ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 класс.
Тема урока |
Занятость и безработица |
||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||
Цель урока |
Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник Обществознания, 11 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь, презентация |
||
План урока |
1. Рынок труда. 2. Заработная плата. 3. Прожиточный минимум. 4. Государственная политика в области занятости. 5. Причины и виды безработицы |
||
Личностно значимая проблема |
Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда? Безработица: зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справится с безработицей? |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
||
Основные понятия |
Безработица, рынок труда, работник, работодатель, биржа труда, МРОТ, занятость, трудоустройство, прожиточный минимум, оплата труда, зарплата. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
|
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради.
|
II. Актуализация знаний
|
|
Блиц – опрос (Приложение 1)
Беседа с учащимися
|
Организует блиц-опрос
- Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда? - Безработица: зло или благо для рыночной экономики? - Способно ли государство справится с безработицей? |
Участвуют в блиц-опросе.
Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ |
Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала
|
|
Работа с текстом учебника (с. 104-108)
Беседа с учащимися
Рассказ учителя
Работа с текстом учебника (с. 111-112)
Работа с документом (Приложение 2)
Работа с текстом учебника (с. 111-112)
Работа с документом (Приложение 3)
Рассказ учителя
|
Дает задание составить опорную схему
Беседа с учащимися: 1. Что регулирует рынок труда? 2. Как действует закон спроса и предложения на рынке труда? 3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда? Рассказ о структуре системы заработной платы Дает задание: 1. Запишите в тетради причины безработицы. 2. Перечислите и дайте определение видам безработицы. Раздает листы с текстом документа и заданиями к нему.
Дает задание: - охарактеризуйте государственную политику в области регулирования рынка труда. Дает задание: - Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие профессии появились в РФ и с чем это связано? Рассказ о последствиях безработицы |
Составляют опорную схему.
Отвечают на поставленные вопросы
Слушают и конспектируют в тетради.
Читают учебник и выполняют задания.
Читают документ и выполняют задания.
Анализируют таблицу о выполняют задание.
Слушают и конспектируют в тетради |
Групповая работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Групповая работа
Фронтальная работа.
|
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное |
Записи в тетради.
Устные ответы
Записи в тетради. Устные ответы
Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы
Записи в тетради. Устные ответы
Записи в тетради. Устные ответы |
IV. Проверочное закрепление |
|
Беседа с учащимися.
|
Беседа с учащимися. Совпадают ли интересы работодателя и работника на рынке труда? Безработица: зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справится с безработицей?
Беседа с учащимися.Проанализируем слова Ф. Хайека: «Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели»? |
Ученики: Должны прийти к выводу, что интересы работника и работодателя на рынке труда по основным позициям прямо противоположны. Безработица имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Государство не способно справиться с безработицей, т.к. это экономически нецелесообразно. Отвечают на поставленную проблему урока |
Фронтальная работа
Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Устные ответы
Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
|
Оценивание |
Проверка тестирования соседа по парте.
Оценивает учащихся |
Проверяют тесты. |
Индивидуальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
|
|
Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 10, задания 2-3, подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?». |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
Записывают в дневники |
Приложение 1.
Блиц – опрос по домашнему заданию: ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.
а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).
б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).
в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).
г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).
д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).
Приложение2.
Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».
В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования... По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе — лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
Вопросы и задания к документу
1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор? 2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований. 3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве... к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению. 4. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.
Приложение2.
Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?
Рейтинг самых популярных профессий
Страны |
Профессии |
Россия |
1. Менеджеры по продажам и закупкам 2. Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям 3. Банковские служащие, бухгалтеры 4. Руководители отделов, управляющие 5. Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры |
Германия |
1. Врачи 2. Священники 3. Преподаватели университетов 4. Адвокаты 5. Предприниматели |
США |
1. Менеджеры интернет-сайтов 2. Статистики - 3. Компьютерные аналитики, инженеры в области программного обеспечения, программисты 4. Математики 5. Бухгалтеры |
Новая Зеландия |
1. Механики холодильного оборудования, автомеханики 2. Сиделки для престарелых 3. Компьютерные техники 4. Программисты |
(Вокруг света. — 2003. — Июнь. — С.16.)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.