Технологическая карта урока
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова
Тема урока: «Синонимы»
Цель урока: содействовать расширению представлений обучающихся о синонимах;
Предметные задачи: создать условия для развития у обучающихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить или подбирать слова-синонимы;
- работать со словарём;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Метапредметные задачи: создать условия для развития у обучающихся умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять общую цель и пути её достижения;
- работать со словарём;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника, вести диалог;
- выделять информацию из учебника, словаря в соответствии с учебной задачей.
Оборудование: учебник «Русский язык» (2 класс), словарь синонимов, слайды к уроку.
Тип урока: ОНЗ
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||
Орг. момент |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Чего вы ждёте от урока? |
Показывают цветную карточку, отвечают на вопрос. |
Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий. |
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуали- зация знаний |
Организует работу в парах. Я предлагаю вам начать урок с работы в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
Даёт задание на поиск в тексте особенностей. Прочитайте текст. Что можете сказать?
Какими словами вы предлагаете заменить слово «ребята»?
Учитель записывает перечисленные слова на доске. Почему вы предлагаете именно эти слова?
Сравните записанные слова. Что можете сказать?
Учитель стирает с доски слово «они». Оставшиеся слова можно объединить в группу, которая в русском языке имеет своё название. Сегодня на уроке мы поговорим о таких словах. Уточняет понимание учащимися задач урока. Какие задачи к уроку вы для себя поставите?
|
Перечисляют правила работы.
Знакомятся с текстом. Формулируют выводы наблюдений. В тексте есть речевые ошибки, так как часто повторяется слово «ребята». Нужно заменить это слово другими словами. Слово «ребята» можно заменить словами «дети, малыши, они, друзья».
Потому что они имеют такое же значение, как и слово «ребята».
Анализируют, выявляют закономерность. Это имена существительные, кроме слова «они». Это слово можно назвать лишним.
Озвучивают задачи урока. Узнать, как называется такая группа слов? Почему эти слова так называются? Для чего нужны такие слова? |
Постановка учебной задачи. |
Осуществлять анализ объектов, сравнение, синтез; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
Организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. |
Формиро- вание новых знаний |
Формулирует задание на поиск информации. Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к правилу на стр. 60. Подводит учащихся к выводу о теме урока. Что теперь вы можете сказать о словах, записанных на доске?
Почему?
Что ещё вы узнали о синонимах?
Уточняет понимание учащимися темы урока. Какова же тема нашего урока? Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Посмотрите на группы слов. Что можете сказать? Докажите.
Какой вывод можно сделать?
Что можно сказать об остальных словах?
|
Знакомятся с правилом в учебнике. Находят в тексте понятие, информацию. Формулируют выводы.
Это синонимы.
Потому что они обозначают слова, близкие по значению.
Это слово в переводе с греческого языка обозначает «одноимённый», т.е. одно имя, название. Синонимы относятся к одной части речи, но пишутся по-разному.
Синонимы.
Анализируют. Сравнивают. Объясняют свой выбор. Формулируют выводы наблюдений. Слова лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы. Эти слова близкие по значению, относятся к одной части речи – имена существительные. Слова красный, алый, огненный, багряный – это синонимы. Эти слова близкие по значению, относятся к одной части речи – имена прилагательные. Синонимами могут быть как имена существительные, так и имена прилагательные.
Это однокоренные слова. |
Запоминать и удерживать правило, выделять свойства в изучаемых объектах. |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, анализ объектов, сравнение, синтез; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
Организовывать общение, полно и точно выражать свои мысли. |
физминутка |
|
|
|
|
|
Практи- ческая деятель- ность |
Даёт задание на поиск в тексте особенностей. Посмотрите на запись на доске. Что можно сказать? По улице (идти) подружки. На площади (идти) солдаты. По дороге (идти) усталые путники. Праздничные колонны торжественно (идти) на митинг. Малыш неуверенно (идти) к песочнице. Организует поисковую работу (формулировка возможного задания, составление плана действий).
Какое задание можно предложить для выполнения?
Давайте составим план наших действий.
Что заметили, когда изменили слова и составили предложения?
Какой пункт нужно добавить в план.
Выдвигает проблему. Подберите синонимы.
Куда нужно обратиться за помощью?
Организует работу в группе. Контролирует работу. Сейчас вы будете работать группой. Я предлагаю вам обратиться к словарю. Найдите в словаре синонимы к слову «идти».
Что вас удивило? Какие синонимы вы можете назвать?
Организует игровую деятельность. Давайте поиграем («Театрализация») Покажите, как можно: Обучающимся раздаются карточки, на которых записаны слова: шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать.
Организует самостоятельную работу. Контролирует работу.
А сейчас вернёмся к нашему заданию. Запишите предложения, пользуясь планом работы.
Организует коллективную проверку. Давайте проверим, что у вас получилось. По улице шли подружки. На площади шагали (маршировали) солдаты. По дороге брели усталые путники. Праздничные колонны торжественно шествовали на митинг. Малыш неуверенно семенил к песочнице.
Что помогло вам справиться с заданием? Для чего же нужны синонимы?
Организует самостоятельную работу и взаимопроверку. Контролирует работу. Давайте вернёмся к тому тексту, с которого мы начинали урок. Отредактируйте текст, чтобы не было повторов.
|
Анализируют. Объясняют свой выбор. Формулируют выводы наблюдений.
Это не предложения, потому что слова не связаны между собой по смыслу.
Высказывают свои предположения, составляют план действий. Изменить слова, чтобы получились предложения.
1. Прочитать предложение. 2. Изменить слово. 3. Записать предложение.
Повторяется одно и тоже слово.
4. Подобрать синоним к слову «идти».
Учащиеся не смогут подобрать нужного количества синонимов. Спросить у кого-нибудь, обратиться к словарю, посмотреть в компьютере, интернете.
Учащиеся работают со словарём синонимов на стр. 154.
Устаревшие выражения. Ступать, переступать, шагать, вышагивать, семенить, выступать, шествовать, брести, плестись, маршировать, направляться, держать курс, следовать и т.д.
Учащиеся группой выходят и показывают действие.
Учащиеся самостоятельно записывают предложения.
Учащиеся сравнивают свои работы с предложенным образцом. Исправляют ошибки. Делают выводы:
Наша речь становится красивой, точной, с их помощью можно избежать повторов.
Учащиеся редактируют текст. Обмениваются результатами работы друг с другом, выполняют взаимопроверку. Высказывают свои замечания. |
Запоминать и удерживать правило и инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по плану, овладение приёмами контроля и самоконтроля, коррекции. |
Осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, постановка и формулирование проблемы, коллективное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. |
Организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. |
Заключение |
Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию. А сейчас я предлагаю послушать вам песню, которая называется «Синонимы». Для чего я это сделала?
Назовите синонимы. |
Учащиеся слушают песню. Делают выводы.
Чтобы мы услышали синонимы. Учащиеся называют синонимы |
Осознание качества и уровня усвоения. |
Осуществлять анализ объектов. |
|
Итог |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
О чём мы говорили на уроке? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой в начале урока? Надо ли в своей речи использовать синонимы? |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. О синонимах |
Выделение и осознаний того, что усвоено. |
|
Полно и точно выражать свои мысли. |
Оценивание |
Оцените свою работу на уроке. Почему выбрали карточку такого цвета?
|
Учащиеся показывают цветную карточку, отвечают на вопрос. Осуществляют предварительную оценку. |
|
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Полно и точно выражать свои мысли. |
Д.З. |
Даёт комментарий к домашнему заданию.
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.