Технологическая карта урока «Значение суффиксов» 3-ий класс

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛЕТО ДЕТО ЛЕТОСценарий занятия Значение суффикса.docx

 

Технологическая карта урока «Значение суффиксов» 3-ий класс

 

Цель

Формирование умения сотрудничать со сверстниками в процессе анализа языкового материала для применения при  нахождении  суффиксов в словах и выявления их значений.

Тип урока

Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: 

ü  выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу;

ü  характеризовать роль суффикса в слове;  

ü  находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов;

обогатят активный словарный запас на основе понимания значений   суффиксов. 

Метапредметные:

познавательные

научатся:

ü  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

ü  определять наиболее эффективные способы достижения результата;

ü  находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса

коммуникативные

научатся:

ü  активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

ü  слушать собеседника и вести диалог;

ü  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

ü  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

регулятивные

научатся:

ü  определять и формулировать тему и цель урока;

ü  проговаривать последовательность действий на уроке;

ü  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

ü  определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные

научатся:

ü  осознавать свои возможности в учении

ü  задавать вопросы и стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

ü  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Ведущий вид деятельности

Продуктивный, творческий.

Методы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы на уроке

Индивидуальная, групповая, работа в парах.

Педагогические технологии

- личностно – ориентированного обучения;

-объяснительно – иллюстрированного обучения;

-педагогика сотрудничества (учебный диалог, дискуссия);

- ИКТ – технология (презентация и использование электронного учебника).

Материалы и оборудование

Учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакина по УМК Школа России,

 компьютер и мультимедийный проектор,

оценочные листы, мультимедийная презентация в программе Power Point;

  • карточки для групповой работы;
  • наборы  суффиксов  для  групповой  работы;
  • оценочные  листы;
  • карточки для самооценки и рефлексии;
  • классная доска с оформлением;

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий  урока

 

Этапы урока

Ход урока

УУД

1.Психологический настрой.

 

- Солнце на небе проснулось.

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

 

-Вы чувствуете солнечное тепло?

-Давайте  подарим друг другу свои улыбки.

-Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

-Каким бы вы сегодня хотели видеть наш урок?

-Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?

Личностные:

включаются  в деятельность

Регулятивные:

целеполагание

 

2. Минутка чистописания

 

 

Слайд 1

-Замечательно, чтобы наш урок получился таким, каким вы хотели бы его видеть, нам нужно выполнить серьезную работу, но для этого подготовим руку к письму.

-Откройте тетради и правильно положите  на парте. Запишите число, классная работа.

-Посмотрите на сочетания букв. Отгадайте, что  это  за  слова?

Слайд 1: крнь,  прствк, кнчн, сффкс.  (корень,  приставка,  окончание, суффикс).

-Спишите  эти сочетания  букв и  повторите до конца строки.

-Как одним словом можно назвать корень, приставку, окончание, суффикс? (Части слова)

Познавательные:

планируют, контролируют  и оценивают  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

3.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Изменяемая часть слова, которая служит для  связи  слов    в предложении, называется…(окончанием)
  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
  • Что находится между городом и селом? (и)
  • Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Назовите антоним к слову враг…(друг)
  • Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)
  • Сколько гласных букв в алфавите? (10)
  • Что такое суффикс?

 

Слайд 2. Толстый, сильный, храбрый, дикий.

 

-Прочитайте записанные слова. Что их объединяет?

-Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстяк, силач, храбрец, дикарь

- А какие суффиксы вы еще знаете?

Познавательные:

планируют, контролируют  и оценивают  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

 

4. Самоопределение к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Граница знания и незнания.

 

 

 

Слайд 3

-Послушайте сказку про суффиксы.

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

В одном из поселков жили суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-.  Как и все остальные суффиксы любили ходить за корнем.  -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: “Маленький дом”.

“Домик”, - написал -ик-.

“Большой дом”

“Домище”, - писал -ищ-.

“Старый, дряблый дом”.

“Домишко”, писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

 

- Ребята, сформулируйте тему урока. (Значение суффиксов).

-Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать, какие значения могут иметь суффиксы. Повторить…)

 

Тема и задачи записываются на доске.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Регулятивные:

формулируют тему и задачи урока;

проговаривать последовательность действий на уроке;

 

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

1. Наблюдение над ролью суффиксов

Прочитайте слова.

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

 

-Давайте понаблюдаем над смысловым значением суффиксов в упр. 168 с.91

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с.91) Разбор, самостоятельное выполнение, самопроверка, (придает ласковое значение)

3. Анализ смысловых значений суффиксов в группах

- Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.

1 группа

Прочитай слова:

Медведь, тигр, лев, волк, заяц.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –иц.

 

2 группа

Прочитай слова:

Алёна, Ваня, Витя, Соня, Рита, Вася.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –к.

 

3 группа

Прочитай слова:

Звезда, голова, стена, тетрадь, пила, стрела.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –очк.

 

4 группа

Прочитай слова:

Лиса, тигр, ворон, сова, ёж, мышь.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –онок, ёнок.

 

5 группа

Прочитай слова:

Лес, луг, ветер, снег, лёд, мёд.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –ок.

 

6 группа

Прочитай слова:

Школа, охота, двор, сапог, охрана.

 

Один из участников  из каждой группы делится своими «открытиями» с другой  группой, переходя по кругу. Регламент 2 минуты, переход участников от группы к группе осуществляется по звонку.

3 гр2 гр1 гр

 


5 гр

6 гр4 гр

 


В ходе выступлений один из участников каждой группы записывает  смысловые значения суффиксов.

 

На доске появляется слайд. Дети вместе с педагогом обсуждают получившиеся значения суффиксов:

 

1.      Указывает на название животных женского пола

2.      Неуважительное, пренебрежительное значение

3.      Уменьшительно – ласкательное значение

4.      Указывает на детенышей животных

5.      Уменьшительное значение

6.      Обозначает род профессий

 

План выступления:

 

1.      Назовите суффикс и покажите его на карточке

2.      Прочитайте пары слов

3.      Определите, какое значение придает суффикс словам

Выступление групп.

Оцените работу группы.

познавательные

-планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-находят ответы на вопросы, делают выводы в результате совместной работы группы

 

коммуникативные

-активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-слушают собеседника и ведут  диалог;

- признают  возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

 

регулятивные

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

личностные

- задают вопросы и стремятся к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Закрепление изученного материала

Работа в парах

Прочитай предложения. В выделенных словах найди суффикс, выдели его.

Во поле берёзонька стояла. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко.

С листьев дождинки скатываются на травинки.

Какое значение вносит в слово каждый из суффиксов?

коммуникативные

- активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушают собеседника и ведут диалог;

- признают  возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

 

Рефлексия

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Какое значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

-Вспомним, какую задачу мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам ее выполнить?

- Оцените свою работу на уроке  с помощью оценочных листов.

 

- Ребята, вы такие молодцы, были сегодня все старательными и внимательными.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за урок!

Личностные:

- понимают значение знаний для человека и принимают его;

- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 

Регулятивные:

- прогнозируют результаты уровня усвоения материала;

- совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- оценивают свою работу на уроке

 

 

 

Экспертная карта оценки метапредметных результатов: владение способами совместной коммуникации, деятельности в группе.

 

Владение способами совместной коммуникации, деятельности в группе.

-принимают и обсуждают правила группового обсуждения, предложенные педагогом;

-предлагают группе свои идеи;

-выражают свое отношение к чужим идеям;

-выполняют порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата.

-договаривается о правилах обсуждения в группе;

-убеждаются в том, что его идея правильно понята другими членами группы;

-задают вопросы, направленные на понимание идей других членов группы;

-самостоятельно определяют свою зону ответственности в работе группы;

-берут на себя определенные обязанности и участки работ;

-оценивают свой вклад в работу группы.

- развернуто аргументируют свои высказывания;

- указывают собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений;

- используют идеи других членов группы для развития своих идей;

- согласуют распределение зон ответственности в групповой работе;

- оценивают успешность работы группы.