Технологическая карта урока
Предмет: «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
Класс: 2-Б
Учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №49 г. Макеевки» Красникова Ирина Константиновна
Тема |
Макросфера ««Духовно-нравственные основы народа Донбасса» Микросфера: «По страницам народного фольклора»
|
Педагогическая цель |
Познакомить обучающихся с разнообразием народного фольклора. Воспитывать уважение к устному народному творчеству, трудолюбие, уважение и любовь к своему народу и к своим предкам. Развивать познавательные интересы, творческие способности обучающихся, устную речь, любознательность.
|
Тип урока |
Постановочный, интерактивный урок |
Планируемые результаты (предметные) |
Соблюдают правила позитивного общения; знакомятся с разнообразием устного народного творчества, с народным фольклором; узнают виды устного народного творчества. |
Личностные результаты |
Положительно отзываются о своём народе и о своих предках, хотят учиться, имеют адекватное представление о народном фольклоре , о людях, которые собирали наодный фольклор. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин; логические – строят рассуждения о значении понятий «устное народное творчество», «народный фольклор»,о необходимости знать фольклор своего родного края. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, доводят до собеседника свои знания о народном фольклоре , об устном народном творчестве |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Народный фольклор, устное народное творчество, пословицы, поговорки, небылицы, сказки, скороговорки, загадки, считалки, потешки, хороводы. |
Образовательные ресурсы |
Презентация «Народный фольклор» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. |
Фронтальная беседа |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! |
Настраиваются на получение новых знаний |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на обращение учителя |
|
II. Определение темы и целей. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.
Актуализация знаний
|
Фронтальная беседа Игровой момент Объединение в группы
Фронтальная беседа |
-Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Для этого мы должны объединиться в группы. -Представьте, что каждая группа- это волшебная станция. -А как называется страна, по которой мы будем путешествовать, вы узнаете, когда назовёте свои станции. -Как можно одной фразой назвать все эти слова?
-Значит, мы сегодня будем путешествовать по стране «Народный фольклор»
-А какие виды народного фольклора вы ещё знаете? -На каких уроках мы встречались с видами народного фольклора?
- Почему называется «НАРОДНЫЙ» фольклор?
|
Внимательно слушают учителя, Называют свои станции и прикрепляют названия на доску (загадки, пословицы, потешки, сказки,скороговор-ки)
Называют6 «устное народное творчество, народный фольклор)
Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя -ИЗО, литературное чтение, русский язык
-Эти виды творчество собирал и придумывал народ |
развивают словарный запас
Определяют и принимают цели и задачи урока
развивают память, словарный запас вспоминают виды народного фольклора |
Фронтальный. Устные ответы
Фронтальный устные ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III. Объяснение нового материала Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
Физкультминут ка
Путешествие по станциям |
Игровая форма Рассказ учителя
Презентация физкультминутки «Раз ,два, люблю тебя…»
Игра Работа в группах |
-Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей. Фольклор – народная мудрость, устное народное творчество. Фольклор передавался из поколения в поколение в виде народных песен, сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, кричалок, дразнилок, считалок. Он отображает культуру народа не только в виде литературных жанров устного народного творчества, но и демонстрирует его материальные ценности (одежду, посуду, жильё). Богат и разнообразен фольклор родного края. -Ребята, то ,что накапливалось веками собирали люди, которые хотели, чтобы всё это дошло и до нас. Таким человеком были: Александр Николаевич Афанасьев – выдающийся историк, фольклорист, этнограф, знаменитый издатель русских народных сказок. Именно Афанасьев в далеких 1855-1863 годах собрал и напечатал сказки, без которых едва ли себя может помыслить хоть один русский человек: это наши корни, это наша фантазия, это наш юмор, в какой-то мере – это мы сами. «Морозко», «Сивка-бурка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Перышко Финиста-Ясна сокола», «Крошечка-ховрошечка» и «Царевна-лягушка»… Знаменитый писатель и лексикограф В.И.Даль собирал и перерабатывал народные сказки. И еще в 1832 году выпустил их отдельным сборником «Русские сказки. Пяток первый».
-Чтобы наше путешествие было увлекательным, каждая группа подготовила для вас интересные задания, за выполнение которых, нашу доску будут украшать весёлые матрёшки. -Как вы думаете, почему именно матрёшки буду гостями на нашем уроке
Каждая группа- станция рассказывает отличительные свойства своей станции
Станция №1 «Загадки»
Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. (морковь) Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует. (яйцо) Не
портной, а всю жизнь с иголками ходит. По
горам, по долам ходит шуба да кафтан. Теремок
ползет, Явился
в жёлтой шубке: Пятак
есть, а ничего не купит. Без
счёту одёжек, и все без застёжек. Гладко,
душисто, моет чисто.
Станция №2 «Пословицы» «Человек без друзей, что дерево без корней.» «Семь раз отмерь, один раз отрежь» «Жизнь дана на добрые дела.» «Делу время, а потехе час. » «Как аукнется, так и откликнется» Станция №3 «Потешки»
Водичка, водичка, Петушок, петушок,
Как у нашего кота Ах ты совушка-сова, Как у нас-то козёл, Станция №4 «Скороговорки» «Из соседнего колодцa целый день водицa льется.»
Станция №5 «Сказки»
1. Я от бабушки ушёл, |
Внимательно слушают учителя, Дополняют своими знаниями
-Матрёшка -народная игрушка.
-Матрёшка украшена народными росписями
Выполняют физкультминутку
Загадывают загадки, остальные группы отгадывают их.
Собирают пословицы
Читают потешку и придумывают движение
Произносят, как можно быстрее скороговорку
Читают загадку к сказке и определяют, как называется сказка
|
Следят за выполнением упражнений
Вспоминают, развивают память. мышление
Внимательно слушают друг друга, Сообща работают в группах, Развивают память, мышление, словарный запас
Развивают устную речь, дикцию
Развивают мышление, воображение, память |
Фронтальный
Фронтальный, устные ответы
|
Физкультминутка |
|
Рассказывает о том, что устное народное творчество часто сопровождалось музыкой. Чаще всего это были балалайка, гармонь и гусли. Предлагает детям определить. Какой инструмент звучал |
Закрывают глаза и слушают звучание музыки |
|
|
IV. Закрепление материала
Игра « Угадай вид фольклора»
|
игра
|
Предлагает детям определить вид фольклора ( задания выводятся на экран) |
Внимательно слушают, определяют вид фольклора
|
Развивают внимание. Память. воображение
|
|
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции, сотрудни- чества |
Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. практический (дети с помощью смайликов оценивают свою деятель-ность на уроке)
|
-Вот и подошло к концу наше путешествие Нашу доску украсил целый хоровод матрёшек, а это значит. Что вы все хорошо работали. -Давайте вспомним, какие виды народного фольклора встречались нам во время путешествия? - Я хочу пожелать вам, чтобы вы не забывали свои корни, ценили и берегли то творчество, которое накапливали наши предки веками. Любите свою Родину и соблюдайте традиции своего родного края. А теперь я хочу подарить каждому из вас матрёшку, которую вы украсите на уроке изобразительного искусства -А вы расскажите. Что вам больше всего запомнилось и чтобы вы хотели пожелать друг другу |
Отвечают на вопросы учителя |
Оценивают свою деятельность на уроке |
Фронтальный, индивидуальный Устные ответы, |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.