Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Оценка 4.7
docx
21.11.2019
Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"
технологическая карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс.

Тема урока

Занятость и безработица

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 11 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь, презентация

План урока

1. Рынок труда.

2. Заработная плата.

3. Прожиточный минимум.

4. Государственная политика в области занятости.

5. Причины и виды безработицы

Личностно значимая проблема

Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда? Безработица: зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справится с безработицей?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Безработица, рынок труда, работник, работодатель, биржа труда, МРОТ, занятость, трудоустройство, прожиточный минимум, оплата труда, зарплата.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи  в тетради.

 

II.

Актуализация

знаний

 

 

Блиц – опрос (Приложение 1)

 

Беседа с учащимися

 

Организует блиц-опрос

 

 

- Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда?

- Безработица: зло или благо для рыночной экономики?

- Способно ли государство справится с безработицей?

Участвуют в блиц-опросе.

 

 

 

Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

 

 

 

Работа с текстом учебника (с. 104-108)

 

Беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

Работа с текстом учебника (с. 111-112)

 

 

Работа с документом (Приложение 2)

 

Работа с текстом учебника (с. 111-112)

 

Работа с документом (Приложение 3)

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

Дает задание составить опорную схему

 

 

Беседа с учащимися:

1. Что регулирует рынок труда?

2. Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?

3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

Рассказ о структуре системы заработной платы

Дает задание:

1. Запишите в тетради причины безработицы.

2. Перечислите и дайте определение видам безработицы.

Раздает листы с текстом документа и заданиями к нему.

 

Дает задание:

- охарактеризуйте государственную политику  в области регулирования рынка труда.

Дает задание:

-  Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие профессии появились в РФ и с чем это связано?

Рассказ о последствиях безработицы

Составляют опорную схему.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

Слушают и конспектируют в тетради.

 

Читают учебник и выполняют задания.

 

Читают документ и выполняют задания.

 

 

Анализируют таблицу о выполняют задание.

 

Слушают и конспектируют в тетради

Групповая работа.

 

 

 

Фронтальная

работа.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

работа.

 

Индивидуальная работа.

 

 

Индивидуальная работа.

 

Индивидуальная работа.

 

Групповая работа

 

 

 

Фронтальная

работа.

 

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

 

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

 

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

 

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Записи  в тетради.

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

Записи  в тетради. Устные ответы

 

Записи  в тетради. Устные ответы

Записи  в тетради. Устные ответы

 

 

Записи  в тетради. Устные ответы

 

Записи  в тетради.

Устные ответы

IV.  Проверочное закрепление

 

Беседа с учащимися.

 

Беседа с учащимися.

Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда? Безработица: зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справится с безработицей?

 

 

 

Беседа с учащимися.Проанализируем слова Ф. Хайека: «Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели»?

Ученики: Должны прийти к выводу, что интересы работника и работодателя на рынке труда по основным позициям прямо противоположны.

Безработица имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Государство не способно справиться с безработицей, т.к. это экономически нецелесообразно.

Отвечают на поставленную проблему урока

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

 

Оценивание

Проверка тестирования соседа по парте.

 

Оценивает учащихся

Проверяют тесты.

Индивидуальная работа

 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

 

 

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 10, задания 2-3, подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?».

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

 

Записывают в дневники

 

Приложение 1.

 

Блиц – опрос по домашнему заданию: ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.

          а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).

           б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).

           в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).

           г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).

           д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).

Приложение2.

Из работы российского ученого-экономиста И. Заслав­ского «К характеристике труда в современной России».

В России переход от полной и безусловной заня­тости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей крите­риям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на го­сударственные структуры, а на себя, трудятся на пред­приятиях и в организациях частно-корпоративного ти­па. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых воз­росла в связи с рыночными преобразованиями: торгов­ли и общественного питания, материально-техническо­го снабжения и торгового посредничества, кредитова­ния, финансов и страхования... По показателю доли безработных в общей численности экономически актив­ного населения наша страна практически догнала Вели­кобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали пере­мены в характере и содержании «непосредственно об­щественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд стано­вится способом существования экономически независи­мых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике приве­ли к тому, что миллионы людей, ранее занятых плано­мерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в пре­следуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управ­ление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секто­ре — лица не наемного труда. В их деятельности соче­тается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управле­нию с исполнительским трудом.

                                                                                                                                            Вопросы и задания к документу

1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жиз­ни российского общества выделяет и рассматривает автор? 2. Назовите перемены, произошедшие в со­держании и характере общественного труда, положе­нии наемного работника в результате рыночных пре­образований. 3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безуслов­ной занятости в общественном производстве... к си­стеме экономической активности, отвечающей крите­риям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению. 4. Какие изменения произошли в отраслевой струк­туре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе зна­ния фактов общественной жизни примеры, под­тверждающие эти перемены.

 

Приложение2.

Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выво­ды. Объясните, какие факторы влияют на общественный пре­стиж той или иной профессии. Какие новые профессии по­явились в России и с чем это связано?

Рейтинг самых популярных профессий

Страны

Профессии

Россия

1.    Менеджеры по продажам и закупкам

2.    Программисты, web-дизайнеры, спе­циалисты по телекоммуникациям

3.    Банковские служащие, бухгалтеры

4.    Руководители отделов, управляющие

5.    Рекламисты, маркетологи, бренд-ме­неджеры

Германия

1.    Врачи

2.    Священники

3.    Преподаватели университетов

4.    Адвокаты

5.    Предприниматели

США

1.    Менеджеры интернет-сайтов

2.    Статистики -

3.    Компьютерные аналитики, инженеры в области программного обеспечения, программисты

4.    Математики

5.    Бухгалтеры

Новая Зеландия

1.    Механики холодильного оборудования, автомеханики

2.    Сиделки для престарелых

3.    Компьютерные техники

4.    Программисты

(Вокруг света. — 2003. — Июнь. — С.16.)

 


 

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"

Технологическая карта урока по теме "Занятость и безработица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019