Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Школа России» по теме: «Имя прилагательное»

  • docx
  • 25.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 класс прилаг..docx

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока русского языка

 в 3 классе по программе «Школа России»

 

по теме:

«Имя прилагательное»

 

 

РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово:

Маруда О. А.

 

 

2018-2019

 

Технологическая карта урока

Русский язык  3 класс  Т.Г. Рамзаева.

Тема: «Имя прилагательное»

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о прилагательном как части речи».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

1.      формировать представлений о прилагательном как части речи , умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.

2.       развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;

3.      Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся к уроку, их настроя на работу

(Слайд1)

С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

 

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом .

Запишите в тетрадях число.

Классная работа.

 

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетрадь.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.

 

II. Актуализация знаний

 

Цель:

- обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Вершины гор и солнце золотое

 Шум звонких рек и старые дома…

  Все самое любимое, родное

  Живет в тебе, Осетия моя! 

 

 - О чём речь в стихотворении? – О нашей республике - Северная Осетия.

- Какая  наша республика?

–Красивая, родная, большая, удивительная.

- Все эти слова  действительно подходят к описанию нашей республики и делают ее необыкновенной, самой лучшей. Это признаки, характеризующие нашу родину.

- А как называются слова в речи, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какие?

( Правило)

- Давайте убедимся в правильности нашего ответа по учебнику (с.47)

-  Сегодня на уроке русского языка мы будем путешествовать  и любоваться природой нашей родной Северной Осетии, составлять тексты, выполнять различные виды письменных работ, а главное раскроем много тайн о такой части речи, как имя прилагательное, будем находить прилагательные  в тексте, придумывать и подбирать свои, увидим с какой частью речи тесно связаны имена прилагательные и какова их роль в речи.

- На время путешествия нам необходим проводник, который поведёт нас по пути открытий.

 

Дети слушают стих.

 

 

 

.

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Вспоминают и рассказывают правило

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

ориентироваться  в своей системе знаний;

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

 

III. Постановка учебной  задачи

 

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Внимание, на экран  (слайд №4).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает.

Да, это самый обычный воробей 

-  А как вы догадались? По каким словам?

-  А вот в загадке есть, наверное, и непонятные слова. Кто знает значение слова армячишко? ( Показываю словарь Ожегова, где есть объяснение непонятных слов)

Армячишко-это…

Шныряет – подбираем синоним.

-В каком произведении на уроке  литературного чтения встречались с воробьём ?

( Паустовский « Растрёпанный воробей»)

- Какой он  в этом произведении?

( Храбрый, смелый, быстрый)

- Какую часть речи вы употребили  при характеристике птицы?

( Прилагательное)

- Да, именно прилагательное умеет точно передать  и описать  представленный предмет, его характерные  признаки.

 

Например, солнце (слайд №5).

- Какое оно?

-  А вот теперь наоборот, оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательного, то можно его узнать, даже не видя. 

 - Спелое, круглое, сочное -  ?         яблоко.

 - Рыжая, хитрая, ловкая…..                  лиса

-  Существует   характерная особенность. Характеризовать  предмет можно по заданному признаку ( цвет, форма, вкус, характер).

 

-  Воробей нас заждался и зовёт в путь. И чтобы путешествие было приятным и красивым вы должны   сесть удобно, спинки ровные, ноги вместе, взять с собой хорошее настроение  и багаж со знаниями.

 

 

- Помогите сформулировать тему урока.

 Какова задача  нашего урока?

 

-Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Познакомиться с именами прилагательными и их ролью в речи.

 

 

 

 

Описывают солнце

 

 

 

 

Отгадывают предмет по описанию

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют  тему урока, ставят задачи

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте  тетради. Запишите  число, классная работа. Выполните чистописание (на доске)

    Отважный воробей зовёт в путь.  

(слайд №6).

 

1 чел. – разбор  предложения

2 человек - морфологический разбор

3 человек - путь1

 

 

 

Дети аккуратно пишут в тетрадь.

 

Три человека работают у доски.

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание на экран (слайд №7).

Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы, обозначить ударение: уч…ник, п…года, г...род, д…ревня, д…рога, в...р...бей.

 

- На какой вопрос отвечают словарные слова (кто? что?)

Какая часть речи? ( существительное)

 

Проверка ( с объяснением) – оценки.

Проверка словарных слов

(в парах.)

 

С помощью простого карандаша проверить тетрадь  соседа по образцу (слайд №8).

 

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У существительных подчас

Не жизнь, а просто мука:

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,-

Вот сокрушительный удар

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик!

- О какой части  речи говорится в стихотворении?

 

Обратите внимание на экран. Чаще всего имена прилагательные в предложении являются определениями, поэтому их принято подчеркивать волнистой линией.

 

- Прочитайте правило на стр. 48.

 

Устно.

- Добавьте к существительным, записанным в тетрадях, прилагательные, чтобы они украсили эти понятия.

- Давайте сделаем вывод: с какой частью речи тесно связаны имена прилагательные?

(с сущ.).

Мчимся по дороге и любуемся красотой нашей Родины (слайд №11).

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило

 

IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения

 

      Цели:выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Ребята у вас  на парте конверт прочитайте предложение, записанное на нём.

У меня уши, хвост, шерсть.

-   О каком животном идёт речь в этом предложении?

- Ребята мнения ваши разошлись.

- Посмотрите в конверт, там есть  картинка. Кто это?

-Вы должны, вставить пропущенные слова, чтобы было понятно, что речь идёт о лисе.

-Слова помощники у вас записаны внизу под картинкой. (чуткие, пушистый, рыжая).      

 

-Прочитайте, что у вас получилось? 

-На какие вопросы отвечают вставленные слова?

 

- А что они означают?

- Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

 

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

Индивидуальная работа

 

-ученики высказывают свои мнения (заяц, кошка, лиса  и т.д.)

- из конверта достают картинку

Ученики вставляют пропущенные слова

(работа в парах)

 

 

Дети читают свои предложения.

- какие? какой? какая?

 

- признак предмета

-прилагательное

 

 

 

 

Читают вывод в учебнике.

 

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

 

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

 

 

Коммуникативные УУД:

 

умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

 

Личностные:

умения  сотрудничества со сверстниками работая в паре

 

Физкультминутка (слайд №20) 

 

 

 

Передать мяч и назвать имя прилагательное, которое можно отнести ко времени года  ( у нас- весна).

Вдох – выдох.

 

 

Называют слова-прилагательные

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

Работа по учебнику с.48, упр 470.

 

- Прочитайте упражнение

-Отгадайте загадку.

 

-  Прочитайте задание к упражнению про себя.

- Что нужно выполнить?

 

-Составьте свою загадку о животном.

 

-Дети читают упражнение

Выполняют задание к упражнению .

 

 

Сочиняют свою загадку о любом животном..

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

VI.Самостоятельная работа с проверкой

 

Цель:

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

 

1)      Работа по карточкам

Задание на карточке:

Подобрать к прилагательным

Подходящие по смыслу имена существительные.

Зелёный, сладкий, сахарный …..

Весеннее, яркое, лучистое ….

Спелая, сладкая, душистое …

Грузовая, легковая, спортивная ….

 

-Давайте проверим, что же у вас получилось?

-  Так слова,  какой части речи уточняют имена прилагательные?

Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу  в паре..

Алгоритм оценивания (на слайде):

1.Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3.Задание выполнено, верно, или с ошибками?

4.Какое умение развивали при выполнении задания?

Работа в парах

 

Ученики подбирают имена существительные

 

 

 

Дети читают  свои записи на карточках

 

 

 

- имена существительные

Коммуникативные УУД:

умение  слушать и понимать других

 

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев

 

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки

 

 

 

Цель:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2) Работа в группах.

 

- Ваша задача составить предложение об увиденном, чтобы в них были прилагательные (слайд №12-15).

Поля

Луга

Реки

А теперь лес. Дополните известное вам стихотворение пропущенными словами.

1. О каком лесе? Осеннем (слайд №16).

2. О каком лесе? зимнем (слайд №17).

А воробей остановил нас в весеннем лесу! (слайд №18).

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других, учиться работать сообща.

VII. Включение в систему знаний и повторений

Теперь воробей нам покажет животный мир республики (слайд №21).

Какие животные обитают в Северной Осетии: лисы, волки, совы… (слайд №22).

Ваша задача: 1 вариант выбирает зверей.

                        2 вариант выбирает птиц.

Добавить одно прилагательное, чтобы оно характеризовало данное животное  либо по цвету, величине или характеру.

Лиса (какая?)

- Проверка по цепочке.

Итак, мы увидели растительный и животный мир Северной Осетии, а теперь пора домой. С богатыми впечатлениями  отправляемся в обратную дорогу, и ,чтобы закрепить полученную информацию, нужно сделать путевые заметки (слайд №23).

 

- Подбери слова – признаки, чтобы рассказ получился интересным и красочным.(Письменно, самостоятельно.)

Вставь пропущенные буквы:

 

Был … день. Ребята отправились в … путь. На небе светило … солнце. В лесу пел … соловей. … мы возвращались домой.

В это время работа со слабоуспевающими (индивидуально)

 

Комментируют выполнение упражнения с места

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации

 

Регулятивные УУД:

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 

 

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 И вот мы дома (слайд №24-26).

 Необходимо обобщить знания.

 

Тест:

1.     Как правильно? Подчеркни правильный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета            В) предмет

Б) признак предмета        Г) количество предметов

 2. Подчеркни лишнее слово

         1) красный      3)  гербарий      

          2)веселый      4)  большой       

  3. Подчеркни слово, с которым связано имя прилагательное.

         

Вот ребята увидели родное село.

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности

 

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

– Вот и подходит наш урок к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Расскажите по схеме, чему научились(слайд4)

Я знаю …..

Я запомнил….

Я смог …

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

 

 С чем познакомились, узнали?

 Что такое имя прилагательное? Значение? Вопросы?

         

         С какой частью речи  связаны имена прилагательные?

Поработали хорошо! Молодцы. (слайд №28).

 

 

 

Несколько  учеников оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

 

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

IX. Домашнее задание

 Выучить  правило, выполнить упражнение 473, стр. 50

Дополнительно: составить и записать  рассказ на тему «Природа моего села», используя имена прилагательные.

 

Слушают инструктаж

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других