РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ИСТОКАМ_________________________
(наименование предмета в соответствии с учебным планом)
на уровень начального общего образования
(уровень образования)
_
2020 -2021 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»духовно-нравственной направленности рассчитана на один год обучения (четвертого из четырех), ориентирована на обучающихся 4 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «ЦР Школа – сад №7» на основе:
· Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
· «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
· Учебного плана МБОУ «ЦР Школа – сад №7» на 2020-2021 уч. год;
· Локального акта МБОУ «ЦР Школы- сад №7» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»;
· Авторской программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»: развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
На изучение курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
· овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
· приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
· развитие коммуникативных умений;
· развитие управленческих способностей;
· наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
· развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
· создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание программы «ИСТОКИ» направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
· мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
· основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
· знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
· эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· установки на здоровый образ жизни;
· чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Всфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
· проявлять познавательную инициативность;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
· различать способ и результат действия;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сферепознавательных УУДобучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
· фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
· устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
· правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
· учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
· владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
· организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
· определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
· пересказывать текст в разной форме, составлять письменные отзывы;
· участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
· осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
· различать государственные и духовные праздники
· создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
· распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
· узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
· используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
· реализовывать свой творческий потенциал;
· узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
· передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
· адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
· готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:
· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· любящий свой народ, свой край и свою Родину;
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик четвертого класса должен знать базовый социокультурный ряд и
такие понятия, как:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Обучающиеся научатся:
· понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
· Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность. Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
· выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
· преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
· анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
· принимать совместное решение;
· анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· исходя из контекста, употреблять и корректно использовать их в своей речи;
· опираться на них в своей деятельности и общении.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Учебный курс «Истоки» в 4 классе является продолжением начатого в 1-ом, 2-ом и 3- м классах.
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
Главными целями этого курса в 4 классе являются:
· формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
· формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Базовое содержание курса «Истоки-4» имеет название традиции отечестваи объединено в четыре тематических блока: «Традиции образа»,«Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»
РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ
Традиции образа (11 часа)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (9 часа)
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Традиции дела (8 часа)
ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (6 часов)
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД 4 КЛАССА
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать — хранительница очага, крестная мать. Мир — Вселенная, мир — сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Традиции образа. |
11ч |
2 |
Традиции слова. |
9ч |
3 |
Традиции дела. |
8ч |
4 |
Традиции праздника. |
6ч |
Итого |
34 |
№ п/п |
Тема урока |
Примечания |
|
Раздел 1. Традиции образа. ( 11часов) |
|
||
1 |
Вводный урок... Первые образы Отец. Мать |
|
|
2 |
Вводный урок... Первые образы Отец. Мать |
|
|
3 |
Родители. Отечество. |
|
|
4 |
Родители. Отечество. |
|
|
5 |
Мир. Священные образы. |
|
|
6 |
Мир. Священные образы. |
|
|
7 |
Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. |
|
|
8 |
Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. |
|
|
9 |
Светлые образы. Свет и просветители. |
|
|
10 |
Светлые образы. Свет и просветители. |
|
|
11 |
Праведники и мудрецы. |
|
|
Раздел 2. Традиции слова. (9 часов) |
|
||
12 |
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. |
|
|
13 |
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. |
|
|
14 |
Сердечные слова. Родительское благословение. |
|
|
15 |
Сердечные слова. Родительское благословение. |
|
|
16 |
Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. |
|
|
17 |
Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. |
|
|
18 |
Честные слова. Правила честного слова. |
|
|
19 |
Честные слова. Правила честного слова. |
|
|
20 |
Обобщающий урок. «Традиции слова». |
|
|
Раздел 3. Традиции дела.(8 часов) |
|
||
21 |
Ремесленники. Труд. Земледельцы. |
|
|
22 |
Ремесленники. Труд. Земледельцы. |
|
|
23 |
Служение. Воинство. |
|
|
24 |
Служение. Воинство. |
|
|
25 |
Священство. |
|
|
26 |
Творчество. Искусники. |
|
|
27 |
Книжники. |
|
|
28 |
Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» |
|
|
Раздел 4. Традиции праздника.(6 часов) |
|
||
29 |
Гулять всем миром. |
|
|
30 |
Радоваться всей семьей. |
|
|
31 |
Помнить всем отечеством. |
|
|
32 |
Молиться всей церковью. |
|
|
33 |
Потрудиться душой |
|
|
34 |
Обобщающий урок. «Традиции праздника» |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.