Занятие по теме: «Что такое деньги и какими они бывают»
2 класс
Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
· содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
· о функциях денег в жизни человека;
· познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.
Метапредметные
регулятивные:
· понимать и принимать учебную задачу;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
коммуникативные:
· умение слушать собеседника и вести диалог;
· умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
познавательные:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
Личностные
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
· умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Образовательные ресурсы: Федин, C. Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся». 2 класс
Основные понятия и термины: Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Ход занятия
Этап занятия |
Действия учителя |
Действия ученика |
Примечания |
1. 1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой |
Все расселись по местам, никому не тесно, "Будет интересно!” |
Слушают, настраиваются на работу |
|
2.Предъявление практической задачи |
Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”? - Разгадайте ребус и вы ответите на этот вопрос. |
Разгадывают ребус |
Получается слово «Деньги" |
3.Определение темы занятия. Целеполагание. Подготовить учащихся к открытию нового знания. Сформулировать тему и поставить цель занятия. |
Сформулируйте тему нашего занятия. Беседа по вопросам – Что вы знаете о деньгах? (По ходу беседы, заполняется слайд)
- Что хотите узнать? |
Участвуют в беседе, слушают друг друга
|
|
4.Актуализация. Эвристическая беседа |
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Путешествие в историю денег. - Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой. Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом». - Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет)Почему? Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо. |
Отвечают на вопрос
Получается, какой-то беспорядок!
|
|
5.Освоение нового материала |
-Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как изучите информацию, которая представлена на карточках. (Приложение 1)
|
Работают в группах После изучения материала представители групп выходят к доске и заполняют «кластер»
|
Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа получает карточку со сведениями об истории возникновения товарных денег. |
6. Игра |
– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. Игра (Приложение 2) Обсуждение: -Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси? – Кто не смог произвести обмен? – Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене? – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Вариант 2: просмотр мультфильма (Галилео. Деньги 2)
|
Дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Ответы детей подвести примерно к следующим: 1) Затрачивается много времени. 2) Сложность и неудобство поиска. 3) Обмен может сорваться.
|
Тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши. |
7.Продолжение работы по теме занятия |
- Такие деньги назывались - товар - деньги. Их можно было обменять на другие товары или использовать в своём хозяйстве по прямому назначению. - Как считаете, удобными были эти деньги? Почему? (нет) Овец и быков нужно где- то держать и кормить. Продукты же, от долгого хранения портятся. Меха ест моль. Людям были нужны практичные деньги. Чтоб можно было носить их с собой и в любой момент купить крупную вещь или мелкую. И самым первым таким видом денег стали раковины каури. Долгое время они были в обращении. Иностранные купцы развезли их по всему свету. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью. |
Слушают,
участвуют в беседе,
высказывают предположения |
|
8. Изучение новой темы (продолжение) |
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?Откроем учебник на странице 16-17, прочитаем и найдём ответ на этот вопрос. |
Открывают учебник, один ученик читает вслух. |
|
9.Физминутка |
- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену? Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете
|
Слушают, выполняют действия |
Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье. |
10. Беседа по вопросам, работа с учебным пособием Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы. |
Мы выяснили, что золото и серебро оказались очень удобным материалом для денег. Драгоценные камни тоже дороги, редки и красивы, как золото и серебро. Почему же их не стали использовать в качестве денег? Обсудите в группе. Проверка - Перенесёмся в наши дни. Какие бывают деньги? -Монеты, какого достоинства вы знаете? - Перечислите известные вам купюры. - С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? |
Высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Работа в группах |
Одна группа получает задание - найти ответ на этот вопрос в учебнике. После обсуждения, ответы детей фиксируются на доске (Красноярск) |
11. Итог занятия: Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания |
–Так почему деньги называют великим изобретением человечества?– Что нового узнали? Чему удивились? - Что нельзя купить за деньги? -Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? |
Отвечают, выполняют подсчёт |
Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек. |
12. Рефлексия Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность |
- Наше занятие подходит к концу. - Какая цель была? - Удалось достичь поставленной цели? Оцените свою работу на занятии. «Пантомима»
|
Анализируют свою деятельность. |
Приложение 3 |
Приложение 1
Самые первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке. В Америке в 18 веке «денежной единицей» был табак. На границе с Китаем, даже в 19 веке товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка).
|
В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом. Подкова-1 рыбина; Пара башмаков-3 рыбины. У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже.
|
На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью. В Мексике, индейцы использовали бобы какао. В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки. |
Приложение 2
Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.
(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)
Приложение 3
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.