Технологическая карта занятия по развитию речи для старшей группы (5-6 лет)

  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта занятия по развитию речи.docx

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия по развитию речи

для старшей группы (5-6 лет)

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Пуха Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

г.Волгодонск, 2025г

Технологическая карта занятия по развитию речи

 

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема занятия: «Тайное всегда становится явным».

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Цель занятия: познакомить детей с рассказом Л.Толстого «Косточка»; обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок.

Задачи занятия:

Образовательные: учить связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ Л.Толстого «Косточка».

Развивающие: развивать умение определять плохие и хорошие поступки.

Воспитательные: воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Словарная работа: горница, сочла.

Планируемый результат: дети пересказали произведение Л.Толстого «Косточка» при помощи сюжетных картинок, дали характеристику героям их поступкам, определили героев; ответили на вопросы по произведению через беседу.

Подготовительная работа: беседа про фрукты, беседа о писателе Л.Н.Толстом и о его произведении, рассматривание иллюстраций Л.Толстого «Косточка», рассказывание по картинкам, чтение С.Я.Маршака «Что такое хорошо и что такое плохо».

Материалы и оборудование: текст рассказа «Косточка», портрет Л.Толстого.

 

 

№ п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приёмы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

3 мин

Организовать и замотивировать детей.

-Ребята сегодня к нам в гости пришел незнайка и принес корзинку с угощениями. Скажите, что это за угощения?

-Правильно, это фрукты.

-А где растут фрукты?

-А вы любите фрукты?

Словесный. Беседа. Сюрпризный момент.

 

Ответы детей:

 

-Фрукты.

-Фрукты растут в саду.

-Да.

Дети заинтересованы. Активно участвуют в беседе.

2

Основной этап

 

2.1

Этап постановки проблемы

5 мин

Постановка проблемы перед детьми.

-Ребята, отгадайте загадку:

 

Фрукт на ощупь бархатный.

Ароматный, сахарный.

Ты съешь его и посмотри – большая…внутри.

 

-Верно ребята, это косточка.

-А в каких фруктах есть косточки?

-Молодцы ребята.

Словесный. Беседа. Загадка.

 

Ответы детей:

 

-Косточка.

 

 

-Персик, абрикос, слива.

 

Дети поняли цель занятия.

2.2

Этап ознакомления с материалом

7 мин

Познакомить детей с предстоящей деятельностью.

-Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого «Косточка». Слушайте внимательно.

-Ребята, но перед тем, как почитать этот рассказ, я хочу вам объяснить некоторые слова, которые встретятся в тексте.

Сочла-посчитала.

Горница-комната.

-С каким мы с вами произведением познакомились?

-Кто в этом произведении был главным героем?

-Какие фрукты мама принесла из магазина?

-Как поступил Ваня? Что он сделал?

-Кто заметил, что одной сливы не стало?

-Признался ли Ваня в своем поступке?

-Почему беспокоился папа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что ответил Ваня?

 

 

 

-Почему Ваня заплакал?

 

 

 

-А как бы вы поступили на месте Вани?

 

 

 

 

 

-Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете?

 

 

 

 

-Правильно ребята. Всегда нужно говорить правду.

-В данном рассказе у нас встретились такие слова, как «горница» и «сочла», как вы их понимаете?

Словесный. Прочтение рассказа. Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

 

-С произведением «Косточка».

 

-Ваня.

-Сливы.

-Он схватил сливу и съел, пока никто не видел.

-Мама.

 

-Нет, не признался.

 

-Папа сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу – это не хорошо. Но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто-то проглотит косточку, то через день умрет.

-Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.

-Ваня заплакал, потому что ему стало стыдно за свой поступок.

-Я бы подождала, когда мама сама даст сливу. Если бы я съела сливу без спроса, то призналась бы в этом сама.

-Нужно сразу признаваться в том, что совершил плохой поступок, потому что всё равно узнают об этом.

 

 

 

-Горница – светлая, красивая комната.

Сочла – посчитала.

Дети знакомы с содержанием деятельности. Внимательно слушают рассказ, отвечают на вопросы.

2.3

Этап практического решения проблемы

10 мин

Выполнение практического задания.

-Присаживайтесь на стульчики.

-Ребята, а сейчас вы будете пересказывать этот рассказ при помощи сюжетных картинок.

(Вывешиваю картинки на доску и вызываю к себе по одному ребят).

Словесный. Пересказ произведения.

Дети пересказывают рассказ.

Внимательно слушают..

3

Заключительный этап

3 мин

Подвести итоги.

-С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

-Кто автор произведения?

-Чему учит это произведение?

-Вам понравилось произведение? Почему?

-Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо поработали.

Словесный. Рефлексия. Подведение итогов.

Ответы детей:

-«Косточка».

-Лев Николаевич Толстой

-Что нельзя обманывать.

-Да.