Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.
Тема: «Разряды союзов».
Тема: |
Разряды союзов |
Тип урока |
урок изучения нового материала. |
Дата урока |
27.02.2023 |
Учитель |
Дулова Анастасия Александровна |
Образовательные ресурсы, оборудование |
1) Учебник: Русский язык. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2018. 2) 1) изображения лучиков 2) карточки с опорной записью 3) компьютер 4) SMART доска 5) мультимедийная презентация 6)персональные ноутбуки |
Цели |
· знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении; · отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах; · уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи. |
Формы обучения |
коллективная, фронтальная, индивидуальная. |
Методы обучения |
словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся. |
Планируемые результаты |
Познавательные УУД: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений; осуществляют логические операции. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа. Регулятивные УУД: ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать роль союза как части речи; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию. |
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент |
Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. (Включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы) Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. |
Приветствуют учителя, улыбаются, проверяют готовность к уроку.
|
II. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. Игра «Веришь или не веришь»
|
А сейчас, ребята, поиграем и вспомним все, что вы знаете о предлоге и союзе, заодно проверим домашнее задание. Предлагаю сыграть в полюбившуюся нам игру «Веришь не веришь». ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО: 1. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы? 2. Предлоги и союзы являются членами предложения, имеют лексическое значение и обозначают предметы, их признаки, действия, состояния? 3. Предлоги не изменяются и выражают зависимость одних слов от других? 4. Предлоги бывают производными и непроизводными? 5. Предлоги однозначны? 6. Предлоги бывают простыми, составными и сложными. 7. Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного? (СЛАЙД 1-2) МОЛОДЦЫ! |
1. Да
2. Нет
3. Да
4. Да
5. Нет 6. Да
7. Да
ОЦЕНИВАНИЕ |
III. Актуализация знаний.
|
Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи. У каждого из вас есть лист с печатной основой, заполните его, кроме задания № 8. (Приложение). Организация коллективной работы по заполнению печатной основы без использования учебника. Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения. О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему (СЛАЙД 3) и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться? Узнать…На какие разряды делятся союзы. Уметь разграничивать… Союзы в предложении. Учиться ставить … Запятые в предложениях с однородными членами и в сложном предложении. (СЛАЙД 4) Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают число, классная работа, тему урока в тетради. «Разряды союзов по значению». (СЛАЙД 5) |
Работа по карточкам. Разбор вопросов. |
IV. Изучение нового материала урока. 1. Работа с учебником (стр. 164 - 165).
2. Создание проблемной ситуации. Работа с учебником и соотнесение материала с задание № 8 в приложении 1.
3. Работа у доски |
Из текста рубрики «Теоретические сведения» мы узнали, что союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные; подчинительные союзы: изъяснительные, обстоятельственные. (СЛАЙД 6)
Учащиеся заполняют таблицу.
Прием «Взаимоконтроль»
1) Здесь прошла вся его жизнь, и здесь встречает он теперь свою старость. [ ], и [ ]. И – сочинительный. 2) Птица встрепенулась и не то свистнула, не то проскрипела клювом. не то О, не то О. Не то…не то – сочинительный. 3) Будем жить так, чтобы все любили нас. [ ], ( чтобы…). Чтобы – подчинительный. |
Просмотрите текст рубрики «Теоретические сведения», определите, почему он разделен на две части? Какая информация оказалась для вас новой? Вернемся к теоретическому материалу и посмотрим, какая информация дается о сочинительных союзах, попробуем соотнести с материалом таблицы (задание № 8), установить смысловые отношения. Теперь мы можем заполнить таблицу задания № 8 печатной основы.
Ребята, я вам предлагаю сейчас обменятся своими таблицами, и мы сейчас вместе проверим правильность выполнения задания, опираясь на доску.
Учитель читает предложения, обучающиеся записывают (один – у доски, остальные – в тетради), определяют разряд союзов, составляют схемы предложений. |
V. Физминутка |
(СЛАЙД 7) |
|
VI. Закрепление нового материала |
https://videouroki.net/tests/soiuz-kak-chast-riechi-2.html |
Закрепим теоретические сведения о разрядах сочинительных союзов тренингом. Ваши ноутбуки уже готовы к работе. |
VII. Обобщение |
1. Что такое союз… 2. Какие разряды союзов мы узнали… 3. Какими союзами соединяются однородные члены предложения … 4. А какими части сложного предложения … (СЛАЙД 8) ответы |
Отвечают на вопросы, повторяют материал, соотносят цель и итог |
VIII.Рефлексия «Солнышко»
|
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. |
А сейчас ребята мы посмотрим насколько вам понравился наш урок |
IX. Домашнее задание (на экране)
|
(СЛАЙД 9) Упражнение № 400 (1, 2) по заданию |
Слушают инструктаж, записывают дом. задание |
X. Выставление оценок
|
(СЛАЙД 10) спасибо за внимание! |
|
Приложение № 1
Этот шаг очень важен:
мы должны проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.
1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи - это…………………………………… .
3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется………
4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется…………………………………………………………
5. Союзы бывают простыми и………………………………… .
6. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………………………………… .
7. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…………………………………………………… .
8. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:
|
|
|
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это и то) |
Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) |
Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
И Да (= и) Также Тоже Не только … но и Как … так и |
А Но Да (= но) Зато Однако
|
Или Или … или Ни … ни Либо То … то То ли … то ли |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.