ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Торможение и поворот упором на лыжах»

  • docx
  • 02.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Торможение и поворот упором на лыжах».docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Торможение и поворот упором на лыжах»

по физической культуре в 6-м классе (ФГОС)

 

Дата проведения: «____»_____________________________ 2020 год.

Раздел: Лыжная подготовка. Торможение и поворот

Базовый (опорный) учебник:  Физическая культура 5-9 классы. Авторы: А.П. Матвеев,  сборник Рабочие программы. Физическая культура . 5 – 9 классы: учебно–методическое пособие/предметная линия учебников А. П. Матвеева.  – М.: Просвещение, 2012.

Тип урока: образовательно-тренирующий.

Класс: 6.

 

Технологии:

1.  Здоровьесберегающая: чередование интенсивности и релаксации в обучении, использование дозированных физических нагрузок.

2. Личностно-ориентированный подход: формирование двигательной подготовленности и выносливости, формирование знаний по физической культуре, отдельным видам спорта, соответствующим возрастной категории школьников.

Тема урока: «Торможение и поворот упором на лыжах».

Цель урока: показать использование приемов, форм и методов учебно-воспитательной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой.

Формируемые УУД:

предметные: иметь углубленные представления о технике поворота «упором», технике подъема на склон и спуска со склона, технике преодоления естественных препятствий на лыжах; организовывать здоровьесберегаюшую жизнедеятельность с помощью разминки с лыжными палками;

метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Способы организации учащихся: поточный, фронтальный, групповой.

Условия проведения: лесопарковая зона.

Материально-техническое обеспечение: лыжный инвентарь по количеству школьников, сигнальные конусы, секундомер.

Технологическая карта урока по физической культуре для 6 класса (ФГОС)

«Торможение и поворот упором на лыжах»

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

I. Подготовительный этап (10 мин.)

Цель: подготовить организм обучающихся к основной части урока.

Задачи: проверить домашнее задание.

1. Сообщение целей и задач урока.

Освобожденные дети: игра в «шашки», оформление наглядного материала.

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Проверить у детей соответствие формы одежды к занятиям на улице. Проверить исправность лыжного инвентаря. Напомнить основные требования безопасности при занятиях на уроках лыжной подготовки.

Установить роль разминки при подготовке организма к занятию на лыжах.

Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Использовать общие приемы решения задач.

Обсудить ход предстоящего занятия, проверить готовность снаряжения товарища к лыжной подготовке

2. Разминка:

- разминочный круг 250 м.

Подаёт команды

- пройти на лыжах разминочный круг скользящим шагом без палок.

Уточнить влияние разминки мышц на готовность к ходьбе на лыжах

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп.

Контролировать и оценивать процесс подготовки и результат деятельности. Соблюдают дистанцию

 

Взаимодействие

школьника при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем.

- разминочный круг 250 м.

- пройти разминочный круг на лыжах с палками, используя ранее изученные движения.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Акцентируют внимание на скольжение на 1 лыже.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики

- повороты на месте переступанием 1 мин

- контроль за верным выполнением команд. Контроль за знанием теории основных построений и позиций тела.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Определять последовательность и приоритет разминки мышечных групп.

Использовать общие приемы решения задач.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

- повороты на месте махом влево, вправо 30 сек

- контроль за знанием теории основных построений и позиций тела.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Удерживание равновесия на одной ноге

Использовать общие приемы решения задач.

Взаимодействие

школьника при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем.

 

II. Основной этап (25 мин.)

Цель: формирование двигательных навыков  при передвижении на лыжах.  Спуск и подъём. Торможение.

 

Задачи: практическое применение навыков передвижения на лыжах, преодоление спусков и подъёмов, развитие координации,  воспитание  взаимовыручки.

Этап образовательного процесса, время

           Деятельность учителя

                            Деятельность учащегося

1.Закрепление изученных движений.                             

                            3 мин.

 

 

 

 

2. Совершенствование техники передвижения на лыжах.

                           5 мин.

Напоминает основную схему движений рук и ног при передвижении попеременным и

двушажным ходом.

Вносит необходимые коррективы в действия после их завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Совершенствование техники передвижения на лыжах попеременным двушажным ходом.

Является основным способом передвижения, который изучается с 3 класса. В цикл движений попеременного двушажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноимёнными палками одновременно бесшажным

 ходом. Применяется при хорошем скольжении на пологих спусках, при плохом – на спусках средней крутизны, при отличном скольжении и твёрдой опоре на палки – на равнине, а также на раскатанных и леденистых участках. Скорость при этом способе поддерживается только за счёт одновременных толчков палками.

После попеременного двушажного хода этот способ – один из наиболее часто применяемых. Он позволяет развивать очень высокую скорость передвижения.

Овладеть согласованность движений помогает выполнение хода под команду учителя:

«Вынос!», «Шаг!», «Толчок!».

Можно проводить обучение на счёт.

Цикл движения этого хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг.

 

Объясняет технику приемов и действий, добиться их самостоятельному  освоению, выявляет и устраняет типичные ошибки.

Моделирует технику освоенных действий и приемов, варьирует её в зависимости от индивидуальных физических качеств школьника.

Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок.

Формировать мыслительные операции по каждому элементов.

Ориентироваться в разнообразии способов решении задач.

 

 

Повторяют движения учителя. Контролируют своё тело. Держат равновесие.

Скольжение происходит всё время на двух лыжах, поэтому нагрузка падает на мышцы рук и туловища.

Цикл хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с последующим скольжением на обеих лыжах.

 

 

 

 

 

 

 

Раз - выносятся вперёд палки;

два - шаг с толчком другой ногой и с одновременной постановкой палок на снег;

три - толчок палками и приставлением ноги

одновременно двушажным ходом.

 

 

Обучение под счёт:

раз – первый шаг и вынос палок;

два – толчок другой ногой и постановка палок на снег;

три – отталкивание палками и приставление ноги.

Новый материал

3.  Торможение «полу плугом».

                             7 мин.                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торможение «полуплугом», или упором, удобно при спуске с горы наискось. Для торможения этим способом в сторону отставляется пятка одной из лыж, а другая пятка продолжает скользить в прежнем направлении. Отведённую лыжу надо поставить на внутреннее ребро и упираться им в снег. Отводится, как правило, лыжа, расположенная ниже по склону. Тяжесть тела остаётся на лыже, скользящей прямо, вторая нога немного сгибается, носки лыж тоже сведены. Прежде чем опробовать торможение на склоне, надо научить детей выполнять упражнения на ровном месте. При этом надо следить, чтобы дети не очень сгибали ноги и ехали на прямой опорной ноге.

 

Объясняет детям алгоритм действий. Для торможения «плугом» пятки лыж разводятся, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние рёбра, колени немного сведены внутрь, основная опора распределяется на грузовых площадках обеих лыж равномерно, давление больше на каблуки, руки немного вынесены вперёд и сближены кистями.

Подготовительными в обучении торможению «плугом» служат следующие упражнения на месте:

1. Стоя на ровном месте, принять «положение плуга».

2. Двигаясь по ровной площадке вперёд, принять «положение плуга».

Надо следить, чтобы носки лыж сводились вместе. При несведённых носках лыжа разъезжаются в разные стороны. Это падение.

Ошибки: плохое торможение от недостаточного разведения пяток лыж и выполнение торможения на прямых ногах. Для усиления торможения надо выполнить все указанные выше условия и сильнее надавить на внутренние рёбра лыж.

 

Повороты в движении служат для изменения направления передвижения при спусках. Такие повороты делятся на группы:

 1) повороты с переступанием;

2) повороты рулением — упором, «плугом», «ножницами»;

3) повороты махом - из упора, из «плуга».

 

 

 

Преобразовывают познавательную задачу в практическую.

Адекватно воспринимают предложение учителя по исправлению ошибок.

Внимательно слушают и движение за движением повторяют действия учителя.

Сохраняют равновесие, координируют свои действия.

Учатся работать в коллективе, не мешать соседу выполнять органично свои действия.

 

Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.

Определять степень утомления организма во время двигательной деятельности.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения: сведение носков лыж и разведение пяток в стороны, при этом ноги слегка сгибаются в коленях. Пытаются совершать спуска с небольших, пологих склонов.

 

Исправляют ошибки, допускаемые при торможении «плугом»: - недостаточное разведение пяток лыж в стороны,

- разведение пяток лыж рывком,

- носки лыж не сближены,

- перекрещивание носков лыж.

Грубейшая ошибка - вынесение палок вперед кольцами, потому что лыжник может нечаянно наткнуться на палки и получить серьезные травмы.

 

Мелкие ошибки: выдвижение одного носка лыжи не- сколько вперед относительно другого и нарушение прямо- линейности спуска, случайная потеря равновесия.

 

Освоить торможение упором помогут следующие подготовительные упражнения:

- приседания в положении плуга на ровном месте (с лыжами на ногах);

- спуск с пологого склона, приняв положение «плуга»;

- спуск с горы в основной стойке до половины ее склона, а к концу склона принять положение «плуга» до полной остановки лыж.

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56e11c6487ea4/konspiekt-uroka-lyzhnaia-podghotovka-tormozhieniia_1.jpeg

 

 

 

 

4. Торможение «плугом»

 

                              6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Поворот.

                             4 мин.

III. Заключительный этап (5 мин.)

Заключительная часть:

1. Построение.

2. Итог урока.

3. Домашнее задание.

 

1.Упражнения на внимание.

2.Анализ выполнения целей и задач обучающимися.

Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание.

Учитель задает вопросы:

- оцените свою работу на уроке.

- какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

- что нового узнали на уроке?

- что получалось на уроке лучше всего?

- над чем необходимо поработать на следующем занятии.

Проводит выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке.

 

Спокойное движение по лыжне. Восстановление дыхания.

Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя

Вычленять новые знания.

 

Повторяют новые полученные знания на уроке.

 

Обучающиеся слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.