Технологическая карта
Класс: 2 класс
УМК " Школа России"
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, Т.Г.Рамзаева , М «Дрофа»
Тема урока: Однокоренные слов. Корень слова.
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки- Учебник: «Русский язык» 2 класс, Т.Г.Рамзаева М «Дрофа»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Тип учебного занятия: урок
открытия нового знания
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах,
индивидуальная работа.
Этап урока |
Время, мин |
Цель |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Методы |
ФОУД* |
Деятельность
учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
Организационный
Эмоциональный настрой |
1 |
Проверка
готовности обучающихся, их настроя на работу |
Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? На уроке не зевай- Сразу всё запоминай! Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равным не было тебе! - Настроение хорошее? (Да) - Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) -Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего
не скажешь о погоде за окном. -И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. - Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
-Все расселись по местам, никому не тесно, |
– |
Ф |
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку
Записывают число. классная работа |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
||||||
Минутка
чистописания. |
5 |
Выход на тему урока |
1) -Сегодняшний урок хочу начать с прекрасных поэтических строк, послушайте внимательно. Ничего ещё не зацветало. Спят луга и местные сады. Между голых веток краснотала Голубеют лыжные следы. Но уже берёза на опушке Прямо в снег роняет семена Подойдёшь , а на снегу – веснушки. Значит, рядом прячется весна. Не она ли греется в сторожке И с волшебным зеркальцем в руке Примеряет вербные серёжки …Да стучит капель невдалеке Да кричат болтливые сороки,- Мол, глядим и радуемся мы, Что ручей родился на припёке И вприпрыжку мчится от зимы.
- О каком времени года я прочитала стихотворение? Докажите. ( о весне) - С какого звука начинается слово ВЕСНА? ( со звука В). - Минуту чистописании начнем с написания упражнений с буквой Вв |
Наблюдение. |
Ф |
Указывает
объект наблюдения |
Выполняют упражнение в тетради. Работают с тренажёром Обосновывают выбор написания |
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
||||||
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая
работа. |
7 |
Подведение
детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана
работы |
На доске написаны слова К.рандаш.з.вод, гор.д м.дведь,уч.ник,т.традь –
Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные
буквы.) -Как
называют такие слова? -О чём должны помнить при написании слов с парными согласными на конце слова? (тренажёр) Какое
отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?. -Ребята, где можно узнать значение слова корень? ( в толковом словаре).( показ словаря С. И. Ожегова). - Я подготовила выписку из словаря, давайте прочитаем толкование слова корень. КОРЕНЬ – 1) Подземная часть растения: 2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя; 3) Начало, источник, истоки чего-нибудь; 4) Основная, значимая часть слова. Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) -Какое из значений будет интересовать нас сегодня на уроке? |
Наблюдение,
проблемная ситуация. Работа по плану урока |
Ф |
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие
"орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет
совместно с обучающимися план урока |
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
||||||
Работа над темой.
|
11 |
Подведение
детей к самостоятельному выводу |
Назовите существенные признаки дерева березы. ( лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка) Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов. - Запишите слово береза -А как бы вы назвали ласково березу? ( березонька, березка) - Как называется гриб, который растет под березой? ( подберезовик) - Как называется лес, в котором растут только березы? ( березняк) - Сравните эти слова по значению. ( близкие по значению) Выделите корень в словах -Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение? - А может быть кто-то знает как называется эта общая часть родственных слов? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Чему хотели бы научиться? - Где может об этом узнать? ( у учителя, в учебнике, …) - Начнем с учебника.
- Прочитайте правило в учебнике на с.43 (Рамзаева Т.Г.) - Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Как иначе называются родственные слова?
- Графически корень выделяется дугой ( показ) - Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов. Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк - Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове? Составляется алгоритм:
1. Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть – корень. |
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
Работа с учебником №, стр 43 |
Ф,
П |
Организует
подводящий диалог, уточняет правило |
Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||||
Первичное закрепление нового материала |
7 |
Проверка
понимания способа действия. |
Коллективное
выполнение упражнения. Белка,
беленький, белить, Где слова родные (однокоренные)? |
Доказатель-ство |
Ф |
Дает
образец короткого доказательства |
Объясняют
написания слов, делают выводы. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий.
|
||||||
|
|
|||||||||||||
Психофизическая тренировка |
1 |
Релаксация |
«Ладошки» «Тёплые слова» |
Работа в парах |
П |
Организация психофизической тренировки |
Выполняют упражнение для релаксации |
Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
||||||
Гимнастика для глаз. |
1 |
Снятие усталости с глаз |
Мульдимедийная презентация |
Просмотр презентации |
Ф |
Организует выполнение гимнастики для глаз |
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации |
|
||||||
Самопроверка |
3 |
Игра «Пригласи в гости»
Выдели группы однокоренных слов
Разложи на группы
Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. |
Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка,
самооценка |
|
Диктует
слова |
Производят
предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями |
Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
|||||||
Подведение
итогов |
2 |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
|
Рефлексия,
контроль, интерактивная |
Ф,П,
Г |
Задает
вопросы |
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения |
Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
||||||
Этап разъяснения домашнего задания |
1 |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
- Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты?
Выучить правило Сад а) придумать однокоренные слова выделить корень б) составить предложение с одним из слов в) устно составить рассказ |
Работа с учебником №90, стр 55 |
Ф,И |
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
||||||
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) |
1 |
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний |
Работа с листом самооценки,
«Дерево успеха» Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! |
Рефлексия, КОД |
Ф |
Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – группова |
Получают позитивный настрой от урока |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.