ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УРОКА № 37
ОДП.13 Физика
Группа |
№130 ТЭ «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» |
||||||
Тема урока |
Жидкость и пар. |
||||||
Цель урока
Задачи урока |
- Изучение понятий насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха, ознакомить с приборами для измерения влажности.
- Способствовать формированию представлений о насыщенном и ненасыщенном паре, влажности воздуха, а также их практической значимости, полезность приобретаемых знаний; - развивать мыслительную деятельность, логическое мышление, внимание, речь; - воспитывать коммуникативные умения, культуру умственный труд. |
||||||
Обучающийся должен |
|||||||
Знать: - основные положения МКТ; - модель идеального газа; - уравнение Клайперона-Менделеева. |
Уметь: - вычислять давление газа; - вычислять температуру тела. |
||||||
Формируемые компетенции |
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
||||||
Показатель оценки результата |
- Знать понятие насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, способ ее определения; - Уметь определять влажность воздуха. |
||||||
Межпредметные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
ОДП.11 Математика ОДБ.02 Литература |
|||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) |
МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива. |
||||||
Средства обучения, оборудование |
Презентация, раздаточный материал (карточки, тестовые задания, психрометр). |
||||||
Вид учебного занятия |
Урок |
||||||
Тип учебного занятия |
Урок усвоения новых знаний |
||||||
Применяемые технологии |
Информационно-коммуникативные технологии; технологии личностно-ориентированного обучения |
||||||
Основная литература |
1) Касьянов В.А "Физика" 2) Интернет-ресурсы. |
||||||
Содержание урока |
|||||||
№ этапа |
Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения
|
Временная регламентация |
|||||
1.
|
Организационный этап: - проверка готовности обучающихся к уроку; - проверка посещаемости. - (слайд1) Бледнеет ночь…. Туманов пелена |
1 мин. |
|||||
2.
|
Мотивационный момент, формулирование целей урока: Добрый день, уважаемые ребята. (слайд 2) Прошу вас посмотреть на экран (Смотрят слайды с явлениями природы). Какие природные явления вы сейчас видите? (туман, роса, иней, влажность). К каким агрегатным состояниям они относятся? (жидкость и газ). Тема урока «Жидкость и пар». Как вы думаете, какие физические процессы «спрятаны» в этих явлениях природы? (испарение, конденсация) А вы можете объяснить с точки зрения физики данные процессы? Вот поэтому, чтобы правильно описывать данные явления нам необходимо рассмотреть такие понятия как насыщенные и ненасыщенный пар. А определение влажности воздуха нам необходимо знать? А определять влажность мы умеем? Так какова будет цель нашего урока? (слайд 3) Цель урока: Дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха, научиться определять влажность воздуха. Запишем в тетрадях дату и тему урока. Ребята, мы уже определились чем будем заниматься на уроке. А может нам нет необходимости изучать новую тему? Давайте попробуем ответить на вопросы: Почему в нашем городе так тяжело
переносятся холод и жара? Вы видите, что не смогли сразу дать ответы. Мы сейчас все ответы проверять не будем, проверим их в конце урока. |
4 мин.
|
|||||
3.
|
Актуализация знаний: 1. Перечислите основные положения МКТ. 2. Какое движение называют броуновским? 3. Диффузия – это … 4. Какие агрегатные состояния знаете? 5. Основное уравнение МКТ. 6. Какой газ называют идеальным в МКТ? 7. В каких единицах измеряется температура? Абсолютный нуль – это … 8. Какие величины характеризуют состояние макроскопических тел? 9. Назовите уравнение Клайперона-Менделеева. 10. Назовите изопроцессы. Самостоятельная работа «Поверхностное натяжение». Задача. (№5 §52) В сосуде объемом 4 л находятся молекулярный водород и гелий. Считая газы идеальными, найдите давление газов в сосуде при температуре 200С, если их массы соответственно равны 2г и 4г. (1,22·106Па)
Карточка №1 1. Основные положения МКТ 2. Формула вычисления количества вещества.
3. Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?
Карточка №2 1. Перечислите изопроцессы. 2. Формула вычисления числа молекул.
3. Какой объем занимает 1 кмоль газа при давлении 1 МПа и температуре 1000С? |
10 мин. |
|||||
4.
|
Изучение нового материала: (слайд 4) Круговорот в природе. Любое вещество при определенных условиях может находиться в различных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Переход из одного состояния в другое называется фазовым переходом. Испарение и конденсация являются примерами фазовых переходов. Все реальные газы (кислород, азот, водород и т. д.) при определенных условиях способны превращаться в жидкость. Однако превращение газа в жидкость может происходить только при температурах ниже определенной, так называемой критической температуры Tкр. (слайд 5) Критическая температура – максимальная температура, при которой пар превращается в жидкость. Например, для азота 126 К (-147 ᶛС), для кислорода 154,3 К ( -118ᶛС). При комнатной температуре (≈ 300 К) вода может находиться и в жидком, и в газообразном состояниях, а азот и кислород существуют только в виде газов. (слайд 6) Парообразование-переход вещества из жидкого состояния в газообразное (с поглощением Q). Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое (с выделением Q) при Т = const. (слайд 7-10) Как происходит испарение. (слайд 11-12) Как происходит конденсация. (слайд 13)В закрытом сосуде жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия, когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость из пара, то есть когда скорости процессов испарения и конденсации одинаковы. Такую систему называют двухфазной. Пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. (слайд14) (слайд 15)Установление динамического равновесия между процессами испарения и конденсации при повышении температуры происходит при более высоких концентрациях молекул пара. Так как давление газа (пара) определяется его концентрацией и температурой, то можно сделать вывод: давление насыщенного пара p н.п. данного вещества зависит только от его температуры и не зависит от объема. Итак, какие выводы мы можем сделать? (слайд 16)
(слайд 17)Изотермы реальных газов. Преподаватель рассматривает отдельные предельные случаи и вместе с обучающимися делаются выводы. (слайд 18)
Физминутка. Испарение может происходить не только с поверхности, но и в объеме жидкости. В жидкости всегда имеются мельчайшие пузырьки газа. Если давление насыщенного пара жидкости равно внешнему давлению (то есть давлению газа в пузырьках) или превышает его, жидкость будет испаряться внутрь пузырьков. Пузырьки, наполненные паром, расширяются и всплывают на поверхность. (слайд 19)Этот процесс называется кипением. Таким образом, кипение жидкости начинается при такой температуре, при которой давление ее насыщенных паров становится равным внешнему давлению. В частности, при нормальном атмосферном давлении вода кипит при температуре 100 °С. Это значит, что при такой температуре давление насыщенных паров воды равно 1 атм. При подъеме в горы атмосферное давление уменьшается, и поэтому температура кипения воды понижается (приблизительно на 1 °С на каждые 300 метров высоты). На высоте 7 км давление составляет примерно 0,4 атм, и температура кипения понижается до 70 °С. (слайд 20)Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре, называют кипением. (слайд 21) · Кипение начинается при температуре, при которой давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости; · Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения; · Температуру кипения можно понизить, если уменьшать внешнее давление. (слайд 22-23) Удельная теплота парообразования L - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1кг в пар без изменения температуры. Q = Lm (слайд 24-28) Проверь себя. 1. 1. Что такое варка? (Нагревание продуктов в жидкости до температуры 100 °С) t =100°С перевести в К-? 2. Что такое жарка? (Нагревание продуктов с небольшим количеством жира от t = 130°С до 270°С в жарочном шкафу) 270°С= ? К 3. Может ли кипеть вода в кастрюле, плавающей в другой кастрюле с кипящей водой? Дать объяснение. (Нет. Температура кипения во внешнем сосуде должна быть выше, чем у жидкости во внутреннем. Спирт мог бы закипеть во внутреннем сосуде.) 4. Почему после купания даже в самую сильную жару человек ощущает прохладу? (Испаряющаяся с поверхности человеческого тела вода уносит с собой некоторое количество теплоты.) 5. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Испарение воды снижает температуру горящего тела настолько, что реакция горения прекращается. Кроме того, пар обволакивает горящее тело и прекращает доступ к нему кислорода. Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода.) 6. В морозный день в открытую форточку натопленной комнаты «валит» густой пар. Почему? (Холодный воздух охлаждает соприкасающийся с ним воздух комнаты настолько, что пары, содержащиеся в комнате, становятся насыщенными: появляется туман.) 7. Почему в весеннее время образуются по утрам туман? Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца, что происходит при этом с мельчайшими капельками воды, образующими туман? (Мельчайшие водяные пары невидимы, но при охлаждении они конденсируются в более крупные капельки воды- образуется видимый «туман». При нагревании капельки тумана опять превращаются в невидимые водяные пары: туман рассеивается.) 8. Почему стекло покрывается тонким слоем влаги. если на него подышать? (Ненасыщенный пар, выдыхаемый легкими, при соприкосновении с холодным предметом становится насыщенным и на стекле появляется роса.) Подведение итогов урока, рефлексия. Ребята, подходит к концу первый урок, давайте обратимся еще раз к цели нашего урока. (слайд 29) Достигли ли мы поставленной нами цели? Хорошо. Оценки… Рефлексия: Перед уроком вы взяли зеленые кружочки и желтые треугольники. Зеленые кружочки - Что вам понравилось на уроке, какой момент урока был для вас наиболее легким? Желтые треугольники – Какие возникли трудности на уроке? Ваши предложения. Домашнее задание §60,61 Ребята, теперь мы знаем такие физические понятия как парообразование, конденсация, кипение, насыщенный и ненасыщенные пары. А что мы еще не рассмотрели? (влажность воздуха) Что по-вашему влажность воздуха? Влажность воздуха – содержание водяного пара в воздухе. (слайд 30-31) (слайд 32-33) Величины, характеризующие содержание водяного пара в воздухе. (слайд 34)
(слайд 35-37) Приборы для измерения влажности. Конденсационный гигрометр представляет собой металлическую коробку А, передняя стенка К которой хорошо отполирована. Внутрь коробки наливают легко испаряющуюся жидкость и вставляют термометр. Пропуская через коробку воздух с помощью резиновой груши Г, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки К. Давление в области, прилегающей к стенке, можно считать постоянным, так как эта область сообщается с атмосферой и понижение давления за счет охлаждения компенсируется увеличением концентрации пара. Появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным. Зная температуру воздуха и точку росы, можно найти парциальное давление водяного пара и относительную влажность. Волосяной гигрометр, в котором деталь, чувствительной к изменению влажности, служит обезжиренный человеческий волос [1]. Он закреплен в верхней части прибора [2], обернут вокруг ролика [3] и натянут при помощи специально подобранного груза [4]. К ролику прикреплена стрелка [5]. При увеличении относительной влажности воздуха волос удлиняется и вызывает вращение ролика вместе со стрелкой. Стрелка, передвигаясь по шкале, указывает значение влажности воздуха, выраженное в процентах. Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам. Ребята, можно ли изменять влажность воздуха в помещении? Если да, то как? (слайд 38) Как вы думаете, в вашей будущей профессии влажность учитывается? (слайд 39) Значение влажности. Физминутка. |
55 мин. (20 мин.)
(5 мин.)
(5 мин.)
(25 мин.) |
|||||
5.
|
Проверка результатов работы: Решение задач. №1, 2 Для проверки результатов нашего урока предлагаю выполнить небольшое тестовое задание. Вам дается на нее 5 минут. Ответы и критерии оценивания будут на экране. После написания работы вы осуществите самоконтроль и сами выставите оценки. Не забывайте, что исправление в тестовой части считается ошибкой. Не забудьте, также подписать листочки. Будьте внимательны, удачи! Вариант №1 1.Парообразование – А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое состояние; Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное; В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое. 2.Температура кипения: А) с ростом атмосферного давления увеличится; Б) с ростом атмосферного давления уменьшится; В) не зависит от атмосферного давления. 3. Насыщенный пар – это: А) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью; Б) пар, образующийся над кипящей жидкостью; В) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. 4. Давление насыщенного пара: А) зависит от занимаемого им объема; Б) зависит от температуры. 5. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2психрометров. А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2. *6. В 5м3 воздуха содержится 80г водяного пара. Определить абсолютную влажность. Вариант №2 1.Виды парообразования: А) конденсация; Б) испарение; В) конвекция; Г) кипение. 2. Температура жидкости при испарении: А) температура жидкости остается неизменной; Б) температура жидкости увеличивается; В) температура жидкости уменьшается. 3. Температура жидкости при кипении зависит от: А) от рода жидкости; Б) от атмосферного давления; В) от температуры окружающей среды; 4.Как изменится давление насыщенного пара при уменьшении его объема? А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится. 5. Относительная влажность воздуха – это А) величина, указывающая на количественное содержание водяного пара в воздухе; Б) величина, показывающая, на сколько при данной температуре водяной пар близок к насыщению; В) величина, указывающая на наличие водяного пара в атмосфере. *6. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190С было 1,1 кПа. Найти относительную влажность. (слайд 40) 1 вариант Б, А, А, Б, В. 16·10-3кг/м3 2 Вариант Б,Г; В, Б, В, А. 50% |
15 мин. |
|||||
6.
|
Подведение итогов урока: Какие результаты по работе получили? Хорошо. Ребята, еще раз обратимся к цели нашего урока. (слайд 41) Достигли ли мы поставленной нами цели? А теперь мы можем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока? – Почему в нашем городе так
трудно переносится жара даже 28oС, хотя в других местах и большая
температура переносится легче? Хорошо. Оценки… |
2 мин.
|
|||||
7. |
Рефлексия: А теперь еще раз дадим оценку нашему уроку. Зеленые кружочки - Что вам понравилось на уроке, какой момент урока был для вас наиболее легким? Желтые треугольники – Какие возникли трудности на уроке? Ваши предложения. |
2 мин. |
|||||
8. |
Домашнее задание: § 61-63; самостоятельно: Механические свойства твердых тел. |
1 мин. |
|||||
Задворнова Ю.А.
Карточка №1
1. Основные положения МКТ
2. Формула вычисления количества вещества.
3. Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?
Карточка №2
1. Перечислите изопроцессы.
2. Формула вычисления числа молекул.
3. Какой объем занимает 1 кмоль газа при давлении 1 МПа и температуре 1000С?
Вариант №1
1.Парообразование –
А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое состояние;
Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное;
В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.
2.Температура кипения:
А) с ростом атмосферного давления увеличится; Б) с ростом атмосферного давления уменьшится; В) не зависит от атмосферного давления.
3. Насыщенный пар – это:
А) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью; Б) пар, образующийся над кипящей жидкостью; В) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
4. Давление насыщенного пара:
А) зависит от занимаемого им объема; Б) зависит от температуры.
5. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2психрометров.
А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2.
*6. В 5м3 воздуха содержится 80г водяного пара. Определить абсолютную влажность.
Вариант №2
1.Виды парообразования:
А) конденсация; Б) испарение; В) конвекция; Г) кипение.
2. Температура жидкости при испарении:
А) температура жидкости остается неизменной; Б) температура жидкости увеличивается; В) температура жидкости уменьшается.
3. Температура жидкости при кипении зависит от:
А) от рода жидкости; Б) от атмосферного давления; В) от температуры окружающей среды;
4.Как изменится давление насыщенного пара при уменьшении его объема?
А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится.
5. Относительная влажность воздуха – это
А) величина, указывающая на количественное содержание водяного пара в воздухе;
Б) величина, показывающая, на сколько при данной температуре водяной пар близок к насыщению;
В) величина, указывающая на наличие водяного пара в атмосфере.
*6. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190С было 1,1 кПа. Найти относительную влажность.
Задворнова Юлия Александровна
Образование: высшее
Специальность по диплому: физика
Категория: высшая квалификационная категория, 2016г.
Курсы повышения квалификации:
«Методика преподавания физики в СПО», «Активизация
познавательной деятельности студентов СПО: Как управлять вниманием», 2018г.,
г.Петрозаводск, дистанционная форма обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.