Технологическая карта урока "Жидкость и пар"
Оценка 5

Технологическая карта урока "Жидкость и пар"

Оценка 5
doc
15.10.2021
Технологическая карта урока "Жидкость и пар"
техн. карта.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  (ПЛАН)  УРОКА № 37

ОДП.13 Физика

Группа

№130 ТЭ «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Тема урока

Жидкость и пар.

Цель урока

 

 

 

Задачи урока

 - Изучение понятий насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха, ознакомить с приборами для измерения влажности.

 

- Способствовать формированию представлений о насыщенном и ненасыщенном паре, влажности воздуха, а также их практической  значимости, полезность приобретаемых знаний;

- развивать мыслительную деятельность, логическое мышление, внимание, речь;

- воспитывать коммуникативные умения, культуру умственный труд.

Обучающийся должен

                            Знать:

- основные положения МКТ;

- модель идеального газа;

- уравнение Клайперона-Менделеева.

Уметь:

- вычислять давление газа;

- вычислять температуру тела.

Формируемые компетенции

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Показатель оценки результата

- Знать понятие насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, способ ее определения;

- Уметь определять влажность воздуха.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

ОДП.11 Математика

ОДБ.02 Литература        

Обеспечиваемые дисциплины

(модули, МДК)

МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива.

Средства обучения, оборудование

Презентация, раздаточный материал (карточки, тестовые задания, психрометр).

Вид учебного занятия

Урок

Тип учебного занятия

Урок усвоения новых знаний

Применяемые технологии

Информационно-коммуникативные технологии; технологии личностно-ориентированного обучения

 

 

Основная литература

1) Касьянов В.А "Физика"

2) Интернет-ресурсы.

Содержание урока

 

№ этапа

Этапы урока, учебные вопросы,

 формы и методы обучения

 

 

Временная регламентация

1.

 

 

 

Организационный этап:

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- проверка посещаемости.

- (слайд1) Бледнеет ночь…. Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненной луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
И.А. Бунин

1 мин.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационный момент, формулирование целей урока:

Добрый день, уважаемые ребята.

(слайд 2) Прошу вас посмотреть на экран (Смотрят слайды с явлениями природы).

Какие природные явления вы сейчас видите? (туман, роса, иней, влажность).

К каким агрегатным состояниям они относятся? (жидкость и газ). Тема урока «Жидкость и пар».

Как вы думаете, какие физические процессы «спрятаны» в этих явлениях природы? (испарение, конденсация)

А вы можете объяснить с точки зрения физики данные процессы?

Вот поэтому, чтобы правильно описывать данные явления нам необходимо рассмотреть такие понятия как насыщенные и ненасыщенный пар.

А определение влажности воздуха нам необходимо знать? А определять влажность мы умеем?

Так какова будет цель нашего урока?

(слайд 3) Цель урока: Дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха, научиться определять влажность воздуха.

Запишем в тетрадях дату и тему урока.

Ребята, мы уже определились чем будем заниматься на уроке. А может нам нет необходимости изучать новую тему? Давайте попробуем ответить на вопросы:

Почему в нашем городе так тяжело переносятся холод и жара? 
– Почему в нашем городе так трудно переносится жара даже 28oС, хотя в других местах и большая температура переносится легче?
– Почему зимой на окнах появляются узоры?
– Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее?
– Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха?

Вы видите, что не смогли сразу дать ответы. Мы сейчас все ответы проверять не будем, проверим их в конце урока.

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

Актуализация знаний:

1.      Перечислите основные положения МКТ.

2.      Какое движение называют броуновским?

3.      Диффузия – это …

4.       Какие агрегатные состояния знаете?

5.      Основное уравнение МКТ.

6.      Какой газ называют идеальным в МКТ?

7.      В каких единицах измеряется температура? Абсолютный нуль – это …

8.      Какие величины характеризуют состояние макроскопических тел?

9.      Назовите уравнение Клайперона-Менделеева.

10.  Назовите изопроцессы.

Самостоятельная работа «Поверхностное натяжение».

Задача. (№5 §52) В сосуде объемом 4 л находятся молекулярный водород и гелий. Считая газы идеальными, найдите давление газов в сосуде при температуре 200С, если их массы соответственно равны 2г и 4г.          (1,22·106Па)

 

Карточка №1

1. Основные положения МКТ

2. Формула вычисления количества вещества.

 

3. Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?

 

Карточка №2

1. Перечислите изопроцессы.

2. Формула вычисления числа молекул.

 

3. Какой объем занимает 1 кмоль газа при давлении 1 МПа и температуре 1000С?

10 мин.

4.

 

 

Изучение нового материала:

(слайд 4) Круговорот в природе.

Любое вещество при определенных условиях может находиться в различных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Переход из одного состояния в другое называется фазовым переходом. Испарение и конденсация являются примерами фазовых переходов. Все реальные газы (кислород, азот, водород и т. д.) при определенных условиях способны превращаться в жидкость. Однако превращение газа в жидкость может происходить только при температурах ниже определенной, так называемой критической температуры Tкр.

(слайд 5) Критическая температура – максимальная температура, при которой пар превращается в жидкость.

Например,  для азота 126 К (-147 ᶛС), для кислорода

154,3 К ( -118ᶛС). При комнатной температуре (≈ 300 К) вода может находиться и в жидком, и в газообразном состояниях, а азот и кислород существуют только в виде газов.

(слайд 6) Парообразование-переход вещества из жидкого состояния в газообразное (с поглощением Q).

Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое (с выделением Q) при Т = const.

(слайд 7-10) Как происходит испарение.

(слайд 11-12) Как происходит конденсация.

(слайд 13)В закрытом сосуде жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия, когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость из пара, то есть когда скорости процессов испарения и конденсации одинаковы. Такую систему называют двухфазной.

 Пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным.       (слайд14)

(слайд 15)Установление динамического равновесия между процессами испарения и конденсации при повышении температуры происходит при более высоких концентрациях молекул пара. Так как давление газа (пара) определяется его концентрацией и температурой, то можно сделать вывод: давление насыщенного пара p н.п.  данного вещества зависит только от его температуры и не зависит от объема.

Итак, какие выводы мы можем сделать?

(слайд 16)

  • Пар, находящийся в термодинамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным.
  • Давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром, называется давлением насыщенного пара.
  • Давление насыщенного пара зависит только от его химического состава и температуры и не зависит от величины объёма, который он занимает.
  • При увеличении температуры, увеличивается не только скорость молекул, но и их концентрация.

(слайд 17)Изотермы реальных газов. Преподаватель рассматривает отдельные предельные случаи и вместе с обучающимися делаются выводы.

(слайд 18)

  • Если температура газа выше критической, тогда газ не перейдет в жидкое состояние ни при каком давлении;
  • Если температура газа равна критической, тога газ перейдет в жидкое состояние и без перехода в состояние насыщения;
  • Если температура газа меньше критической, тогда изотермическое сжатие приведет газ в начале в состояние насыщения, а затем в жидкое состояние.

Физминутка.

Испарение может происходить не только с поверхности, но и в объеме жидкости. В жидкости всегда имеются мельчайшие пузырьки газа. Если давление насыщенного пара жидкости равно внешнему давлению (то есть давлению газа в пузырьках) или превышает его, жидкость будет испаряться внутрь пузырьков. Пузырьки, наполненные паром, расширяются и всплывают на поверхность. (слайд 19)Этот процесс называется кипением

Таким образом, кипение жидкости начинается при такой температуре, при которой давление ее насыщенных паров становится равным внешнему давлению. В частности, при нормальном атмосферном давлении вода кипит при температуре 100 °С. Это значит, что при такой температуре давление насыщенных паров воды равно 1 атм. При подъеме в горы атмосферное давление уменьшается, и поэтому температура кипения воды понижается (приблизительно на 1 °С на каждые 300 метров высоты). На высоте 7 км давление составляет примерно 0,4 атм, и температура кипения понижается до 70 °С.

(слайд 20)Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре, называют кипением.

(слайд 21)

·         Кипение начинается при температуре, при которой давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости;

·         Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения;

·         Температуру кипения можно понизить, если уменьшать внешнее давление.

(слайд 22-23) Удельная теплота парообразования L - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1кг в пар без изменения температуры.

Q = Lm

(слайд 24-28) Проверь себя.

1.      1. Что такое варка? (Нагревание продуктов в жидкости до температуры 100 °С)  t =100°С перевести в  К-?

2. Что такое жарка? (Нагревание продуктов с небольшим количеством жира от t = 130°С  до 270°С  в жарочном шкафу) 270°С=   ? К

3. Может ли кипеть вода в кастрюле,  плавающей в другой кастрюле с кипящей водой? Дать объяснение. (Нет. Температура кипения во внешнем сосуде должна быть выше,  чем у жидкости во внутреннем. Спирт мог бы закипеть во внутреннем сосуде.)

4. Почему после купания даже в самую сильную жару человек ощущает прохладу? (Испаряющаяся с поверхности человеческого тела вода уносит с собой некоторое количество теплоты.)

5. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Испарение воды снижает температуру горящего тела настолько,  что реакция горения прекращается. Кроме того, пар обволакивает горящее тело  и прекращает доступ к нему кислорода. Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода.)

6. В морозный день в открытую форточку натопленной комнаты «валит» густой пар. Почему? (Холодный воздух охлаждает соприкасающийся с ним воздух комнаты настолько,  что пары, содержащиеся в комнате, становятся насыщенными: появляется туман.)

7. Почему в весеннее время образуются по утрам туман? Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца, что происходит при этом с мельчайшими капельками воды, образующими туман? (Мельчайшие водяные пары невидимы, но при охлаждении они конденсируются в более крупные капельки воды- образуется видимый «туман». При нагревании капельки тумана опять превращаются в невидимые водяные пары: туман рассеивается.)

8. Почему стекло покрывается тонким слоем влаги. если на него подышать? (Ненасыщенный пар, выдыхаемый легкими, при соприкосновении с холодным предметом становится насыщенным и на стекле появляется роса.)

Подведение итогов урока, рефлексия.

Ребята, подходит к концу первый урок, давайте обратимся еще раз к цели нашего урока. (слайд 29) Достигли ли мы поставленной нами цели?

Хорошо.

Оценки…

Рефлексия: 

Перед уроком вы взяли зеленые кружочки и желтые треугольники.

Зеленые кружочки - Что вам понравилось на уроке, какой момент урока был для вас наиболее легким?

Желтые треугольники – Какие возникли трудности на уроке? Ваши предложения.

Домашнее задание §60,61

Ребята, теперь мы знаем такие физические понятия как парообразование, конденсация, кипение, насыщенный и ненасыщенные пары. А что мы еще не рассмотрели? (влажность воздуха)

Что по-вашему влажность воздуха?

Влажность воздуха – содержание водяного пара в воздухе.

(слайд 30-31)

(слайд 32-33) Величины, характеризующие содержание водяного пара в воздухе.

(слайд 34)

  • Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара;
  • Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью;
  • Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе, к давлению насыщенного водяного пара при той же температуре;
  • Температура, при которой водяной пар становится насыщенным, называется точкой росы.

(слайд 35-37) Приборы для измерения влажности.

Конденсационный гигрометр представляет собой металлическую коробку А, передняя стенка К которой хорошо отполирована. Внутрь коробки наливают легко испаряющуюся жидкость и вставляют термометр. Пропуская через коробку воздух с помощью резиновой груши Г, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки К. Давление в области, прилегающей к стенке, можно считать постоянным, так как эта область сообщается с атмосферой и понижение давления за счет охлаждения компенсируется увеличением концентрации пара. Появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным. Зная температуру воздуха и точку росы, можно найти парциальное давление водяного пара и относительную влажность.

Волосяной гигрометр, в котором деталь, чувствительной к изменению влажности, служит обезжиренный человеческий волос [1]. Он закреплен в верхней части прибора [2], обернут вокруг ролика [3] и натянут при помощи специально подобранного груза [4]. К ролику прикреплена стрелка [5]. При увеличении относительной влажности воздуха волос удлиняется и вызывает вращение ролика вместе со стрелкой. Стрелка, передвигаясь по шкале, указывает значение влажности воздуха, выраженное в процентах.

Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.

Ребята, можно ли изменять влажность воздуха в помещении? Если да, то как? (слайд 38) Как вы думаете, в вашей будущей профессии влажность учитывается?

(слайд 39) Значение влажности.  

Физминутка.

55 мин.

(20 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(25 мин.)

5.

 

 

 

Проверка результатов работы:

Решение задач. №1, 2

Для проверки результатов нашего урока предлагаю выполнить небольшое тестовое задание.

Вам дается на нее 5 минут. Ответы и критерии оценивания будут на экране. После написания работы вы осуществите самоконтроль и сами выставите оценки. Не забывайте, что исправление в тестовой части считается ошибкой. Не забудьте, также подписать листочки. Будьте внимательны, удачи!

Вариант №1

1.Парообразование –

А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое состояние;

Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное;

В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.

2.Температура кипения:

А) с ростом атмосферного давления увеличится; Б) с ростом атмосферного давления уменьшится; В) не зависит от атмосферного давления.

3. Насыщенный пар – это:

А) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью; Б) пар, образующийся над кипящей жидкостью; В) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

4. Давление насыщенного пара:

А) зависит от занимаемого им объема; Б) зависит от температуры.

5. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2психрометров.

А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2.

*6. В 5м3 воздуха содержится 80г водяного пара. Определить абсолютную влажность.

Вариант №2

1.Виды парообразования:

А) конденсация; Б) испарение; В) конвекция; Г) кипение.

2. Температура жидкости при испарении:

А) температура жидкости остается неизменной; Б) температура жидкости увеличивается; В) температура жидкости уменьшается.

3. Температура жидкости при кипении зависит от:

А) от рода жидкости; Б) от атмосферного давления; В) от температуры окружающей среды;

4.Как изменится давление насыщенного пара при уменьшении его объема?

А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится.

5. Относительная влажность воздуха – это

А) величина, указывающая на количественное содержание водяного пара в воздухе;

Б) величина, показывающая, на сколько при данной температуре водяной пар близок к насыщению;

В) величина, указывающая на наличие водяного пара в атмосфере.

*6. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190С было 1,1 кПа. Найти относительную влажность.

(слайд 40) 1 вариант Б, А, А, Б, В.     16·10-3кг/м3

              2 Вариант Б,Г; В, Б, В, А.   50%

15 мин.

6.

 

Подведение итогов урока:

Какие результаты по работе получили?  Хорошо.

Ребята, еще раз обратимся к цели нашего урока. (слайд 41)  Достигли ли мы поставленной нами цели?

А теперь мы можем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока?

– Почему в нашем городе так трудно переносится жара даже 28oС, хотя в других местах и большая температура переносится легче?
– Почему зимой на окнах появляются узоры?
– Почему если на горячий чай дуть, то он остывает быстрее?
– Почему больные люди так внимательно относятся к прогнозу погоды, когда передают влажность воздуха?

Хорошо.

Оценки…

2 мин.

 

7.

 Рефлексия: 

А теперь еще раз дадим оценку нашему уроку.

Зеленые кружочки - Что вам понравилось на уроке, какой момент урока был для вас наиболее легким?

Желтые треугольники – Какие возникли трудности на уроке? Ваши предложения.

2 мин.

8.

Домашнее задание:  § 61-63; самостоятельно: Механические свойства твердых тел.

1 мин.

 

 

 

Задворнова Ю.А.

 

 

Карточка №1

1. Основные положения МКТ

2. Формула вычисления количества вещества.

 

3. Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240 К его объем равен 40 л?

 

 

 

 

Карточка №2

1. Перечислите изопроцессы.

2. Формула вычисления числа молекул.

 

3. Какой объем занимает 1 кмоль газа при давлении 1 МПа и температуре 1000С?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №1

 

1.Парообразование –

А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое состояние;

Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное;

В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.

 

2.Температура кипения:

А) с ростом атмосферного давления увеличится; Б) с ростом атмосферного давления уменьшится; В) не зависит от атмосферного давления.

 

3. Насыщенный пар – это:

А) пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью; Б) пар, образующийся над кипящей жидкостью; В) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

 

4. Давление насыщенного пара:

А) зависит от занимаемого им объема; Б) зависит от температуры.

 

5. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2психрометров.

А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2.

 

 

 

*6. В 5м3 воздуха содержится 80г водяного пара. Определить абсолютную влажность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №2

 

1.Виды парообразования:

А) конденсация; Б) испарение; В) конвекция; Г) кипение.

 

2. Температура жидкости при испарении:

А) температура жидкости остается неизменной; Б) температура жидкости увеличивается; В) температура жидкости уменьшается.

 

3. Температура жидкости при кипении зависит от:

А) от рода жидкости; Б) от атмосферного давления; В) от температуры окружающей среды;

 

4.Как изменится давление насыщенного пара при уменьшении его объема?

А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится.

 

5. Относительная влажность воздуха – это

А) величина, указывающая на количественное содержание водяного пара в воздухе;

Б) величина, показывающая, на сколько при данной температуре водяной пар близок к насыщению;

В) величина, указывающая на наличие водяного пара в атмосфере.

 

 

 

*6. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 190С было 1,1 кПа. Найти относительную влажность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задворнова Юлия Александровна

 

Образование: высшее

Специальность по диплому: физика

Категория: высшая квалификационная категория, 2016г.

Курсы повышения квалификации: «Методика преподавания физики в СПО», «Активизация познавательной деятельности студентов СПО: Как управлять вниманием», 2018г., г.Петрозаводск, дистанционная форма обучения.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)

Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения

Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения

Какие агрегатные состояния знаете? 2

Какие агрегатные состояния знаете? 2

В закрытом сосуде жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия , когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в…

В закрытом сосуде жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия , когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в…

С. Это значит, что при такой температуре давление насыщенных паров воды равно 1 атм

С. Это значит, что при такой температуре давление насыщенных паров воды равно 1 атм

Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца, что происходит при этом с мельчайшими капельками воды, образующими туман? (Мельчайшие водяные пары невидимы, но при охлаждении они…

Почему туман рассеивается с первыми лучами солнца, что происходит при этом с мельчайшими капельками воды, образующими туман? (Мельчайшие водяные пары невидимы, но при охлаждении они…

По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки

По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки

В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое

В) процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое

Подведение итогов урока: Какие результаты по работе получили?

Подведение итогов урока: Какие результаты по работе получили?

Вариант №1 1 .Парообразование –

Вариант №1 1 .Парообразование –

Вариант №2 1 .Виды парообразования:

Вариант №2 1 .Виды парообразования:

Задворнова Юлия Александровна

Задворнова Юлия Александровна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021