Технологическая карта по развитию речи
Тема: пересказ литературного произведения В. В. Бианки «Купание медвежат».
Возрастная группа: старшая.
Образовательная область: речевое развитие, познавательная область, художественно-эстетическое развитие.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные: -учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, -совершенствовать навык составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы, -формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
Развивающие: -развивать способность к наглядному моделированию.
Воспитательные: -воспитывать интерес к чтению произведений о жизни диких животных, -воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Обогащение словаря: взять за шиворот, удирать.
Активизация словаря: медвежата, мохнатые, медведица.
Материалы, оборудование (средства): доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.
Методы и приемы (способы): игровой прием, загадка, чтение литературного произведения, беседа, пересказ с опорой на схему, подсказ, положительная оценка.
Подготовительная (предварительная) работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Форма организации: фронтальная, группа, дети сидят на стульях за столами.
Планируемый результат: связная последовательность пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1 |
Организационно-мотивационный этап (вводная часть) |
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. |
Ребята, мне пришло письмо. Давайте скорее посмотрим, что в нем. В этом конверте для вас задание, хотите узнать какое? |
Ответ детей. |
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
2 |
Основной этап |
|
|
|
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
Вас просят отгадать по словесному описанию о ком или, о чем идет речь. Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед. Догадались, что это за звери? |
|
Готовность детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
2.2 |
Этап восприятия материала |
Воспитывать интерес к чтению произведений о жизни диких животных
Воспитывать бережное отношение к природе.
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием
Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
|
Правильно, это медведи. Как ласково вы назовете медведя? Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат». В рассказе вам встретятся незнакомые слова: «взять за шиворот» -это значит взять за воротник, «удирать» - это значит быстро убегать. Спина прямая, ноги вместе, руки на коленях. Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их. Какие чувства вы испытали в ходе прочтения? Какое у вас настроение после прочтения? Что запомнилось вам больше всего? Почему? Кого из персонажей мы встретили? Опишите внешность медведицы? Какая по характеру медведица? А медвежата? Почему медведица купала медвежат? А вы бы так же поступили? Зачем автор нам рассказал эту историю? Почему этот рассказ именно так называется? Сейчас немного отдохнём, вставайте со своих мест: физминутка "Медвежата в чаще жили" Медвежата в чаще жили Головой своей крутили. Вот так, вот так – головой своей крутили. Медвежата мёд искали Дружно дерево качали. Вот так, вот так – дружно дерево качали. И вразвалочку ходили. И из речки воду пили, Вот так, вот так и из речки воду пили. А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так, вот так кверху лапы поднимали Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! |
Медведенка, Мишутка.
Ответы детей.
(Поворачиваем голову вправо и влево)
(Наклоны туловищем вправо и влево)
(Изображают) (Наклоны вперёд)
(Поднимаем попеременно ручки) (Прыжки вверх)
|
Интерес к чтению произведений о жизни диких животных
Бережное отношение к природе.
целостное и эмоционально е восприятие произведения с природоведческим содержанием
Связная речь, зрительная память, мышление, координация движений, мелкая моторика рук. |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Совершенствовать навык составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы
Развивать способность к наглядному моделированию.
|
Сейчас я вам прочитаю еще раз рассказ и буду показывать на схему, чтобы вы лучше запомнили. Спина прямая, ноги вместе. Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их. Кто пойдет первым? Я вам обязательно помогу, Тоня выходи. Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые я использовала при чтении текста. |
Ответы детей, пересказ детей рассказа.
|
Навык составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы
Способность к наглядному моделированию. |
3 |
Заключительный этап |
Подведение итогов, рефлексия. |
С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось из рассказа? Что вам было трудно? |
Ответы детей. |
Подведенные итоги, рефлексия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.