Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности
Класс: 4
УМК: Финансовая грамотность, 4 класс
Тип занятия: открытие новых знаний.
Тема занятия: «Как я умею пользоваться деньгами»
Цель занятия: формирование экономического мышления обучающихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Задачи:
- определить, что такое купюра;
- рассмотреть и изучить, что изображено на российских купюрах, находящихся в обращении;
- познакомить с процессом изготовления купюр и защитой их от подделок;
- создать эскиз своей купюры;
- способствовать формированию и развитию финансовой грамотности обучающихся.
|
Этапы занятия |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
I |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
- Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки: а) Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет.
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. - Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. - А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Прослушайте притчу. «Ученик спросил Мастера: — Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум». |
Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.
(Монета)
(Деньги) |
Л: самоопределяются, настраиваются на занятие. Р: умение организовывать себя, своё рабочее место, чётко следовать командам
Р:волевая саморегуляция |
II |
Актуализация знаний |
- Что за таинственная сила скрыта в деньгах?
- Как к ним относиться?
-Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
- Зачем нужны деньги?
- Какое значение имеют деньги в жизни человека?
Какой можно сделать вывод? |
Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.
Главное. Человек не может без них обходиться. Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать: богат человек или беден Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.
|
Л: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности Р:планировать свои учебные действия. П: осуществлять анализ объектов. К: уметь выражать свои мысли полно и точно в устной форме. |
III |
Постановка цели и задач занятия. |
- О чем мы сегодня будем говорить? А как совместить два понятия «Я» и « деньги»? Какая тема нашего занятия?
Чему должны научиться? |
О деньгах.
Тема « Как я умею пользоваться деньгами».
Как правильно распоряжаться деньгами. |
Р: планирование, постановка учебной задачи.
Читательская ФГ: - готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей. |
IV |
Открытие и закрепление новых знаний. |
- Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги? - Какие из этих современные, а какие устарели? (Слайд) - Как называют эти деньги?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
- Как называют международную валюту?
- Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
- Что заменяло деньги в старые времена?
- И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми). - Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту. |
«Бумажные деньги» делают из хлопка и льна (которые иногда еще называют «тряпичной бумагой»). Хлопковое и льняное волокно содержит гораздо меньше кислот, чем древесная пульпа, а потому выцветает и изнашивается тоже гораздо медленнее. Полотно далее вымачивают («проклеивают») в желатине — для придания ему большей прочности. 10руб,50руб,100руб, 1000руб, 2000 руб, 5000руб Европейский Евро используется в 34 независимых государств и зарубежных территорий, доллар США используется в 10 зарубежных странах и в США.
Нет.
Шкуры животных, ткани;скот и рыбу;овощи и фрукты, а также другие ценные на тот момент вещи. Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами. |
Интегративные компоненты ФГ: - готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей; стремление к совершенствованию собственной языковой культуры.
Компоненты языковой ФГ: - готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи. |
V |
Первичная проверка понимания. |
- Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара. - Кто может поставить рядом цену? Совместно делаем исправления. Практическое задание (Карточка № 1) 1 кг.лука – 1 кг.соли – 1 кг.сахарного песка – 1 кг.мяса – 1 десяток яиц – 1 кг.макарон – 1 кг.капусты – 1 литр подсолнечного масла – 1 литр молока – 1 буханка черного хлеба – 1 кг.картофеля –
Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? - Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? - Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? - Есть ли у вас собственные сбережения? |
Вслух 1-2 человека зачитывают.
1 кг.лука – 20 руб 1 кг.соли – 20 руб 1 кг.сахарного песка –55руб 1 кг.мяса –350 – 400руб 1 десяток яиц –65-70руб 1 кг.макарон –80 руб 1 кг.капусты –32 руб 1 литр подсолнечного масла –125руб 1 литр молока –65-70руб 1 буханка черного хлеба – 35руб 1 кг.картофеля –45руб
Деньги, которые принадлежат мне. Нет. Нет, да. Да. Нет. Да. Нет. |
Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
V |
Физкультминутка. |
Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
Выполняют движения. |
|
VII |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам. Практическое задание (Карточка № 2) Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам. 1. Деньги в вашей копилке. 2. Зарплата папы. 3. Бабушкин кошелёк с деньгами. 4. Премия за победу в олимпиаде по математике. 5. Ваши карманные деньги. 6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру. 7. Подаренные вам на день рождения деньги. - Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение. А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство? - Какие расходы у человека каждый день? Какие реже? |
|
Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ: - готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей; - стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. Коммуникативная ФГ: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
VIII |
Первичное закрепление. |
Практическое задание (листочки) - Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта. Можно помогать друг другу или спросить у меня помощи. - Кто хочет поделиться своими расчетами?
- Сейчас мы попробуем сосчитать сэкономленные деньги. Практическое задание (Карточка № 3) Выберите правильный ответ. -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить: А) 20 порций мороженого по 35 рублей. Б) 4 куклы по 200 рублей. В) 3 машинки по 100 рублей. Г) 10 шоколадок по 40 рублей. - Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи. - Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди. - Ваша задача: внимательно прочитать крылатое выражение и найти подходящее значение. Практическое задание (Карточка № 5) (по группам) Соедините стрелками крылатое выражение с подходящим значением ( Приложение) |
Работают индивидуально.
В) 3машинки по 100 руб.
Работа в группах. |
П: строить логическую цепь рассуждений. Л: осознание себя как члена семьи, общества и государства на основе народной мудрости; - ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов; Р: учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей; К: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении задания |
IX |
Рефлексия учебной деятельности. |
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
-С какими понятиями мы познакомились на уроке? - Добились ли мы цели урока? - Пригодиться ли вам в жизни полученные знания?
Оцените свою работу на уроке по «Лесенке знаний». 1ступень - испытываю затруднения по теме. 2 ступень - я понял(а) тему. 3 ступень - я понял(а) и могу объяснить другому ученику. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого». |
Отвечают. Личные финансы, деньги, доходы, расходы. Да. Да.
Оценивают свою работу на уроке.
|
Л: понимание необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; - положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; - осознание себя как члена семьи, общества и государства на основе народной мудрости; - ориентирование в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов. |
Приложение
1 группа |
|
Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?
Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»? |
Не имеет никакой ценности. |
Считать правдой, истиной, воспринимать всерьез (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия). |
|
Вести себя так же по отношению к кому-то, как и он. |
|
Как заработать деньги не имеет значения. |
|
Сожаление о напрасно потраченных или потерянных деньгах. |
|
Очень много денег. Говорится о богатом человеке, который никогда не испытывает недостатка в деньгах. |
|
2 группа |
|
В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?
В каком случае говорят: «принять за чистую монету»? |
Не имеет никакой ценности. |
Считать правдой, истиной, воспринимать всерьез (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия). |
|
Вести себя так же по отношению к кому-то, как и он. |
|
Как заработать деньги не имеет значения. |
|
Сожаление о напрасно потраченных или потерянных деньгах. |
|
Очень много денег. Говорится о богатом человеке, который никогда не испытывает недостатка в деньгах. |
|
3 группа |
|
Как вы понимаете выражение «Деньги куры не клюют»?
Что означает выражение: «деньги нее пахнут»? |
Не имеет никакой ценности. |
Считать правдой, истиной, воспринимать всерьез (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия). |
|
Вести себя так же по отношению к кому-то, как и он. |
|
Как заработать деньги не имеет значения. |
|
Сожаление о напрасно потраченных или потерянных деньгах. |
|
Очень много денег. Говорится о богатом человеке, который никогда не испытывает недостатка в деньгах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.