Технологическая карта урока по теме: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по теме: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»

Оценка 4.7
docx
математика
11.03.2020
Технологическая карта урока по теме: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»
технологическая карта урока «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число».docx

Технологическая карта урока

Тема урока: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»

Предмет: Математика

Класс: 5       Учитель: Судакова Анастасия Андреевна

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма урока: интегрированный урок (математика+краеведение)

Цели урока:

  • Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме
  • Развивающая цель: совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений, решение текстовых задач, развивать навыки применения знаний в конкретной ситуации, навыки логического мышления.
  • Воспитательная цель: Формирование интереса к предмету математики, используя преемственную связь с историей родного края, формирование активной жизненной позиции, ответственности и стремления к успеху.

Ресурсы: Мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями.

 

 

 

 

Дидактичес

кая структура

Время

Содержание

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Формируемые УУД

Предметные

I.Организационный этап

Цель: организация класса на создание рабочей обстановки

2 мин

Приветствие учащихся

- У каждого из вас на

столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

 

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения

Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики

II.Обобщение и систематизация знаний.

Актуализация знаний

 

Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий

6 мин

Устный счет:

Я тут приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате запятые в моих примерах стерлись. Восстановите их.

Слайд №1

1.  36:10 = 36;

2. 456 х 100 =456;

3.  48:6 = 0,8;

4. 14x3 = 4,2;

5.  25 х 4 = 10.

А эти числа необходимо прочесть, соблюдая знаки препинания:

Слайд № 2

3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9.

 

Устно сосчитайте сумму этих чисел, затем увеличьте ее в 2 раза, затем увеличьте на 10.

(ответ - 100)

1)     А как это числительное звучит на английском, немецком языке?

2)     Просклоняйте это число по падежам русского языка.

3)     В русской литературе в каких пословицах и поговорках встречается это слово?

4)     А с какими постоянными величинами в математике ассоциируется это число?

(учащиеся дают ответы, среди которых есть и 1 век = 100 лет.)

 

Фронтальная самостоятельная работа в тестовая форме

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности, организует уточнение называния шагов учебной деятельности

устно выполняют предложенные задания

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий

Умение умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу; действовать по самостоятельному плану решения заданий

III.Постановка целей и задач.

Цель: формирование умения формулировать цель деятельности

5 мин

Верно, 100 лет– это век. Веками измеряется история…

Ребята, сегодняшний наш урок хотелось бы начать такими строками:

«…Здесь звон колоколов, сзывающий к обедне,
Царит тут красота и духом люд не бедный!
Наш, промыслов, ремесленников край!
Работы много — по душе, лишь, выбирай!
Тут пролегал в веках торговый путь
И были ярмарки, кутил торговый люд.
С годами, правда, поутихла суета
И стала жизнь размеренна, не та,
Но это лишь к лицу родному краю,
Его ни на какой другой не променяю!».

 

Как вы думаете, ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Верно, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлые века, а точнее в 19 век. Мы узнаем как жили наши предки – односельчане в то время, чем они занимались, и вместе с ними будем решать возникшие проблемы, повторим и обобщим полученные знания по теме умножения и деления десятичной дроби на натуральное число.

 

 

Устанавливает тематические рамки,

Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока

Отвечают на поставленный вопрос  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

 

Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза

Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации

Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности

 

IV.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

15 мин

Ребята, сегодня мы будем решать те  интересные задачи, которые вы подготовили и оформили в виде слайда презентации вместе со своими родителями.

Итак, начинаем.

Слайд № 4

На начало 19 столетия на территории теперешнего Ржавского сельсовета проживало 2546 человек, в настоящее время – 848 человек. В прошлом году умерло 25 человек, а родилось – 12.

Опустевшие деревни – печальная трагедия нынешнего века, поэтому вопросы возрождения деревни, ее исторического прошлого, духовной культуры, ремесел, представляется особенно актуальными. Заселение наших сел началось очень давно. В наши довольно дикие места переселялись люди по царскому указу или спасавшиеся от налогов и преследований. Названия села получали по именам первых переселенцев. Так, село Бардаковка (теперешнее Первомайское) названо по фамилии помещика Бардакова.

С названием одного из сел нашего муниципального образования связано имя великого русского писателя JI.H. Толстого. Там располагалось имение его отца, перешедшее после его смерти к сыновьям. 5 марта 1854 года Лев Николаевич впервые посетил это село. В 1862 году он передал имение брату Сергею Николаевичу, который продал его помещику Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа.

О каком селе идет речь? На этот вопрос вы сможете ответить решив уравнения и подобрав ключ к ответу.

1)х:100=0,2       2)  3х=1,8       3)   х:10=4,3            4) 4х = 5,6       5)  х:3 = 3,2

6) х:5=0,3             7) 3х=0           8)   8х = 4                9) 10х = 2       10) 100х = 10.

Слайд №5

0,6

1,4

0,5

1,5

20

9,6

0

0,1

0,2

43

е

б

в

ч

щ

а

ё

а

к

р

 

Ответ: Щербачевка.

Слайд №6

С конца 18 до середины 19 века население Курской губернии значительно увеличилось. Основную часть населения составляли крестьяне, поэтому главной отраслью экономики являлось сельское хозяйство, опиравшееся на угнетенных тяжелым трудом и непомерными налогами крестьян. В земледелии нашего села господствовало трехполье. Основными орудиями труда были соха и борона. Жили крестьяне единолично. У каждого земля была у дома, и надел в поле. Средняя урожайность зерновых – сам 3, сам 4.(Собрано в 3 или 4 раза больше, чем высеяно) Но необработанной земли не было.

А теперь решите задачу № 1

Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины. Сколько мешков ячменя по 3 пуда необходимо высеять, если на десятину сеять по 20 пудов?

Засеял крестьянин свой надел,… заколосились хлеба,… пришло время жатвы.

Слайд № 7

Крестьяне всей семьей трудились на жатве, даже грудных детей забирали с собой в поле. Дети очень рано приобретали сноровку в работе. Мужчины косили зерновые серпами и косами с грабками (демонстрация экспонатов). Женщины вязали снопы и клали их в копы. Копы свозили в клуни, когда немного освобождались от полевых работ, молотили. Молотили цепами, это требовало особой сноровки. Давайте воспроизведем ритм молотьбы в 7 цепов, особо почитаемую нашими предками. ( воспроизведение ритма молотьбы с помощью удара ручкой по столу)

Более зажиточные крестьяне имели конные молотилки. Зерно размалывали вручную и на ветряных мельницах зажиточных крестьян. На Бочанке такая мельница была у Игнатченко Михаила Федоровича.

Задача № 2

Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах:

Мельница 15 мер овса

 Размелет в полтора часа.

Теперь скажи: в какой же срок

 В 20 мер исполнить ей урок?

Итак, смололи крестьяне муку, напекли душистого хлеба, сели за столы… Как же питались наши предки?

Слайд № 8

Пища крестьян была не очень разнообразной. Но русскому человеку щи и окрошка с ломтем свежеиспеченного хлеба казались вкуснее изысканныхфранцузских бульонов – консоме. Обедать садились всей семьей за один стол. Ели из черепяных мисок, горшков деревянными ложками. (Демонстрируются экспонаты). На обед подавали щи, кашу с молоком, картофель « в мундире», взвар.

Поможем хозяйке сварить взвар, решив задачу.

Задача № 3.

Для приготовления взвара составили смесь из 6 частей сухих яблок, 4 частей груш, 2 частей сахарной свеклы. Сколько фунтов каждого продукта необходимо взять для приготовления 6 фунтов смеси?

 Физминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по – шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Групповой метод, само и взаимопроверка

Организует работу в парах

 

 

 

Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу

 

По окончании каждого вида работы на каждом этапе оценивают результат своей деятельности в листах самооценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия

Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого

Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями

Умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, объяснять выбор действий

 

V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Цель:

формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях.

10 мин

Слайд № 9

Несмотря на все тяготы жизни, наши односельчане умели отдыхать. Приходился отдых в основном на главные церковные праздники. Наиболее почитаемые – престолы. Во Ржаве их два: в честь Святого Николая(Зимний Николай (19 декабря), Летний Николай (22 мая).Отсюда и название нашего Храма – Никольский.

Строительство церкви началось при крепостном праве, велось на пожертвования людей. Старожилы рассказывают, что особое участие в строительстве принимала мать П. И. Медведева. Церковь построили в 1890 году, а в 1929 году ее закрыли. Открывали и закрывали нашу церковь несколько раз. В 1976 году закрыли надолго. Убранство храма было растащено и он превратился в колхозное зернохранилище. Позднее там разместился склад газовых баллонов.

В 1991 году храм был восстановлен и действует по сей день. В престольный праздник люди одевали свои праздничные одежды: саян, пары, и после церковной службы шли на гулянье. Торговать ездили в соседнее село, славившееся своими ярмарками, - Волоконск.

На ярмарке возникла такая ситуация:

Задача № 4.

Леденец на 1 копейку и грош дороже калача. Купили пару калачей и пару леденцов, заплатили пятиалтынный. Сколько что стоит? (приводится таблица денежных мер)

Вашему вниманию предлагаются конверты с задачами разной «стоимости»:

За 3 рубля:

На саян и кофту расходуется 8 аршин сатина. На саян в 3 раза больше, чем на кофту. Сколько сатина на каждую вещь понадобится?

За 4 рубля:

У приезжего оценили богатство: модный жилет, да поношенный фрак. Всего на 3 алтына без полушки. Фрак в 4 раза дороже жилета. Что сколько стоит?

За 5 рублей:

В семье Медведевых было три сына: Петр, Алексей, Дмитрий и сестра Клавдия. Вместе им 115 лет. Клавдия моложе Дмитрия на 3,5 года, Алексей старше Клавдии на 6,5 лет. Петру и Клавдии вместе 65 лет. Сколько лет каждому?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения

 

Выполняют задания, называют место и причины затруднения.

Исправляют ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности

 

Выполняют самостоятельно работу  разного уровня сложности

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь составлять и решать уравнения при решении задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Рефлексия

Цель:

формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?» Вспомните строки стихотворения, прозвучавшие в начале урока.

 Обратите внимание на эти картины нашего местного художника Сгонникова Николая Михайловича. Здесь изображены до боли знакомые нам места родного села. Какие чувства вызывают у вас эти полотна?

Любите свой край, свою семью, своих родителей.

Свое отношение к уроку сформулируйте в виде синквейна

Напоминаю правило его  составления:

1строка- 1 слово (существительное, тема синквейна)

2 строка-2 прилагательных, раскрывающих тему

3 строка- 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

4 строка- фраза, свое отношение к теме

5 строка-слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, личное отношение к теме

Домашнее задание

Составить и решить задачу, связанную с историей своей семьи.

 

Всем спасибо за урок!

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

Организует рефлексию.

 

Собирает листы самооценивания, выставляет оценки,

Напоминает правило составления синквейна,

проводит инструктаж домашнего задания

Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.

 

 

 

 

Учащиеся анализируют свою работу,

 

Учащиеся сдают карточки самооценивания. Читают свои синквейны.

Например:

Дробь

 

Десятичная, вездесущая

 

Умножали, делили, применяли

Математика везде нужна

У меня все получилсь!)

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Дидактичес кая структураВремяСодержаниеМетоды и формыДеятельность учителяДеятельность ученикаРезультаты

Дидактичес кая структураВремяСодержаниеМетоды и формыДеятельность учителяДеятельность ученикаРезультаты

Слайд № 2 3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9

Слайд № 2 3,1; 3,2; 3,3... 3,4? 5! 6,6?! 6,7; 6,8; 6,9

Верно, 100 лет – это век. Веками измеряется история…

Верно, 100 лет – это век. Веками измеряется история…

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов 15 мин

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов 15 мин

Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа

Медведеву Петру Васильевичу. Этому помещику принадлежала и усадьба, в доме которой размещается и наша школа

А теперь решите задачу № 1 Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины

А теперь решите задачу № 1 Будущей весной свой надел площадью 1,5 десятины крестьянин планирует увеличить на 0,3 десятины

Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах:

Приехали крестьяне на мельницу, здесь их встретил мельник, который любить задавать задачи в стихах:

Повернулась голова – это «два»

Повернулась голова – это «два»

Волоконск. На ярмарке возникла такая ситуация:

Волоконск. На ярмарке возникла такая ситуация:

Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?»

Завершая наше путешествие в то далекое время, хочу спросить вас: «Нужно ли возрождать деревню?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020