Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Учитель: Смирнова Галина Борисовна
Программа: «Школа России»
Школа: МОУ СОШ №35 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова
Класс: 4-А класс
Тема урока: Простые и сложные предложения.
Тип урока: открытия нового знания
Цель урока: Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
· Познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения.
· Учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения.
· Учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
· Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
· Продолжить формирования самооценки деятельности учащихся с использованием разно уровневых заданий.
· Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
· Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
Ход урока
развернуть таблицу
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент
Слайд № 7 |
Слайд №1 1. Приветствие. 2. Минутка настроения 3. Каллиграфическая минутка Слайд : 2 Л л Слайд №3 Обсудим: - Какое задание было задано на дом? Слайды № 4,5,6 - Какой вывод можно сделать? -Над какой темой работали на прошлом уроке? -Составьте предложение по картине с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания. Орфографическая минутка. Работа над ошибками Работа в группах: 1. Мальчики - слова с непроверяемыми безударными гласными. 2. Девочки – слова с проверяемыми безударными гласными. Проверка : Слайд № 8 |
Записывают в тетради - Подготовить проект «Знаки препинания» Выступления детей о науке Пунктуации, о восклицательном знаке, о запятой и т.д. Делают вывод. Для чего нужны знаки препинания. Коммуник. УУД - Писали сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» Составляют предложение, объясняют постановку знаков препинания. (регулятив. УУД) Читают слова, делят на группы, записывают, проверяют. Отчёт групп. Коммуник. УУД Самопроверка. |
II.Постановка учебной задачи:
Зарядка для глаз. Слайд №11
Слайд №15 |
Актуализация знаний: Слайд №9 - Над каким разделом работаем на уроках русского яз.? Работа в группах: Аукцион знаний. Рассказать как можно больше правил о предложении. Слайд №10 - Дети, что обозначает эта схема? - Расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения. 2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. - А что обозначает эта схема? Слайд №12 3 Формулирование проблемы. - Что можете сказать о таком предложении? - Кто назовёт тему нашего урока? Слайд №13 - Какова цель нашего урока? Слайд№14 -Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы. 4. Знакомство с планом урока. -Давайте вернёмся к цели урока и обсудим тему и план работы на уроке. - Обсудим: Верно, ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения? |
- Над разделом « Предложение». Рассказывают в группах правила о предложении. (регулятив. УУД) Это схема грамматической основы предложения. - Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. 1 ( --- ===.) 2 (--- === , --- ===.) 3 ( ==== -----, ===== ------,но ----- ====.) - Две грамматические основы. Дети называют тему урока. « Простые и сложные предложения.» Формулируют цели, глядя на опоры Предложения детей. (регулятив. УУД) 1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение. 2. Научиться составлять схему сложного предложения. (Познавательные УУД) 3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении. 4. Научиться отличать сложное предложение от простого. Коммуник. УУД План составлен верно. |
II. Поиск решения. Выдвижение гипотез и проверка их.
III.Открытие новых знаний.
Формулирование нового знания. |
(Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог) - Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? ( Выслушать все мнения и по возможности записать) - Как можно проверить ваши предположения? - На уроке обратимся к книге. Откройте с. 36. , прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений было верным. Упр.50 - Прочитайте задание в упражнении. - Какие предложения будем выписывать? -А какие предложения называются сложными? - Записываем предложение, называем части сложного предложения,. |
- Предложение, в котором одна грамматическая основа,- простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы,- сложное предложение. - Тема урока "Простые и сложные предложения". (Познавательные УУД)
Дети читают задания. С36, упр. 50 - Мы будем выписывать сложные предложения. Записывают предложения. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели. |
IV. Первичное закрепление. Кинестезиологическая зарядка (выполняется перед сложным этапом урока) Физминутка
V. Вторичное закрепление.
Слайд №16 |
1. Закрепление во внешней речи. - Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем группой. Запоминаем правило. 1. Схема. 2. Простое или сложное. 3. Как соединяются простые предложения в составе сложного? Выводы - Кто из вас научился составлять схему сложного предложения? У кого возникли трудности? - Как соединяются простые предложения в составе сложного? - Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении? 4. с. 37, упр. 51 - Прочитайте задание в упражнении - Прочитайте предложения. - Какие они? - Докажите, что они простые. Работа в группах. Задание: - Найти среди простых предложений пару по смыслу и составить сложное предложение 1- ая группа: к 1-му предложению; 2-ая группа – к 3 – му предложению; 3-я группа – к 4 – му предложению. -Составить, записать предложение, назвать грамматическую основу в простых предложениях.
Проверка. Выводы: - Что нового узнали по теме урока? |
(Познавательные УУД)
Объяснение нового материала по цепочке друг другу в группе. (регулятив. УУД) Дети называют части сложного предложения, знаки препинания. Называют грамматические основы частей сложного предложения. - С помощью союза и а но или без союза.) - Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.
Читают задание. -Простые. - Имеют одну грамматическую основу. (регулятив. УУД) Работа в группах: Читают простые предложения. Называют предложения - пары по смыслу. Записывают сложные предложения в группе. 1 – ая: Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. ( __ ==, а ___ == ). 2 –ая: Лето кончается, осень начинается. ( __ ==, ___ ==). 3 – ая: В декабре зима стелет ковры, а мороз через реки наводит мосты. 1. Содержит 2 или больше грамматических основ. 2. Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а ,но. 3. Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая |
VI. Домашнее задание. |
Задание повберу: упр.49, с.36, или упр.52, с. 37 - Сможете ли вы в тексте найти сложные предложения, указать в них грамматическую основу? |
Рассматривают стих-ия, читают, выбирают упражнение Познавательные УУД) Читают предложения. Называют грамматическую основу. Доказывают простое или сложное предложение. |
VII. Рефлексия |
Самооценка. Используется метод незаконченного предложения. Я научился: Я хотел бы больше: Оказывается, что: Я хочу поблагодарить: за:(взаимооценка детей) Оценивание учителем работы детей на уроке. - Что интересного узнали? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми? Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале. Минутка настроения. |
(регулятив. УУД)
Дети оценивают свою работу.
Оценивают своё настроение. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.