Технологическая карта урока
Тема урока: Слово и его лексическое значение.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.
План урока:
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
- Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! (слайд 1) |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов: Пос…деть – пос...деть; Прим…рять -прим…рять Пол…скать – пол…скать (слайд 2) |
- Правописание зависит от лексического значения слова.
|
Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. |
- Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексическое значение». (слайд 3)
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
-Какова главная цель урока? (слайд 4)
-Какова задача урока?
Зачитать цель и тему урока на слайде Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Но каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.Пушкина: «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд 5) |
Понять, что такое лексическое значение слова.
Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
Записывают дату и тему урока. |
Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие нового знания. |
Работа в группе. -Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит». - Сколько здесь слов? - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону. - Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7)
- Проверим!!! Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова. Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение. (слайд 8,9) А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило. Прием «Инсерт» Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
После чтения текста беседа: - Какая информация вам была знакома? - Какие новые сведения вы для себя отметили? - Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
|
- 7,4. Формы слова.
Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное. |
Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V.Физминутка. |
Включаем видео. |
Выполняют гимнастику. |
Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа в парах. |
Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило. - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое? - Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать? Самостоятельная работа. Упр.92. Взаимопроверка.(слайд 10) Работа в парах. Упр.96,97 (устно),99. (слайд 11, 12) |
- Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ. - Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю. |
Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
|
VII.Рефлексия |
- А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. (слайд 13)
|
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
VIII.Домашнее задание. |
Упр 94,95,101 (слайд 14) |
Записывают домашнее задание. |
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.