Тема: Семейный бюджет |
Тип: Изучение нового материала |
||
Цель: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» |
|
||
Задачи: 1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”. 2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. 3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи. 4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
|
|||
Планируемые результаты: |
|||
Предметные: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
|
Метапредметные: Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи;поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
|
|
Межпредметные связи: Чтение, математика
|
|||
Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа
|
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Организационный момент |
|||
- Прозвенел звонок весёлый Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры. «Добрый день». Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, а те , кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие. Попробуем? - Добрый день девчонкам! - Добрый день мальчишкам! -Добрый день гостям! -Добрый день всем, кто сегодня чистил зубы! - Добрый день всем, кто любит помогать друзьям! - Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным! На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха. Эпиграф урока Слайд 1 «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
|
Отвечают на приветствие |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
Проверка д/з |
|||
Сегодня наш класс будет работать по группам, 5 групп-5 семей. -А что общего у каждого члена семьи? -Выбирите фамилию для своей семьи? Так как наш разговор пойдет сегодня о деньгах, то за правильный ответ, семья будет получать наши школьные деньги- дональд-доллары.
- И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Проведем блиц – опрос. Я буду задавать вопросы, а любой член семьи, который знает ответ, поднимает руку. За правильный ответ семья получает оплату. . Отвечать быстро и четко. Блиц – опрос 1. - Что такое государственный бюджет? 2. -Как называются деньги, которые в него поступают?
- Из чего складываются доходы?
- Как называются деньги, которые тратят? - На что идут расходы?
- Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего? - Что такое бартер? - Что указывает на какое количество денег можно купить или продать товар? -Как называется та часть денег, которую человек может отложить на будущее? |
- Фамилия - Выбор фамилии
-о государственном бюджете
- План доходов и расходов государства
- Доходы -Налоги граждан и организаций
- Расходы -Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия. -Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику -это прямой обмен одних товаров на другие
-цена -сбережения
|
||
Мотивация познавательной деятельности. |
|||
Создание проблемной ситуации, целеполагание |
|||
-А как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? -Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи? -А почему вы так думаете? (Из чего складывается семейный бюджет?) Cформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
-Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?
-Эти знания пригодятся вам в будущем?
- Сейчас мы с вами встретимся с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Видеофрагмент.) 0:23-1:41
-А как вы думаете, почему он это сделал? -Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, что бы не оказаться на месте Шарика.
|
-бюджет завода, фирмы, есть бюджет города и др.
-В каждой семье есть доходы и расходы.
-Семейный бюджет
-научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы).
- Шарик израсходовал деньги на ненужный товар
-Не знал как распределить правильно деньги.
|
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Первичное усвоение новых знаний |
|||
– Вспомним деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?
Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты) (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу). - Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям). - Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу). - Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей). С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и некоторые виды доходов. Что это за виды доходов? За что их получают? ( а это вы можете узнать самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника) -Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение –гонорар -Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина -Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму - проценты
– Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться?
-А которые расходуют? - На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях) (Обсудите это в группах.)
|
-Доход
-Дети обсуждают в группах, называют источники доходов
-Дети находят информацию в учебниках
-Доход
- Расход
- Варианты ответов
|
||
Физкультминутка |
|||
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
|
(Дорого – прыгают вверх, дёшево – прыгают на корточках).
|
||
Первичное закрепление новых знаний |
|||
- А сейчас мы рассмотрим доходы и расходы семейного бюджета одной семьи. Откройте рабочую тетрадь стр 48, з.2. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (Проверка),можно включить эл. приложение |
-Работа в тетради |
||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
|||
Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны товары, услуги которые надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и необходимое и рядом поставьте галочки.
А теперь обратите внимание на экран, где указаны цены, и проставьте их рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. -А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.(записать на доске) - Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи месяц составляет 100 шустриков - У кого сумма больше этой цифры? - у кого меньше сумма ? - Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета?
-Значит, чтобы спланировать семейный бюджет, что необходимо знать? – Если это экономия, что можно сделать в этом случае?
– Если это дефицит? -А на чем можно сэкономить?
-Значит какой вывод можно сделать? - Чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, чему нужно научиться ?
-У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? - А непредвиденные расходы? -Вот потому что могут возникнуть непредвиденные расходы, всегда нужно иметь сбережения. А чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов , нужно..трудиться |
-Работа в группах
-дети считают на калькуляторе
- необходимо знать доход и цену товаров и услуг -отложим сбережения, а если отложим в банк под проценты, то еще увеличим доходы -нужно на чем- то сэкономить
- квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком
- нужно научиться экономить
-выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение
-поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. д
|
||
Рефлексия |
|||
-И вы сегодня очень хорошо потрудились и каждая семья получила доход. У кого то он чуть больше,у кого то чуть меньше. Почему так произошло? Желаю вам, что бы вы всегда стремились работать лучше, от этого будет зависить ваши доходы, ну и конечно ваша жизнь. -А сейчас посчитайте свои доходы. -Представьте, что эта сумма у вас осталась в конце месяца? Как она будет называться? -Предлагаю Вам посоветоваться в кругу своей семьи и решить: куда вы направите свои сбережения?
Если будет ответ: отложить, то спросить:
-А как можно увеличить ваши сбережения?
-Предлагаю оценить работу каждого члена семьи : - Зажмите руку в кулак и … Кому было интересно – разогните мизинец, Кто считает, что знания пригодятся – безымянный, Кто хорошо работал – средний, …… Кто помогал работать другим – указательный, Кому понравился урок – большой. - Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок, поставите в дневник - А теперь оцените работу своей группы. Покажите карточку такого цвета, который соответствует качеству работы каждого члена вашей группы и всей вашей группы. Зеленый – работали все очень хорошо; желтый – работали хорошо, но не на полную силу; красный – старались, но не все получилось. -Молодцы! Спасибо всем за работу. А дома я вам предлагаю составить с родителями план семейного бюджета на следующий месяц |
-Экономия, сбережения.
-варианты ответов.
|
||
Приложение:
РАСХОДЫ: |
|
Товары и услуги |
цена |
Плата за электроэнергию |
5 |
Игрушки |
15 |
Плата за воду |
4 |
Продукты питания |
35 |
Поход в цирк |
4 |
Обувь |
25 |
Такси |
6 |
Плата за телефон |
5 |
Одежда |
25 |
Плата за интернет |
6 |
Поход в музей |
3 |
Всего: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.