Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцевой.
Тема урока: личные окончания глаголов.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Правописание личных окончаний глаголов».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне |
Приветствие учащихся , проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. -Выберите из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая ) ту , которая соответствует вашему настроению. (На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета , которую выбрало большинство ребят)
Предлагает учащимся задание. -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетради)
Костёр, разгорается, слышится, шёпот, молотьба, учимся. Проверка вслух -По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Имена существительные) -Назовите орфограммы в словах. -Назовите , к какой части речи относятся слова второй группы? (Глаголы) -Как вы это определили?Докажите. -Так чем же сегодня мы будем заниматься?
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы.
|
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
Коммуникативные:общение и взаимодействие,планирование учебного процесса |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
-Запишите по памяти глаголы на -ять. (Словарная работа по « Считалке на -ять» : Блеять, веять, чуять, лаять, реять, сеять, таять, чаять, кашлять, выменять, стоять — пишем строго через ять.) - К какому спряжению относятся данные глаголы? - А что такое спряжение? - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? - Зачем нам всё это знать? |
Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. (Безударные личные окончания глагола зависят от того , к какому спряжению относится глагол.) |
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
|
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений(почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем). |
Учитель предлагает выявить условия написания гласной в окончании глагола. Вывод. Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним. Вставляет палки в колёса( мешает), обведёт вокруг пальца (обманет), выбьетесь из сил (устанете), клюёте носом (засыпаете) , гладите по головке (хвалите) , сложишь голову (погибнешь), зарубит на носу (запомнит). -Какие окончания глаголов называются личными? Почему? Работа по учебнику ,упр.88-работа с таблицей личных окончаний глаголов. -Как определить спряжение глагола , если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола) |
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы.
Учащиеся в парах работают со словарём фразеологизмов.
Учащиеся отвечают на вопросы, работают с учебником.
|
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую,поиск информации по словарю. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: построение и фиксация нового знания. |
Учитель предлагает учащимся работу с текстом. Запись с комментированием. |
Учащиеся выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – личные окончания глаголов. Задание дифференцированное: слабые учащиеся выделяют грамматическую основу, сильные - выписывают по два словосочетания , используя слова с изучаемой орфограммой. |
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные:действия оценивания усваиваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок, 2спр.-два хлопка) |
Учащиеся выполняют упражнение. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5.Этап закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
Учитель предлагает выполнить упражнение учебника. 1)Упр.91-устное составление предложений, запись лучших в тетради.
|
Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. |
Учитель предлагает учащимся выполнить задание . -Спишите записанные на доске глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы.
(Не)навид_ш_ лень, (не)упуст_м возможность, они (не)смотр_т, (не)хоч_т_ся занимат_ся , дело (не)дела_тся ,(не)догон_шь автобус , дети (не)купа_т_ся . .
|
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся повторяют правописание глаголов
|
Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
7 Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.
|
Осуществляют оценку урока и самооценку , соотносят цель и результаты , степень их соответствия. Отвечают на вопросы: -Какую цель ставили? -Удалось достичь поставленной цели? -Какие получили результаты? -Что вызвало особые затруднения? -Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов? -Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол»?
· Называют ключевые слова темы. Поднимают тучку (синюю или голубую ), тем самым показывают своё настроение , изменилось ли оно на уроке.
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
|
Домашнее задание: Упр. Учебника 92 (стр.44) Для сильных учащихся дополнительно – выполнить все разборы; слабые-один по выбору.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.