Технологическая карта урока
Учитель:Акбиева Т.М. Предмет: окружающий мир
Тема урока: Берегите воду!
Цель: показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения
Задачи: - раскрыть причины загрязнения водоёмов;
- познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
- развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь, воображение;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
Познавательные УУД:
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Формы работы: фронтальная; в группе; в паре; индивидуальная
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Планируемые результаты УУД |
I.Организационный момент. Стимулировать интерес учащихся к изучению темы. Выявить имеющиеся знания по теме.
|
5 мин.
|
- Отгадайте загадку: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? - Верно, это вода. - Предлагаю вспомнить, что мы знаем о воде. У каждого на столе тесты. - Укажите состояния воды.
|
Демонстрируют готовность к уроку.
|
Фронтальная Индивидуальная
|
Регулятивные — владеют умением организовывать рабочее место. Личностные — владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок.
Предметные – применять полученные знания в работе с тестом |
III. Учебно-познавательная деятельность.
Уточнить и дополнить представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию.
Динамическая пауза
Работа в группах
Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Соотносить вывод, сделанный в ходе беседы с авторским. Сроить умозаключение.
|
6 мин
1 мин
5 мин
4 мин |
- Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку. Экологическая сказка Н.А. Рыжова «Жила-была река». Жила-была Река.. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. . Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река разноцветной пленкой.Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. “Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …” – Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Физкультминутка
Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы: 1 группа. Раскрыть тему “Источники загрязнения воды» 2 группа. «Чем опасно загрязнение воды?”. 3 группа. «Как люди охраняют воду от загрязнения?» 4 группа «Как каждый человек должен беречь воду» Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями? – И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. Попросили люди Речку вернуться, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. Человек – это часть природы, и никто не давал ему право загрязнять водоемы. |
Соотносят содержание текста и личный опыт.
Работа в группах с текстом в учебнике. - Сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, уборка городских улиц, мытьё машин. - Погибают растения и животные, загрязнённая вода вредна для здоровья человека. - Строят очистные сооружения или строят предприятия, у которых нет сточных вод. - Экономно расходовать воду. Выступление учащихся, дополнение или корректировка ответа.
- Река ушла, потому что люди загрязняли её. Для того чтобы река вернулась, нужно попросить у неё прощения, убрать весь мусор, и впредь больше не поступать так с ней, а следить за её здоровьем и самочувствием.
- Да.
- От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять. |
Фронтальная
В группе
Фронтальная |
Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Личностные – проявлять подвижную активность.
Коммуникативные -проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, строить со сверстниками продуктивное взаимодействие и сотрудничество Предметные – знать основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованию Регулятивные - уметь вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные — устанавливать причинно-следственные действия, строить логические цепи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные — соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в тексте
Личностные - развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости
|
V.Интеллектуально преобразовательная деятельность.
|
10 мин |
Работа в рабочей тетради №1, 1ч. стр. 35. Проверка |
Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради.. |
Индивидуальная. |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самопроверку |
VI.Рефлексия деятельности.
|
4 мин |
– Наш урок подходит к концу. Вернемся к гипотезе урока. Надо ли экономить и беречь воду? Возьмите памятки на столах и объединитесь в парах. 1. 2 прилагательных (какая?) 2. 3 глагола (что делает?) 3. Фраза о воде 4. Синоним слову вода |
Ответы детей
|
В паре |
Личностные — проявлять познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания». Коммуникативные — участвовать в общей беседе, проявлять активность во взаимодействии |
VII. Самоанализ и самооценка ученика.
|
1 мин. |
Веселая капелька – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось. Капелька – хорошо поработал, но мне не всё удалось Грустная капелька – не доволен своей работой, многое не получилось
Домашнее задание: учебник стр. 59-63. По желанию нарисовать экологические знаки «Берегите воду!» |
Выбирают капли-смайлики, обосновывают своё решение
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
|
Индивидуальная. |
Регулятивные - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.