Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Закон Кулона».
Тема |
«Закон Кулона». |
||||
Тип урока: |
комбинированный |
||||
Цель |
Расширить представления обучающихся об электростатическом поле и взаимодействии заряженных тел. |
||||
Задачи |
Образовательные:
1.работая с материалом учебника, опорным конспектом и текстом выяснить особенности проведения эксперимента, проведенным Шарлям Кулоном; 2.используя демонстрационный эксперимент понять, как ведут себя заряженные тела, и от чего зависит сила их взаимодействия; 3.организовать совместную деятельность по определению основных способов решения задач по теме «Закон Кулона».
Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и решая задачи развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы и решении задач воспитывать коммуникативную культуру школьников.
|
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электростатическом поле; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как взаимодействуют зараженные тела и от чего зависит сила их взаимодействия. 2.применение новых знаний в новой ситуации.
|
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
|
||||
Основные понятия темы |
заряд, электростатика, взаимодействие, крутильные весы, закон Кулона. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником, текстом и опорным конспектом. 3.Наблюдение, проведение и объяснение эксперимента. 4.Решение задач. |
Технология: проблемного обучения.
|
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: электрометр, эбонитовая палочка, войлок, гильза из фольги, полоски бумаги и целлофана (для каждого). Ресурсы: опорные конспекты, текст самостоятельной работы, презентация, мультимедийный проектор. |
|
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Проверка знаний учащихся по теме «Электризация тел» |
Контроль знаний учащихся по теме, с последующей корректировкой. |
Предлагает выполнить самостоятельную работу. |
Выполняют. |
7 мин |
|
2. |
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает обсудить демонстрационный эксперимент и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
8 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1. работа с текстом; 2. обсуждение вопросов к тексту; 3. сообщение; 4. фронтальная беседа |
Изучение нового материала на основе текста и опорного конспекта. Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
18 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Закрепление изученного материала. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить задачу. |
Решают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
7 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1.Организационный момент.
2.Самостоятельная работа. [2]
Начальный уровень.
1. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.
3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.
4. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелков?
5. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
6. Как взаимодействуют между собой эбонитовая палочка, натертая мехом, и стеклянная палочка, натертая шелком?
3. Мотивационный этап.
1) Выполняют фронтальное экспериментальное задание. (ФЭЗ)
1. Положите две полоски бумаги на стол и проведите по ним рукой. Поднимите. Что происходит с листочками бумаги. Они отталкиваются. Почему?
Ответ. Листочки бумаги отталкиваются, потому что в результате электризации получили одинаковый заряд.
2. Натрите листы бумаги сильнее. Получили более сильное отталкивание. Почему?
Ответ. Увеличили величину заряда.
3.Измените расстояние между листами бумаги. Почему изменилась сила взаимодействия?
Ответ. Увеличилось расстояние между заряженными телами.
4. Проделайте тоже с листочками целлофана. С листом бумаги и целлофана.
5. После проведения эксперимента, к какому выводу вы пришли?
Обсуждение.
Вывод. Сила взаимодействия заряженных тел зависит от величины заряда и от расстояния между телами.
2) Обсуждение отрывка из газетной статьи.
Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж своих корреспондентов: «…В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление. Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьет током, взялся за какой-то металлический предмет – опять удар. В чем дело? Все объясняется просто. Воздух в Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нем в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышенно возбудимыми». Насколько, с точки зрения физики, обоснованы выводы авторов?
О чем сегодня мы будем с вами говорить? Что необходимо узнать? Какие задачи нам предстоит решить на уроке?
4.Изучение нового материала.[1]
Опорный конспект.
1) Работа с текстом и опорным конспектом.
Текст «Закон Кулона».
Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов были получены в 1785 году французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном.
Для измерения этой силы Кулон использовал крутильные весы. Маленькая тонкая незаряженная золотая сфера на одном конце коромысла уравновешивалась бумажным диском на другом конце. Коромысло было подвешено за середину на серебряной упругой нити. Поворотом коромысла сфера приводилась в контакт с такой же неподвижной заряженной сферой, в результате чего ее заряд делился поровну между сферами.
Диаметр сфер выбирался много меньше, чем расстояние между сферами, чтобы исключить влияние размеров и формы заряда на результаты измерения.
Сферы начинали отталкиваться, как одноименно заряженные тела, закручивая нить. Максимальный угол поворота коромысла фиксировался по наружной шкале. Он был пропорционален силе, действующей на сферу.
Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер по углу поворота коромысла.
Закон Кулона устанавливает связь между силой взаимодействия 2-х точечных неподвижных зарядов, находящихся в вакууме, величинами их зарядов и расстоянием между ними.
F = k q1 q2 / R2
F – сила взаимодействия.
q1,q2 - величина зарядов
r – расстояние между зарядами
k – коэффициент пропорциональности. k=9*109 Н м2 /Кл2
Границы применимости закона:
1. Заряженные тела должны быть точечными. Если же размеры и расстояния соизмеримы, то закон Кулона не применим.
2. Заряженные тела должны быть неподвижными, т.к. при движении заряженных тел проявляется действие магнитного поля, возникающего в результате этого движения.
2)Вопросы к тексту. Обсуждение.
Демонстрационный эксперимент. Электрометр или гильза из фольги, эбонитовая палочка и войлок.
5. При каких условиях справедлив закон Кулона?
3)Единица измерения заряда.
В СИ единица измерения заряда является не основной, а производной. Кулон определяется с помощью ампера (основной единицы силы тока в СИ).
Кулон – электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1А за 1 секунду.
Два точечных заряда по 1 Кл, расположенных в вакууме на расстоянии 1 метр друг от друга взаимодействуют с силой 9*109 Н примерно равной весу египетских пирамид. (k=9*109 Н м2 /Кл2) Из этой оценки ясно, что 1 Кулон – это большая единица заряда. На практике пользуются дольными единицами кулона. 1 Кл содержит 6*1018 зарядов электронов.
4)Два ученика работают с интернет - источниками по теме «Шарль Огюст Кулон. Биографическая справка».
Выступают с кратким сообщением.
5. Закрепление.
Решение задач.
1. Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1 мкКл, находящихся на расстоянии 30см друг от друга. (Ответ: 0,1Н)
2. Сила взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов находящихся на расстоянии 0,5 м друг от друга, равна 3,6Н. Определите величины этих зарядов. (Ответ: 10-5 Кл)
Рефлексия.
Учитель организует беседу по вопросам:
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
Я бы хотел (а) еще раз услышать…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
У меня появилось желание…
Литература.
1. Г.Я. Мякишев Учебник 10класс/М.: Просвещение, 2013.-366с.
2.Л.А. Кирик Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы./М.: ИЛЕКСА, 2009.-192с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.