьте на 10. (ответ - 100) 1) А как это числительное звучит на английском, немецком языке? 2) Просклоняйте это число по падежам русского языка. 3) В русской литературе в каких пословицах и поговорках встречается это слово? 4) А с какими постоянными величинами в математике ассоциируется это число? (учащиеся дают ответы, среди которых есть и 1 век = 100 лет.)
|
Фронтальная самостоятельная работа в тестовая форме |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности, организует уточнение называния шагов учебной деятельности |
устно выполняют предложенные задания |
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий |
Умение умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу; действовать по самостоятельному плану решения заданий |
||||||||||||||||||||
III.Постановка целей и задач. Цель: формирование умения формулировать цель деятельности |
5 мин |
Верно, 100 лет– это век. Веками измеряется история… Ребята, сегодняшний наш урок хотелось бы начать такими строками: «…Здесь звон колоколов, сзывающий к обедне,
Как вы думаете, ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Верно, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлые века, а точнее в 19 век. Мы узнаем как жили наши предки – односельчане в то время, чем они занимались, и вместе с ними будем решать возникшие проблемы, повторим и обобщим полученные знания по теме умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.
|
|
Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока |
Отвечают на поставленный вопрос
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
|
Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности |
|
||||||||||||||||||||
IV.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
15 мин |
Ребята, сегодня мы будем решать те интересные задачи, которые вы подготовили и оформили в виде слайда презентации вместе со своими родителями. Итак, начинаем. Слайд № 4 На начало 19 столетия на территории теперешнего Ржавского сельсовета проживало 2546 человек, в настоящее время – 848 человек. В прошлом году умерло 25 человек, а родилось – 12. Опустевшие деревни – печальная трагедия нынешнего века, поэтому вопросы возрождения деревни, ее исторического прошлого, духовной культуры, ремесел, представляется особенно актуальными. Заселение наших сел началось очень давно. В наши довольно дикие места переселялись люди по царскому указу или спасавшиеся от налогов и преследований. Названия села получали по именам первых переселенцев. Так, село Бардаковка (теперешнее Первомайское) названо по фамилии помещика Бардакова. С названием одного из сел нашего муниципального образования связано имя великого русского писателя JI.H. Толстого. Там располагалось имение его отца, перешедшее после его смерти к сыновьям. 5 марта 1854 года Лев Николаевич впервые посетил это село. В 1862 году он передал имение брату Сергею Николаевичу, который продал его помещику Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа. О каком селе идет речь? На этот вопрос вы сможете ответить решив уравнения и подобрав ключ к ответу. 1)х:100=0,2 2) 3х=1,8 3) х:10=4,3 4) 4х = 5,6 5) х:3 = 3,2 6) х:5=0,3 7) 3х=0 8) 8х = 4 9) 10х = 2 10) 100х = 10. Слайд №5
Ответ: Щербачевка. Слайд №6 С конца 18 до середины 19 века население Курской губернии значительно увеличилось. Основную часть населения составляли крестьяне, поэтому главной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, опиравшееся на угнетенных тяжелым трудом и непомерными налогами крестьян. В земледелии нашего села господствовало трехполье. Основными орудиями труда были соха и борона. Жили крестьяне единолично. У каждого земля была у дома, и надел в поле. Средняя урожайность зерновых – сам 3, сам 4.(Собрано в 3 или 4 раза больше, чем высеяно) Но необработанной земли не было. А теперь решите задачу № 1 Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины. Сколько мешков ячменя по 3 пуда необходимо высеять, если на десятину сеять по 20 пудов? Засеял крестьянин свой надел,… заколосились хлеба,… пришло время жатвы. Слайд № 7 Крестьяне всей семьей трудились на жатве, даже грудных детей забирали с собой в поле. Дети очень рано приобретали сноровку в работе. Мужчины косили зерновые серпами и косами с грабками (демонстрация экспонатов). Женщины вязали снопы и клали их в копы. Копы свозили в клуни, когда немного освобождались от полевых работ, молотили. Молотили цепами, это требовало особой сноровки. Давайте воспроизведем ритм молотьбы в 7 цепов, особо почитаемую нашими предками. ( воспроизведение ритма молотьбы с помощью удара ручкой по столу) Более зажиточные крестьяне имели конные молотилки. Зерно размалывали вручную и на ветряных мельницах зажиточных крестьян. На Бочанке такая мельница была у Игнатченко Михаила Федоровича. Задача № 2 Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах: Мельница 15 мер овса Размелет в полтора часа. Теперь скажи: в какой же срок В 20 мер исполнить ей урок? Итак, смололи крестьяне муку, напекли душистого хлеба, сели за столы… Как же питались наши предки? Слайд № 8 Пища крестьян была не очень разнообразной. Но русскому человеку щи и окрошка с ломтем свежеиспеченного хлеба казались вкуснее изысканныхфранцузских бульонов – консоме. Обедать садились всей семьей за один стол. Ели из черепяных мисок, горшков деревянными ложками. (Демонстрируются экспонаты). На обед подавали щи, кашу с молоком, картофель « в мундире», взвар. Поможем хозяйке сварить взвар, решив задачу. Задача № 3. Для приготовления взвара составили смесь из 6 частей сухих яблок, 4 частей груш, 2 частей сахарной свеклы. Сколько фунтов каждого продукта необходимо взять для приготовления 6 фунтов смеси? Физминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает
руки класс – это «раз». |
Групповой метод, само и взаимопроверка |
Организует работу в парах
|
Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу
По окончании каждого вида работы на каждом этапе оценивают результат своей деятельности в листах самооценивания.
|
Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями |
Умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, объяснять выбор действий
|
||||||||||||||||||||
V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Цель: формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. |
10 мин |
Слайд № 9 Несмотря на все тяготы жизни, наши односельчане умели отдыхать. Приходился отдых в основном на главные церковные праздники. Наиболее почитаемые – престолы. Во Ржаве их два: в честь Святого Николая(Зимний Николай (19 декабря), Летний Николай (22 мая).Отсюда и название нашего Храма – Никольский. Строительство церкви началось при крепостном праве, велось на пожертвования людей. Старожилы рассказывают, что особое участие в строительстве принимала мать П. И. Медведева. Церковь построили в 1890 году, а в 1929 году ее закрыли. Открывали и закрывали нашу церковь несколько раз. В 1976 году закрыли надолго. Убранство храма было растащено и он превратился в колхозное зернохранилище. Позднее там разместился склад газовых баллонов. В 1991 году храм был восстановлен и действует по сей день. В престольный праздник люди одевали свои праздничные одежды: саян, пары, и после церковной службы шли на гулянье. Торговать ездили в соседнее село, славившееся своими ярмарками, - Волоконск. На ярмарке возникла такая ситуация: Задача № 4. Леденец на 1 копейку и грош дороже калача. Купили пару калачей и пару леденцов, заплатили пятиалтынный. Сколько что стоит? (приводится таблица денежных мер) Вашему вниманию предлагаются конверты с задачами разной «стоимости»: За 3 рубля: На саян и кофту расходуется 8 аршин сатина. На саян в 3 раза больше, чем на кофту. Сколько сатина на каждую вещь понадобится? За 4 рубля: У приезжего оценили богатство: модный жилет, да поношенный фрак. Всего на 3 алтына без полушки. Фрак в 4 раза дороже жилета. Что сколько стоит? За 5 рублей: В семье Медведевых было три сына: Петр, Алексей, Дмитрий и сестра Клавдия. Вместе им 115 лет. Клавдия моложе Дмитрия на 3,5 года, Алексей старше Клавдии на 6,5 лет. Петру и Клавдии вместе 65 лет. Сколько лет каждому?
|
Дифференцированная самостоятельная работа
|
Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения |
Выполняют задания, называют место и причины затруднения. Исправляют ошибки
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности
Выполняют самостоятельно работу разного уровня сложности |
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.
Уметь составлять и решать уравнения при решении задач
|
||||||||||||||||||||
VI.Рефлексия Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее |
7 мин
|
Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?» Вспомните строки стихотворения, прозвучавшие в начале урока. Обратите внимание на эти картины нашего местного художника Сгонникова Николая Михайловича. Здесь изображены до боли знакомые нам места родного села. Какие чувства вызывают у вас эти полотна? Любите свой край, свою семью, своих родителей. Свое отношение к уроку сформулируйте в виде синквейна Напоминаю правило его составления: 1строка- 1 слово (существительное, тема синквейна) 2 строка-2 прилагательных, раскрывающих тему 3 строка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме 4 строка- фраза, свое отношение к теме 5 строка-слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, личное отношение к теме Домашнее задание Составить и решить задачу, связанную с историей своей семьи.
Всем спасибо за урок!
|
Фронтальная
индивидуальная |
Организует рефлексию.
Собирает листы самооценивания, выставляет оценки, Напоминает правило составления синквейна, проводит инструктаж домашнего задания |
Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.
Учащиеся анализируют свою работу,
Учащиеся сдают карточки самооценивания. Читают свои синквейны. Например: Дробь
Десятичная, вездесущая
Умножали, делили, применяли Математика везде нужна У меня все получилсь!) |
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.