Технологическая карта урока «Значение суффиксов» 3-ий класс
Цель |
Формирование умения сотрудничать со сверстниками в процессе анализа языкового материала для применения при нахождении суффиксов в словах и выявления их значений. |
Тип урока |
Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся: ü выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; ü характеризовать роль суффикса в слове; ü находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; обогатят активный словарный запас на основе понимания значений суффиксов. Метапредметные: познавательные научатся: ü планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ü определять наиболее эффективные способы достижения результата; ü находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса коммуникативные научатся: ü активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; ü слушать собеседника и вести диалог; ü признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ü излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий регулятивные научатся: ü определять и формулировать тему и цель урока; ü проговаривать последовательность действий на уроке; ü совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; ü определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные научатся: ü осознавать свои возможности в учении ü задавать вопросы и стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; ü оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Ведущий вид деятельности |
Продуктивный, творческий. |
Методы |
Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. |
Формы работы на уроке |
Индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Педагогические технологии |
- личностно – ориентированного обучения; -объяснительно – иллюстрированного обучения; -педагогика сотрудничества (учебный диалог, дискуссия); - ИКТ – технология (презентация и использование электронного учебника). |
Материалы и оборудование |
Учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакина по УМК Школа России, компьютер и мультимедийный проектор, оценочные листы, мультимедийная презентация в программе Power Point;
|
Сценарий урока
Этапы урока |
Ход урока |
УУД |
||||||||
1.Психологический настрой. |
- Солнце на небе проснулось. Нам, ребятам улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем.
-Вы чувствуете солнечное тепло? -Давайте подарим друг другу свои улыбки. -Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера. -Каким бы вы сегодня хотели видеть наш урок? -Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? |
Личностные: включаются в деятельность Регулятивные: целеполагание
|
||||||||
2. Минутка чистописания
Слайд 1 |
-Замечательно, чтобы наш урок получился таким, каким вы хотели бы его видеть, нам нужно выполнить серьезную работу, но для этого подготовим руку к письму. -Откройте тетради и правильно положите на парте. Запишите число, классная работа. -Посмотрите на сочетания букв. Отгадайте, что это за слова? Слайд 1: крнь, прствк, кнчн, сффкс. (корень, приставка, окончание, суффикс). -Спишите эти сочетания букв и повторите до конца строки. -Как одним словом можно назвать корень, приставку, окончание, суффикс? (Части слова) |
Познавательные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
||||||||
3.Актуализация знаний
Слайд 2 |
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Слайд 2. Толстый, сильный, храбрый, дикий.
-Прочитайте записанные слова. Что их объединяет? -Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы. Толстяк, силач, храбрец, дикарь - А какие суффиксы вы еще знаете? |
Познавательные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
||||||||
4. Самоопределение к деятельности
Граница знания и незнания.
Слайд 3 |
-Послушайте сказку про суффиксы. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- В одном из поселков жили суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-. Как и все остальные суффиксы любили ходить за корнем. -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: “Маленький дом”. “Домик”, - написал -ик-. “Большой дом” “Домище”, - писал -ищ-. “Старый, дряблый дом”. “Домишко”, писал -ишк-. Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. - Тортик! - закричал -ик-. - Тортишко, усмехнулся -ишк-, - Тортище, - сказал -ищ-. - Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
- Ребята, сформулируйте тему урока. (Значение суффиксов). -Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать, какие значения могут иметь суффиксы. Повторить…)
Тема и задачи записываются на доске. |
Личностные: осознают свои возможности в учении Регулятивные: формулируют тему и задачи урока; проговаривать последовательность действий на уроке;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
||||||||
5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений |
1. Наблюдение над ролью суффиксов Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса. - Что общего у этих слов? Чем они отличаются? - Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
-Давайте понаблюдаем над смысловым значением суффиксов в упр. 168 с.91 2. Работа по учебнику Упр. 168 (с.91) Разбор, самостоятельное выполнение, самопроверка, (придает ласковое значение) 3. Анализ смысловых значений суффиксов в группах - Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе. 1 группа Прочитай слова: Медведь, тигр, лев, волк, заяц. Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –иц.
2 группа Прочитай слова: Алёна, Ваня, Витя, Соня, Рита, Вася. Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –к.
3 группа Прочитай слова: Звезда, голова, стена, тетрадь, пила, стрела. Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –очк.
4 группа Прочитай слова: Лиса, тигр, ворон, сова, ёж, мышь. Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –онок, ёнок.
5 группа Прочитай слова: Лес, луг, ветер, снег, лёд, мёд. Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –ок.
6 группа Прочитай слова: Школа, охота, двор, сапог, охрана.
Один из участников из каждой группы делится своими «открытиями» с другой группой, переходя по кругу. Регламент 2 минуты, переход участников от группы к группе осуществляется по звонку.
![]() ![]() ![]()
В ходе выступлений один из участников каждой группы записывает смысловые значения суффиксов.
На доске появляется слайд. Дети вместе с педагогом обсуждают получившиеся значения суффиксов:
1. Указывает на название животных женского пола 2. Неуважительное, пренебрежительное значение 3. Уменьшительно – ласкательное значение 4. Указывает на детенышей животных 5. Уменьшительное значение 6. Обозначает род профессий
План выступления:
1. Назовите суффикс и покажите его на карточке 2. Прочитайте пары слов 3. Определите, какое значение придает суффикс словам Выступление групп. Оцените работу группы. |
познавательные -планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -находят ответы на вопросы, делают выводы в результате совместной работы группы
коммуникативные -активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; -слушают собеседника и ведут диалог; - признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
регулятивные определять наиболее эффективные способы достижения результата.
личностные - задают вопросы и стремятся к более точному выражению собственного мнения и позиции; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||
Закрепление изученного материала |
Работа в парах Прочитай предложения. В выделенных словах найди суффикс, выдели его. Во поле берёзонька стояла. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко. С листьев дождинки скатываются на травинки. Какое значение вносит в слово каждый из суффиксов? |
коммуникативные - активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - слушают собеседника и ведут диалог; - признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
|
||||||||
Рефлексия |
Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.) - Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.) - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.) - Какое значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры. -Вспомним, какую задачу мы ставили в начале урока? -Удалось ли нам ее выполнить? - Оцените свою работу на уроке с помощью оценочных листов.
- Ребята, вы такие молодцы, были сегодня все старательными и внимательными. Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за урок! |
Личностные: - понимают значение знаний для человека и принимают его; - оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные: - прогнозируют результаты уровня усвоения материала; - совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; - оценивают свою работу на уроке
|
Экспертная карта оценки метапредметных результатов: владение способами совместной коммуникации, деятельности в группе.
Владение способами совместной коммуникации, деятельности в группе. |
-принимают и обсуждают правила группового обсуждения, предложенные педагогом; -предлагают группе свои идеи; -выражают свое отношение к чужим идеям; -выполняют порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата. |
-договаривается о правилах обсуждения в группе; -убеждаются в том, что его идея правильно понята другими членами группы; -задают вопросы, направленные на понимание идей других членов группы; -самостоятельно определяют свою зону ответственности в работе группы; -берут на себя определенные обязанности и участки работ; -оценивают свой вклад в работу группы. |
- развернуто аргументируют свои высказывания; - указывают собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений; - используют идеи других членов группы для развития своих идей; - согласуют распределение зон ответственности в групповой работе; - оценивают успешность работы группы. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.