Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Оценка 5

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
23.02.2019
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока: познакомить обучающихся с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Что такое суффикс.docx
Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3­ем классе на тему "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?". Тип урока: Авторы УМК: Цель урока: Планируемые образовательные результаты  (личностные, метапредметные, предметные): Изучение нового материала. В.П. Канакина "Школа России" Познакомить с суффиксом как значимой  частью слова; формировать умения  выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. ПРЕДМЕТНЫЕ: ­познакомить обучающихся  с новой значимой частью слова – суффиксом, ­ учить находить его в слове, ­   учить   образовывать   с   помощью   суффиксов новые   слова,   умение   применять   изученное правило.   ролью   суффикса. ­   обучающие ­   сформировать   устойчивое представление   о   суффиксе   как   части   слова, Познакомить   с ­развивающие     развитью орфографической   зоркости,   речи,   памяти, мышления,   расширению   словарного   запаса, умению   работать   самостоятельно   и   делать выводы. ­ содействовать ­воспитательные   ­ воспитывать   любовь   к родному   языку,   прививать   интерес   к   его изучению. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполнение задания с   корректировать выполненные задания.   образцом,   уметь Познавательные:  умение   ориентироваться   в учебнике,   находить   информацию,   умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать   по   установленному   алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы. Коммуникативные:  развитие   речи   учащихся, обучение   работе   в   парах,   группе,   развитие умения   слушать   и   учитывать   мнение   других ребят. Личностные:  формирование   мотивации   к учению, учить выполнять учебные требования.   ∙ Личностные УУД:    o формирование ценностно­смысловой  o ориентации; развитие собственной самооценки  усваиваемого на уроке материала. ∙ Регулятивные УУД: o постановка учебной задачи с учётом  o o имеющихся знаний и знаний,  полученных в процессе урока; умение планировать свою работу; учиться прогнозировать,  контролировать, корректировать и  оценивать свою    деятельность. ∙ Познавательные УУД: o формирование логических действий  анализа, сравнения, установления   причинно­ следственных связей; o постановка и формулирование  проблемы, самостоятельный поиск её  решения. ∙ Коммуникативные УУД: o умение плодотворно сотрудничать с  учителем и сверстниками в поиске и  сборе информации; o формирование умения слаженно  работать в группе, паре; o формирование умения полно и чётко  выражать свои мысли, владея умело  речью. Словарь С.И. Ожегова, зашифрованное слово  (чистописание), интерактивная доска, мяч,  мешочки с крупами (система Базарного),  карточки (сам. работа), иллюстрации  животных, конверты с заданиями для групп,  игра «Шифровальщик», светофор, листочки  Оборудование: Образовательные ресурсы: разного цвета (рефлексия). Презентация к уроку, мультимедийное пособие «Тренажер. Разбор слова по составу»,  карточки для индивидуальных и групповых  работ, иллюстрированные карточки для  словарной работы, рефлексии урока,  анаграмма с зашифрованным словом  (чистописание). Этап урока Содержани е №  п /п 1. Организацион ный момент. Психологиче ский настрой. 2. Мобилизующ ее начало  урока. 3. Чистописание . На доске  зашифровано  слово   (СОЛНЦЕ) в  виде  анаграммы. Деятельность учителя Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь,   поздоровайтесь   с   гостями. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами. Повернитесь   друг к   другу лицом, возьмитесь за   руки   и   мысленно   пожелайте   что­нибудь хорошее.   Улыбнитесь   друг   другу.   Тихонько сели. ­   Сегодня   у   нас   обычный   и   необычный   урок. Обычный   –   потому,   что   как   и   на   обычном уроке,   мы   будем   искать   ответы   на   вопросы, выполняя различные задания. А необычный – потому, что это будет урок – соревнование. ­ Ребята, посмотрите на доску и назовите, какие буквы вы видите. Мы их будем прописывать в соединении заглавную со строчной. Оо, Лл верхнее  Нн, Ее, Цц, Сс    нижнее  соединение      Ярко               светит соединение Деятельн ость Резуль тат учащихс я Включен ие в  деятельн ость на  личностн о­ значимо м  уровне. Подгот овка к  определ ению  темы  урока. Дети  находят  буквы и  расшифров ывают  слово. Составляю т  предложен ие. 4. Работа над  предложение м.  …сен…ее ­ Какое слово зашифровано? (СОЛНЦЕ) ­ Пропишем это слово. Что интересного в этом заметили?   слове   Вы   (непроизносимый согласный). Как проверить? ­ Солнце так ярко стало светить, что растопило предложение (вывешиваю солнце). ­ Прочитайте слова. ­Какое слово будет первым?  Почему? ­ А теперь составьте предложение. ­ Кто по другому составил предложение? a) Прежде   чем   записать   предложение, давайте   объясним   какие   буквы   надо вставить    (ПТИЧКИ   с   удвоенными согласными и безударным гласным в клювиках!!!) ­   Какое   правило   встретилось   в   слове ОСЕННЕЕ? – осень ­ Мы к этому слову вернемся чуть позже. b) Запись предложения (его повторить!) Ярко светит  осеннее солнце. ­ Разбор предложения по членам. 5. Физкультмин (с   утка мячом, СТОЯ)+ дыхательные упражнения + АКТУАЛИЗ АЦИЯ знаний. ­ Характеристика предложения:   По цели высказывания (повеств.)  По интонации (невоскл.)  Простое  Распростр. Игра с  мячом.  Часть слова, которая служит для  связи  слов   в предложении,  называется…(окончанием)  Общая часть родственных слов  называется…(корнем)  Как называется последний месяц осени…(ноябрь)  Что находится между городом и селом? (и)  Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для  Доказываю , подбирают  проверочн ое слово  (устно). Ловят мяч  и называют ответ. Темати ческая  физмин утка 6. Словарная работа  (связь окружающим миром).   с образования новых слов… (приставка)  Назовите антоним к слову  враг…(друг)  Чем кончается лето и  начинается осень?  (буквой  о)  Сколько гласных букв в  алфавите? (10) Система  Базарного  В.Ф. ­ Сейчас я вам зачитаю загадки, а вы запишите  отгадки (МЕШОЧКИ С КРУПАМИ НА  ГОЛОВЕ). 1. Говорят, что он тяжёлый,         И не дружит с ним бездельник.         На работу, в садик, в школу         Отправляет ... ( Понедельник) 2. Я – и свежий, и соленый.  Весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, Запасай здоровье впрок… (Огурец)  3. Весь в заботах спозаранку,         Нас напоит и накормит.         Он вторым стоит по рангу.         Ну, конечно, это ….  (Вторник) 4. Он нам дарит сок томатный, Вкусный, нежный, ароматный. Любит солнышко синьор ­ Красный спелый…(Помидор) 5. В поездах, в цехах, в машинах          Этот день всегда в трудах.          Он – недели середина,          Ну, а попросту, … (Среда)  ВЗАИМОПРОВЕРКА!!! (дети   меняются   тетрадями,   если   все правильно   на   полях   карандашом   ставят   +, если допущена ошибка ­ . Мешочки  на голове и выполняют задание.  Ровная,  правильная осанка.  (здоровьес бережение) Взаимопро верка. ­ А теперь посмотрите на доску, проверьте еще раз. На доске: понедельник огурец вторник животных помидор среда ­ На какие две группы можно разделить эти  слова? Кто заметил?  * дни недели * овощи ­ Можно ли проверить безударные гласные в  этих словах?  ­ Какие это слова? (словарные).  ­ Что мы должны сделать? (Запомнить их).  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ к деятельности На доске картинки: ­ Посмотрите на эти картинки.  ­ Назовите, что изображено на этих картинках?  (помидор)(огурец) ­ А как вы назовёте эти же овощи маленького  размера, уменьшительно­ласкательном  значении? (помидорчик) (огурчик)  ­ Запишем в тетрадь парами эти слова: Помидор – помидорчик Огурец – огурчик  (чередование Ц/Ч) ­ Как вы получили новые слова? (добавили  новую часть после корня) ­ Давайте выделим корень в этих словах? ­ Назовите окончания. (Нулевые) ­ Как найти в слове окончание? (Чтобы найти  в слове окончание, надо изменить форму слова) ­ А теперь вернёмся к слову ОСЕННЕЕ. ­ от какого слова оно образовано? Подберите  однокоренное слово. Осеннее – осень ­ Какой корень в этих словах? ­ Назовите окончание. ­ А что же еще нам встретилось в слове  осеннее? (суффикс Н) ­ Кто знает, как называется часть слова,  которая стоит после корня перед окончанием? После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ». ­   О   какой   части   слова   мы   будем   сегодня говорить? ­ Так кто же назовет тему урока?  (Что такое суффикс?). А цель урока? (мнения детей) ­ Что вы хотите узнать о суффиксе? (Что такое суффикс?   Где   находится   суффикс?   Для   чего служит суффикс?) ­ Какие задачи мы поставим на уроке? Дети  формулиру ют задачи  урока . Опреде ление  темы. 7. Определение темы урока и задачи. Открываю  тему урока  на доске. Постановка проблемы. Мы должны понять:  Что такой суффикс?  Где стоит суффикс?  Что образуют суффиксы?  Почему   суффикс   –   значимая   часть слова? ИТАК:  Сегодня   мы   будем   исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке. ­ Ребята, а где же мы можем узнать что такое суффикс?  Значение  нового  слова?  (толковый словарь, интернет…) 1 ученик – находит значение слова в толковом словаре Ожегова С.И. 2 ученик в интернете (д/з было дано) – Слово суффикс   пришло   к  нам   из  немецкого   языка SUFFIX, что означает «прикреплённый». Ученик  зачитывает  значение  слова из  словаря  С.И.  Ожегова. 8. Групповая  Работа по  I группа Защита работа.  группам  (конверты  раздаются с  заданием). Образовать с помощью суффиксов – ок или  – ик новые слова. групп. Гриб ­ ….. Стол ­ ….. Зуб ­ …. Дуб ­ … Лист ­ …. ­ Сделать вывод:    где стоит суффикс? Для чего служит суффикс? II группа ­ Найдите в словах суффикс. Травка (правило  несколько  человек  рассказыва ют) подберите однокоренное слово без суффикса        с другим суффиксом    трава                        травинка                                  травушка домик    подберите однокоренное слово без суффикса        с другим суффиксом       дом                    домище ­ Как найти в слове суффикс?  (часть слова, которая стоит после  корня и перед окончанием и будет  суффиксом) III группа Образовать с помощью суффиксов – оили –  ик новые слова. 9.  Работа с  интерактивно й доской.    Интерактивн ая доска А) Игра «Яблоня». Б) Игра «Помоги мышке спуститься по  склону» ВЫВОД: ­ Как же проверить безударный  гласный в корне слова. 10 Физминутка  (для глаз) Система  Базарного  В.Ф. ­ Поднимите глаза вверх, вниз. ­ Вправо, влево. ­ Поставьте руку на локоток перед собой. Посмотрите на палец, затем на круг (на доске). ­ Посмотрите на карточки.  ­ Как вы думаете, какое задание вы должны  выполнить? (самоопределение задания)        Iв.                        IIв. …­ч.сы                         …­с.ва …­л.сток                       …­р.ды …­хл.бный                    …­сп.ртивный ВЫВОД: ­ Как же проверять безударные  гласные в корне слова? ­ Чем занимались на уроке? ­ Чему был посвящен наш урок?  (повторение  алгоритма и правила).   Ы    О     Д      М      Ц      Л     О ­ Поменяйте буквы местами, чтобы получилось  слово.  (МОЛОДЦЫ) ­ Прочитайте это слово. ­ Чего не хватает?               ! ­   А   теперь   давайте   прочитаем   это   слово дружно, все вместе, выразительно, используя !. ­ Пока мы с вами работали, солнышко так ярко  светило, что у нас выросло ДЕРЕВО. Карточки. 11 Работа с  карточками   по вариантам  (индивидуаль ная работа). 12 Итог урока. 13 Игра  «Шифроваль щик». 14 Рефлексия.   Карточки  «рассыпаны»  на доске,  дети  расставляют  их в  правильном  порядке и  читают слово хором. Зеленое  дерево на  доске без  листочков. Каждый  ученик  выходит к  доске и  работает с  интерактив ной  доской. Дети  выполняют упражнени я. Рассказыва ют  правило. Заслушива ются  ответы  детей. Ценнос тное  отноше ние к  здорово му  образу  жизни. Самост оятельн ая  работа. Развити е  коммун икативн ой  компете нции Создани е  ситуаци и  успеха. Дерево с листочками. Учащиеся  выходят и  прикрепля ют  листочек,  выбранног о ими  цвета. Самоо ценка. ­ А дерево это не простое!!! ­ Как вы думаете, чего не хватает? (листьев) ­ А какое правило встретилось в этом слове?  Как проверить? ­ Посмотрите в конвертики. Там лежат …что?  …. ЛИСТОЧКИ ­ Какого цвета? (зеленые, желтые, красные). ­ Давайте с вами украсим дерево!  (приклеивают листочек на дерево) ЗЕЛЕНЫЙ листочек – кому на уроке было  легко работать, все понятно. ЖЕЛТЫЙ листочек – у кого возникли  затруднения, но вы сумели справиться с ними. КРАСНЫЙ листочек – кому еще требуется  помощь учителя. ­ Ребята, а что напоминают вам эти цвета? На что они похожи? (СВЕТОФОР) 15 Беседа по  ПДД. Повторение  ПДД. ­ Для чего придуман желтый сигнал светофора? (показываю круг            ) ­ Для чего придуман зеленый сигнал  светофора? (показываю             ) ­ Для чего придуман красный сигнал  светофора?  (показываю            ) Соберите светофор. ­ ­ Ну и самый сложный вопрос: ­ Как нужно переходить дорогу, если переход  не оборудован светофором? Заслушива ются  ответы  детей. Собирают  светофор. Корень в слове «огурец» В слове «огурец» не выделяется суффикс ­ец­, все слово является корнем. Является ли в слове «огурец» часть —ец­ суффиксом? Как выделить корень слова? Обратимся к происхождению этого слова. Название огородной культуры из семейства  тыквенных «огурец» произошло с помощью суффикса ­ец­ от утраченного в современном  языке слова «огур«, которое пришло к нам из Греции. Теперь этимологический суффикс уже не выделяется в слове, произошло его сращение с  производящей основой слова. Слово «огурец» воспринимается как единое целое, в чем мы  убедимся, подобрав родственные слова. Как известно, общая часть родственных слов является корнем, в котором заключено основное лексическое значение слова. Огурец — огурч­ик, огуреч­ик,  огуреч­ник, огуреч­ный. Как видим, общей частью родственных слов является одна и та же  с чередованием звуков ц//ч и беглым звуком «е» : огурец­/ огуреч­/ огурч­. Следовательно, огурец — это корень слова.

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)

Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019