Глаголы-исключения
Урок рефлексии
Цели: продолжить знакомство с глаголами - исключениями;
Задачи урока:
Образовательные:
· развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
· совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
· закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
· создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах и индивидуально;
· повышать культуру речи;
Воспитательные:
· формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
· воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Методы: частично-поисковый, практический (самостоятельная работа, упражнения).
Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, листы самооценки.
ХОД УРОКА
Этап |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты УУД
|
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 4 мин |
Слайд 1.Добрый день уважаемые ребята и гости! Повернулись, улыбнулись мне, друг другу, гостям. Деловой настрой. - Для чего мы приходим на урок? - Зачем нам нужны знания? - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания? Слайд 2. Девиз нашего урока: У нас всё получится! Перед вами листы самооценки, в которых вы будете выполнять задания и оценивать свою работу. |
Подготовка класса к работе.
Чтобы получать знания. Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания На уроке надо быть очень внимательным и организованным. |
Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: подготовка мышления учащихся
5 мин |
1. Повторение знаний о глаголе, как части речи Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет. (Глаголы) · Что такое глагол? · Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прошедшем времени) Примеры. · Что называется спряжением глагола? · Как определить спряжение глагола? 1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа. Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение. · От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения). · -Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе. Отметьте свои успехи в листе самооценки. |
Ответы ребят
Проверка
Оценивают себя.
|
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
|
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4 мин |
Слайд 3. Проведем
наблюдения над особой группой глаголов. Слайд 4. Смотреть Слышать Стелить Ед.ч.? Мн.ч.? Ед.ч.? Мн.ч.? Ед.ч.? Мн.ч.? 1-е л. Смотрю Смотрим Слышу Слышим Стелю Стелем 2-е л. Смотришь Смотрите Слышишь Слышите Стелешь Стелете 3-е л. Смотрит Смотрят Слышит Слышат
Стелет Стелют -Как их называют? -Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ. Определим задачи на сегодняшний урок. Отметьте свои успехи в листе самооценки. |
Делают предположения
Называют тему, цель и задачи
|
Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Цель этапа: составить план достижения целей
4 мин
|
Слайд 5. Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму? Слайд 6. Как нужно ли его дополнить? Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр. 2 глагола спрягаются как глаголы 1спр. имеют личные окончания 1 спр. Значит, их можно отнести к 1 спр. Слово учителя. - Сколько глаголов-исключений? Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения. Эти глаголы нужно запомнить. Слайд 7. Но вы, я думаю, уже хорошо знаете стихотворения для их запоминания. Отметьте свои успехи в листе самооценки. ФИЗМИНУТКА |
Намечают пути решения задач
Составляют алгоритм
Проверка Оценивание |
Метапредметные результаты Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К) |
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 4 мин
|
Давайте поиграем. 1.Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения. • Втягивать и выпускать воздух – дышать. • Причинить огорчение - обидеть. • Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть. • Различать, воспринимать звуки -слышать. • Приводить в круговое движение –вертеть. • Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть.
Отметьте свои успехи в листе самооценки.
2. Работа по карточке. Правила работы в паре:
Карточка Очень – очень хочется
Не спешите мысли
______________ .
3. Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа. 5.Грамматическая сказка. Послушайте сказку и подумайте, как она связана с темой нашего урока. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. -И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Вступление учителя. Но у этой сказки есть продолжение Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними. Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении. - Так как же эта сказка связана с темой нашего урока? -Так и появились глаголы – исключения. Отметьте свои успехи в листе самооценки. |
Записывают глаголы
Выполняют задание в парах
Проверка Оценивание |
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
4 мин
Домашнее задание
|
СЛАЙД 8. - Понравилось ли тебе на уроке? - Трудно ли тебе было работать? -Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности? - Узнал ли ты что-то новое? - Почему эти глаголы называются исключениями? -Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:
СМС На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения. СЛАЙД 9. – Уровень сложности выбирайте по своим возможностям. Это упражнение подготовит вас к теме следующего урока: 1. Упражнения учебнику на выбор 178 или 179 2.Вам будет придумать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы-исключения. Например, я, чтобы запомнить глагол смотреть, нарисую глаз; дышать - нос и так далее. 3.Дополнительное задание для умников и умниц. Посчитайте количество баллов и поставьте оценку за урок. «5» 21-23, «4» 17-20 «3» 12-16 СЛАЙД 10. Спасибо за урок!
|
Работа в группе
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|
Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений,
подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать,
держать, гнать.
Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно ______________ ,
Всё плохое _______________ .
Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.
Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,
Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.
Рабочий лист самооценки
Этапы урока |
ОЦЕНКА «+» 1 «-» 0 |
Ответил на вопрос по изучаемой теме |
«+» «-» |
Спишите данные глаголы и выделите глагольный суффикс перед - ТЬ 1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть,
вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
|
Без ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3 ошибки и более «3» |
Знаю глаголы-исключения
|
«+» «-» |
Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения. • Втягивать и выпускать воздух – ______________ • Причинить огорчение - __________________ • Воспринимать окружающее с помощью зрения –__________ • Различать, воспринимать звуки -______________ • Приводить в круговое движение –___________________ • Испытывать неприязнь или отвращение - ________________
|
Без ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3 ошибки и более «3»
|
Работа на карточке (в парах) |
Без ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3 ошибки и более «3»
|
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Мягко стел..т, да жестко спать. В чужом глазу соринку вид..т, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обид..т никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слыш..т, а душа. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ |
Без ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3 ошибки и более «3»
|
Грамматическая сказка. Послушайте сказку и подумайте, как она связана с темой нашего урока. |
«+» «-» |
СМС____________________________________________________ |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.