Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"

Оценка 4.8
doc
13.10.2022
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Глаголы-исключения"
технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме глагол.doc

Глаголы-исключения

Урок рефлексии

Цели:    продолжить знакомство с глаголами - исключениями;

Задачи урока:

Образовательные:

·                                 развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

·                                 совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

·                                 закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

·                                 создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах и индивидуально;

·                                 повышать культуру речи;

Воспитательные:

·                                 формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

·                                 воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Методы: частично-поисковый, практический (самостоятельная работа, упражнения).

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, листы самооценки.

ХОД УРОКА

 

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты УУД

 

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

4 мин

Слайд 1.Добрый день уважаемые ребята и гости! Повернулись, улыбнулись мне, друг другу, гостям.

Деловой настрой.

 - Для чего мы приходим на урок?

 - Зачем нам нужны знания?

 - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

Слайд 2. Девиз нашего урока: У нас всё получится!

Перед вами листы самооценки, в которых вы будете выполнять задания и оценивать свою работу.

Подготовка  класса  к  работе.

 

Чтобы получать знания.

Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания

На уроке надо быть очень внимательным и организованным.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:

подготовка мышления учащихся

 

5 мин

1. Повторение знаний о глаголе, как части речи                                                                              Он предметы оживляет,

 И в дела их привлекает.

Что им делать – говорит.

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться сам умеет. (Глаголы)

·         Что такое глагол?

·         Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прошедшем времени) Примеры.

·         Что называется спряжением глагола?

·         Как определить спряжение глагола? 

 1)по ударному окончанию,

 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.),

 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа. Окончания -ут- ют- первое спряжение, а  -ат-ят- второе спряжение.

·         От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения).

·         -Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.

Отметьте свои успехи в листе самооценки.

 

Ответы ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

 

Оценивают себя.

 

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

 

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4 мин

Слайд 3. Проведем наблюдения над особой группой глаголов. 
1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. 
2) Брить, стелить. 
• Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ТЬ 
• Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?

Слайд 4.

          Смотреть                  Слышать                                      Стелить                                                           

       Ед.ч.? Мн.ч.?               Ед.ч.? Мн.ч.?                       Ед.ч.? Мн.ч.?                                                            

1-е л. Смотрю Смотрим    Слышу Слышим               Стелю Стелем

2-е л.  Смотришь Смотрите Слышишь Слышите  Стелешь Стелете                  

3-е л.  Смотрит Смотрят   Слышит Слышат           Стелет Стелют
- Какого спряжения глагол смотреть? слышать?
- Что вы знаете об этих глаголах? (Они не подчиняются правилу, закону)

-Как их называют?

-Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ. Определим задачи на сегодняшний урок.

Отметьте свои успехи в листе самооценки.

 

 

Делают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему, цель и задачи

 

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Цель этапа: составить план достижения целей

 

4 мин

 

 

Слайд 5.

Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму?

Слайд 6.

Как нужно ли его дополнить?

 Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.

2 глагола спрягаются как глаголы 1спр. имеют личные окончания 1 спр. Значит, их можно отнести к 1 спр.

Слово учителя.

- Сколько глаголов-исключений?

 Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

Эти глаголы нужно запомнить.

Слайд 7.

Но вы, я думаю, уже хорошо знаете стихотворения для их запоминания.

Отметьте свои успехи в листе самооценки.

ФИЗМИНУТКА

 

 

Намечают пути решения задач

 

Составляют алгоритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

Оценивание

Метапредметные результаты

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте поиграем.

1.Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.

•          Втягивать и выпускать воздух – дышать.

•          Причинить огорчение -  обидеть.

•          Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть.

•          Различать, воспринимать звуки -слышать.

•          Приводить в круговое движение –вертеть.

•          Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть.

 

Отметьте свои успехи в листе самооценки.

 

2. Работа по карточке

Правила работы в паре:

  • уважать мнение товарищей;
  • слушать и слышать друг друга;
  • не обижать и не обижаться;
  • быть внимательным.

Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.

 

3. Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

5.Грамматическая сказка. Послушайте сказку  и  подумайте, как она связана с темой нашего урока.                                                                                                                                    Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.

Но у этой сказки есть продолжение

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол, повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

- Так как же эта сказка связана с темой нашего урока?

-Так и появились глаголы – исключения.

Отметьте свои успехи в листе самооценки.

 

Записывают глаголы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

Оценивание

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Рефлексия деятельности

 

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 8.

         - Понравилось ли тебе на уроке?

         - Трудно ли тебе было работать?

         -Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?

         - Узнал ли ты что-то новое?

        - Почему эти глаголы называются исключениями?

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить  свою работу на уроке:

 

СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.

СЛАЙД 9.

– Уровень сложности выбирайте по своим возможностям. Это упражнение подготовит вас к теме следующего урока:

1. Упражнения учебнику на выбор 178 или 179

2.Вам будет придумать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения. Например, я, чтобы запомнить глагол смотреть, нарисую глаз; дышать - нос и так далее. 

3.Дополнительное задание для умников и умниц.
- Почему глаголы терпеть, вертеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?.

Посчитайте количество баллов и поставьте оценку за урок.

«5» 21-23, «4» 17-20 «3» 12-16

СЛАЙД 10. Спасибо за урок!

 

 

 

Работа в группе

 

 

 

 

 

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

 

 

Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.

 

 

 

 

Рабочий лист самооценки

Этапы урока

ОЦЕНКА

«+» 1  «-» 0

Ответил на вопрос по изучаемой теме

«+»   «-»

Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ТЬ 

1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. 
2) Брить, стелить. 
_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Без ошибок

«5»  

1-2 ошибки

«4»

3 ошибки и более «3»

Знаю глаголы-исключения

 

«+»   «-»

Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.

•          Втягивать и выпускать воздух – ______________

•          Причинить огорчение -  __________________

•          Воспринимать окружающее с помощью зрения –__________

•          Различать, воспринимать звуки -______________

•          Приводить в круговое движение –___________________

•          Испытывать неприязнь или отвращение - ________________

 

 

Без ошибок

«5»  

1-2 ошибки

«4»

3 ошибки и более «3»

 

Работа на карточке (в парах)

Без ошибок

«5»  

1-2 ошибки

«4»

3 ошибки и более «3»

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стел..т, да жестко спать. В чужом глазу соринку вид..т, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обид..т никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слыш..т, а душа.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Без ошибок

«5»  

1-2 ошибки

«4»

3 ошибки и более «3»

 

Грамматическая сказка. Послушайте сказку  и подумайте, как она связана с темой нашего урока.                                                                                                                                   

«+»   «-»

СМС____________________________________________________

 

 


Глаголы-исключения Урок рефлексии

Глаголы-исключения Урок рефлексии

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, листы самооценки

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, листы самооценки

Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прошедшем времени)

Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прошедшем времени)

Отметьте свои успехи в листе самооценки

Отметьте свои успехи в листе самооценки

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 4 мин

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 4 мин

Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Не мог устоять царь перед просьбой и издал

Не мог устоять царь перед просьбой и издал

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рабочий лист самооценки

Рабочий лист самооценки

Работа на карточке (в парах)

Работа на карточке (в парах)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022