Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».
Оценка 4.9

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
9 кл—10 кл
22.01.2020
Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Урок - игра «Автопробег».
автопробег.docx

 Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

 

Тема

 

«Решение задач на различные случаи движения тел».

Класс

9 класс

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Урок - игра «Автопробег».

Цель

отработать умения применять полученные знания в условиях решения  физических  задач.

Задачи

Образовательные:

 

1.закрепить теоретические и практические знания, полученные при изучении тем «Кинематика», «Динамика» в интересной для учащихся форме; 

2.показать учащимся, связь законов физики с реальной жизнью;

3. определить от каких физических законов зависит безопасность движения на дорогах.

Развивающие:

  

1.в ходе проведения урока вовлекать  обучающихся в активную практическую деятельность;

2.продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету.

3. развивать интеллект, память, волю, умение преодолевать трудности при  решении задач;

4. совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения, а так же   умений выступать и защищать свою точку зрения.

Воспитательные:

 

1.в ходе урока содействовать  воспитанию у обучающихся                             уверенности  в  познаваемости  окружающего мира;                                                                              

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции»;

3.работая в  группе, решая задачи  и  обсуждая вопросы, воспитывать   коммуникативную культуру школьников.                                                               

 

Планируемый результат. Метапредметные результаты.                 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении правилах безопасности на дорогах;

2.умение работать с источниками информации;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни.

 

УУД

Личностные.  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят  анализ и преобразование информации.

Регулятивные.   Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные.   Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Содержание и основные понятия темы.

Движение, ускорение, скорость, тормозной путь, равномерное и неравномерное движение, сила трения, сила тяги, коэффициент трения,  центростремительное ускорение.

                        

                          Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснения товарищей и учителя. 2.Самостоятельное решение задач.

3.Анализ и оценка деятельности одноклассников.

Игровые технологии. Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, групповая.

Оборудование и материалы:

Карточки, листы «Самооценки», «технические талоны», проектор, презентация, значки сотрудников автоинспекции.

 

Структура и ход урока.

 

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

                                               Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению  целей урока.

Читает  отрывок из стихотворения. Вступительное слово учителя. Предлагает ученикам  обсудить   стихотворение и назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Обсуждают. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

7  мин.

                                                  Операционно-содержательный этап

3.

Закрепление изученного материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению и закреплению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно  предложенным заданиям.

1)Проверка теоретических знаний.

 2)Предлагает решить задачи, объяснить и проверить.

 

Изучение нового материала

1) Отвечают.

 

2) Решают задачи.

Отвечают на вопросы, проверяют.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

                                      Рефлексивно – оценочный  этап.

4.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Заполнение листа «Самооценка».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

6мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Приложение.

Содержание.

Здравствуйте! Я улыбаюсь, потому что рада вас видеть. Улыбнитесь и вы мне. Отлично! Каждую неделю, встречаясь на уроках физики, мы пытаемся понять и объяснить ситуации, происходящие в окружающем нас мире, в нашей жизни. За это время вы узнали много нового: физические понятия, величины, формулы. Научились решать простые и сложные задачи. Кто-то из вас делает это быстро и с большим интересом, а кому-то пришлось трудно. Но я  уверена, если  приложить усилия и волю, проявить терпение и настойчивость, то у вас все получится. Такие качества характера нужны не только ученику в школе, но и любому человеку и даже любителю путешествовать и отдыхать. Путешествия - это не только интересные и счастливые мгновения, но и знания, которые нужно правильно применять в определенных ситуациях.

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,

К родным, на отдых, по делам, к друзьям,

Нам интересного встречается так много,

Что все запомнить не под силу нам!

И каждый новый день, как приключение,

За поворотом новые места, нас ждут -

Красивая природа, города,

Счастливые и интересные мгновенья!

Как вы думаете, что сегодня нас ждет на уроке, какие «неведомые дали»? Какие задания нам предстоит выполнить? Что повторить и о чем узнать?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Совершенно верно! Замечательный город Механика ждет нас!  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие двумя (тремя) автоколоннами (по количеству рядов в классе). Весь маршрут путешествия делится на восемь этапов. Каждый этап – решение конкретной задачи. Колонну на данном этапе возглавляет лидер. Это водитель, который едет первым, то есть решает задачу у доски и объясняет ее. На разных этапах лидеры меняются, и учащиеся решают задачу у доски по очереди. Если лидер не справляется с задачей, ему помогают водители его автоколонны. Члены колонны работают в тетрадях. Самостоятельная работа учеников обязательно учитывается при подведении итогов. Оценку их действий осуществляют представители поста Госавтоинспекции (по одному представителю от колонны). Они выставляют оценки в техталоны. При этом каждый член поста контролирует очередную автоколонну. Кроме того за водителями в автоколонне наблюдают дежурные автоинспекторы в обязанности которых входит фиксация отставших водителей (не решивших задачу к моменту объяснения ее на доске лидером колонны). Количество отставших водителей учитывается постом ДПС при определении общей скорости движения колонны на данном этапе. Вне зависимости от результата все колонны отправляются  из очередного пункта одновременно.

Функции дорожно-патрульной  службы.

1.Оценка правильности решения задач.

2.объяснение задачи у доски.

3.Регистрация всех ошибок водителями проколами в техталонах.

4.Ошибки лидера исправляет автоколонна, в случае неудачи постовой ставит в техталоны еще один «прокол».

5.Ошибку автоколонны исправляет автоинспектор. Если он не справляется с этими обязанностями, то дисквалифицируется (садится на свое место), а в техталоне его колонны ставиться «прокол».

6. Пост ДПС назначает в колонну нового автоинспектора.

За каждую решенную задачу автоколонна может получить 10 баллов. Итоговый балл определяется суммой баллов, полученных за решение лидерами всех задач, минус общее количество «проколов» и общее количество отставших водителей на всех этапах путешествия.              

  Учитель на уроке является начальником автоинспекции.

Автопробег – дело серьезное. К нему надо ответственно и добросовестно подготовиться. А готовы ли вы? Проверим! Машины должны пройти техосмотр, а водители сдать ПДД. Приступим к техосмотру. Каждая колонна отвечает на 2-3 вопроса.

Вопросы к техосмотру.

1. Как найти скорость движения автомобиля при равномерном и равноускоренном движении?

2. Как определить перемещение машины при равномерном и равноускоренном движении?

3. Запишите уравнение для определения координаты тела для различных видов движения.

4. Как вычислить ускорение автомобиля?

5.Сформулируйте основную задачу механики. Что необходимо для ее решения?

6.Что такое тормозной путь машины? Как его определить и зачем его надо знать?

Разрешение для выезда получено. Отметим общие для всех водителей условия передвижения.

Условия.

1)Для автопробега были выделены машины…. Марку машины определяете сами, какая вам нравится. Я выбрала «Жигули» масса-1200кг; «Москвич» - 1500кг.

2)Основная дорога во время путешествия – асфальт, для которого коэффициент трения при движения автомобиля соответственно равен 0,05 и 0,02. Все машины снабжены новыми протекторами.

Начинаем путешествие.

Первый этап. Звуки

Автомобили трогаются с места и за 10 секунд проходят 20 метров по горизонтальной дороге. Какова при этом сила тяги каждого из них?

Второй этап. Звуки

Старт позади. Настроение наше прекрасное. Автомобиль едет по дороге. На него действует сила тяги и сила трения. Рассмотрите следующие случаи движения:

1. машина движется вперед ускоренно;

2. машина движется вперед равномерно;

3. машина движется вперед замедленно;

4. машина движется назад ускоренно;

5. машина движется назад равномерно;

6. машина движется назад замедленно.

Выберите направление оси координат и изобразите ее на рисунке. Нарисуйте действующие на автомобиль силы (отдельные рисунки для каждого конкретного случая). Запишите основное уравнение динамики для автомобиля.

Для каждой колонны по 2-3 случая.

Третий этап. «Подъем»

На дороге наше внимание привлек дорожный знак. Что он означает? Что должен знать водитель, чтобы преодолеть подъем? Какие опасности могут ожидать водителя?

Физкультминутка.

Игра «Изобрази ситуацию».

Ученики изображают, ситуации которые им предлагает учитель. Представьте, что вы за рулем автомобиля и в это время машина резко тронулась с места. Что произошло с водителем?

И в это время……

1. машина движется равномерно и прямолинейно;

2. впереди неожиданное препятствие, машина резко тормозит;

3. машина на большой скорости поворачивает налево;

4. едет равномерно и прямолинейно, а потом резко поворачивает  направо;

5. резкая остановка машины.

Четвертый этап.  Звуки

Неожиданно перед машиной оказалось сваленное бурей дерево, пришлось включить аварийное торможение. Каким при этом оказался тормозной путь, если до полной остановки прошло 10секунд?

Пятый этап.

Нам удалось сдвинуть дерево с дороги, и автомобиль снова равномерно движется по асфальту. Внимание! Впереди крутой поворот с радиусом 27 метров. С какой наибольшей скоростью могут ехать водители, чтобы автомобиль не вынесло на дорогу?

Шестой этап. Звуки

Едем дальше. Погода прекрасная. На дороге знак. Что он означает? Кажется, впереди идут дорожные работы.  Что должен знать водитель, увидев знак «Стоп»? Обсуждение понятия «тормозной путь».

Седьмой этап. Звуки

 

Пришлось следовать в объезд. На нашем пути оказался крутой овраг, через который перекинут легкий выпуклый мостик. Радиус кривизны моста 50метров. Почему-то нет знака, показывающего наибольшую скорость, с которой можно ехать по этому мосту, чтобы не сломать его. Давайте сами  рассчитаем скорость, с которой автомобиль должен переехать этот мост, чтобы не провалиться в овраг?

Восьмой этап. Самооценивание.

Приближается долгожданная цель нашего путешествия. Ура! Мы все благополучно добрались.  Автоинспекторы подведут итоги нашего автопробега, а вы оцените свою работу на уроке.

 

Оцениваемые виды деятельности

Ф.И.

участника

________________________

1.      Активно участвую в обсуждении вопросов и задач.

2.      Ясно и кратко формулирую свою позицию.

3.      Решаю задачи быстро и правильно.

4.      Могу объяснить решение задачи и помочь одноклассникам.

5.      Знаю все формулы и единицы измерения.

6.      Могу работать самостоятельно и в группе.

7.      Могу правильно оценить свою работу и работу одноклассников.

8.      Участвую в подведении итогов урока.

 

Система оценивания: оценить каждый вид деятельности

«2» - согласен,

«1» - не совсем так,

«0» -не согласен

 

Расшифровка:

0-4  Минимальный, или не вносил вклад;

5-8    Ниже среднего числа;

9-12  Среднее число;

13-14  Выше среднего числа;

15-16   Выдающийся.

           

Итоги.

Нас путешествия встречают каждый день -

В различных областях рутинной жизни,

Мы открываем что-то новое в себе -

Стремясь познать неведомые дали!

О, сколько неизведанного в них -

В тех удивительных местах, в далеких странах,

Которые нам доведется посетить!

Открытиям мы новым будем рады.

«Во время путешествия важно не забывать главное - когда заканчивается что-то одно, начинается что-то другое» (слова из кинофильма "Любовь случается"). А у нас на следующем уроке начинается новая тема. До  скорой встречи! До новых открытий!

Источники.

1. stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_2/stihi_pro_puteshestviya.html

2. И.Я. Ланина, А.П. Тряпицына.  Раздвигая границы привычного.//Лениздат, 1990.- 110с.

3. Различные звуки движущихся машин. Звуки

 

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».

Технологическая карта урока: «Решение задач на различные случаи движения тел».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020