Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
23.02.2019
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока: познакомить обучающихся с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Что такое суффикс.docx
Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в 3ем
классе на тему "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?".
Тип урока:
Авторы УМК:
Цель урока:
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные):
Изучение нового материала.
В.П. Канакина "Школа России"
Познакомить с суффиксом как значимой
частью слова; формировать умения
выделять суффиксы в словах, образовывать
с помощью суффиксов новые слова.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
познакомить обучающихся с новой значимой
частью слова – суффиксом,
учить находить его в слове,
учить образовывать с помощью суффиксов
новые слова, умение применять изученное
правило.
ролью суффикса.
обучающие сформировать устойчивое
представление о суффиксе как части слова,
Познакомить с
развивающие
развитью
орфографической зоркости, речи, памяти,
мышления, расширению словарного запаса,
умению работать самостоятельно и делать
выводы.
содействовать
воспитательные воспитывать любовь к
родному языку, прививать интерес к его
изучению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные: уметь определять цели учебной
деятельности, соотносить выполнение задания
с
корректировать
выполненные задания.
образцом,
уметь
Познавательные: умение ориентироваться в
учебнике, находить информацию, умение
отвечать на вопросы учителя, самостоятельно
работать по установленному алгоритму,
умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся,
обучение работе в парах, группе, развитие
умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к
учению, учить выполнять учебные требования.
∙ Личностные УУД:
o формирование ценностносмысловой
o
ориентации;
развитие собственной самооценки
усваиваемого на уроке материала.
∙
Регулятивные УУД:
o постановка учебной задачи с учётом
o
o
имеющихся знаний и знаний,
полученных в процессе урока;
умение планировать свою работу;
учиться прогнозировать,
контролировать, корректировать и
оценивать свою деятельность.
∙ Познавательные УУД:
o формирование логических действий
анализа, сравнения, установления
причинно следственных связей;
o постановка и формулирование
проблемы, самостоятельный поиск её
решения.
∙ Коммуникативные УУД:
o
умение плодотворно сотрудничать с
учителем и сверстниками в поиске и
сборе информации;
o формирование умения слаженно
работать в группе, паре;
o формирование умения полно и чётко
выражать свои мысли, владея умело
речью.
Словарь С.И. Ожегова, зашифрованное слово
(чистописание), интерактивная доска, мяч,
мешочки с крупами (система Базарного),
карточки (сам. работа), иллюстрации
животных, конверты с заданиями для групп,
игра «Шифровальщик», светофор, листочки
Оборудование: Образовательные ресурсы:
разного цвета (рефлексия).
Презентация к уроку, мультимедийное пособие
«Тренажер. Разбор слова по составу»,
карточки для индивидуальных и групповых
работ, иллюстрированные карточки для
словарной работы, рефлексии урока,
анаграмма с зашифрованным словом
(чистописание).
Этап урока Содержани
е
№
п
/п
1. Организацион
ный момент.
Психологиче
ский настрой.
2. Мобилизующ
ее начало
урока.
3.
Чистописание
.
На доске
зашифровано
слово
(СОЛНЦЕ) в
виде
анаграммы.
Деятельность учителя
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости.
Повернитесь,
поздоровайтесь с гостями.
Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими
успехами.
Повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь
за руки и мысленно пожелайте чтонибудь
хорошее. Улыбнитесь друг другу. Тихонько
сели.
Сегодня у нас обычный и необычный урок.
Обычный – потому, что как и на обычном
уроке, мы будем искать ответы на вопросы,
выполняя различные задания.
А необычный – потому, что это будет урок –
соревнование.
Ребята, посмотрите на доску и назовите, какие
буквы вы видите. Мы их будем прописывать в
соединении заглавную со строчной.
Оо, Лл
верхнее
Нн, Ее, Цц, Сс
нижнее
соединение
Ярко светит
соединение
Деятельн
ость
Резуль
тат
учащихс
я
Включен
ие в
деятельн
ость на
личностн
о
значимо
м
уровне.
Подгот
овка к
определ
ению
темы
урока.
Дети
находят
буквы и
расшифров
ывают
слово.
Составляю
т
предложен
ие. 4.
Работа над
предложение
м.
…сен…ее
Какое слово зашифровано? (СОЛНЦЕ)
Пропишем это слово. Что интересного в этом
заметили?
слове Вы
(непроизносимый
согласный). Как проверить?
Солнце так ярко стало светить, что растопило
предложение (вывешиваю солнце).
Прочитайте слова.
Какое слово будет первым? Почему?
А теперь составьте предложение.
Кто по другому составил предложение?
a) Прежде чем записать предложение,
давайте объясним какие буквы надо
вставить
(ПТИЧКИ с удвоенными
согласными и безударным гласным в
клювиках!!!)
Какое правило встретилось в слове
ОСЕННЕЕ? – осень
Мы к этому слову вернемся чуть позже.
b) Запись предложения (его повторить!)
Ярко светит осеннее солнце.
Разбор предложения по членам.
5. Физкультмин
(с
утка
мячом,
СТОЯ)+
дыхательные
упражнения
+
АКТУАЛИЗ
АЦИЯ
знаний.
Характеристика предложения:
По цели высказывания (повеств.)
По интонации (невоскл.)
Простое
Распростр.
Игра с
мячом.
Часть слова, которая служит для
связи слов в предложении,
называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов
называется…(корнем)
Как называется последний месяц
осени…(ноябрь)
Что находится между городом и
селом? (и)
Часть слова, которая стоит
перед корнем и служит для
Доказываю
,
подбирают
проверочн
ое слово
(устно).
Ловят мяч
и называют
ответ.
Темати
ческая
физмин
утка 6.
Словарная
работа
(связь
окружающим
миром).
с
образования новых слов…
(приставка)
Назовите антоним к слову
враг…(друг)
Чем кончается лето и
начинается осень? (буквой о)
Сколько гласных букв в
алфавите? (10)
Система
Базарного
В.Ф.
Сейчас я вам зачитаю загадки, а вы запишите
отгадки (МЕШОЧКИ С КРУПАМИ НА
ГОЛОВЕ).
1. Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет ... ( Понедельник)
2. Я – и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок…
(Огурец)
3. Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это …. (Вторник)
4. Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор
Красный спелый…(Помидор)
5. В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, … (Среда)
ВЗАИМОПРОВЕРКА!!!
(дети меняются тетрадями, если все
правильно на полях карандашом ставят +,
если допущена ошибка .
Мешочки
на голове и
выполняют
задание.
Ровная,
правильная
осанка.
(здоровьес
бережение)
Взаимопро
верка. А теперь посмотрите на доску, проверьте еще
раз.
На доске:
понедельник
огурец
вторник
животных
помидор
среда
На какие две группы можно разделить эти
слова? Кто заметил?
* дни недели
* овощи
Можно ли проверить безударные гласные в
этих словах?
Какие это слова? (словарные).
Что мы должны сделать? (Запомнить их).
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ к деятельности
На доске картинки:
Посмотрите на эти картинки.
Назовите, что изображено на этих картинках?
(помидор)(огурец)
А как вы назовёте эти же овощи маленького
размера, уменьшительноласкательном
значении? (помидорчик) (огурчик)
Запишем в тетрадь парами эти слова:
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик
(чередование Ц/Ч)
Как вы получили новые слова? (добавили
новую часть после корня)
Давайте выделим корень в этих словах?
Назовите окончания. (Нулевые)
Как найти в слове окончание? (Чтобы найти
в слове окончание, надо изменить форму слова)
А теперь вернёмся к слову ОСЕННЕЕ.
от какого слова оно образовано? Подберите
однокоренное слово.
Осеннее – осень
Какой корень в этих словах?
Назовите окончание.
А что же еще нам встретилось в слове
осеннее? (суффикс Н)
Кто знает, как называется часть слова,
которая стоит после корня перед окончанием?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ».
О какой части слова мы будем сегодня
говорить?
Так кто же назовет тему урока? (Что такое
суффикс?).
А цель урока? (мнения детей)
Что вы хотите узнать о суффиксе? (Что такое
суффикс? Где находится суффикс? Для чего
служит суффикс?)
Какие задачи мы поставим на уроке?
Дети
формулиру
ют задачи
урока .
Опреде
ление
темы.
7. Определение
темы урока и
задачи.
Открываю
тему урока
на доске.
Постановка проблемы.
Мы должны понять:
Что такой суффикс?
Где стоит суффикс?
Что образуют суффиксы?
Почему суффикс – значимая часть
слова?
ИТАК: Сегодня мы будем исследовать
суффикс и выявим его роль в русском языке.
Ребята, а где же мы можем узнать что такое
суффикс? Значение нового слова? (толковый
словарь, интернет…)
1 ученик – находит значение слова в толковом
словаре Ожегова С.И.
2 ученик в интернете (д/з было дано) – Слово
суффикс пришло к нам из немецкого языка
SUFFIX, что означает «прикреплённый».
Ученик
зачитывает
значение
слова из
словаря
С.И.
Ожегова.
8.
Групповая
Работа по
I группа
Защита работа.
группам
(конверты
раздаются с
заданием).
Образовать с помощью суффиксов – ок или
– ик новые слова.
групп.
Гриб …..
Стол …..
Зуб ….
Дуб …
Лист ….
Сделать вывод:
где стоит суффикс?
Для чего служит суффикс?
II группа
Найдите в словах суффикс.
Травка
(правило
несколько
человек
рассказыва
ют)
подберите однокоренное слово
без суффикса с другим суффиксом
трава травинка
травушка
домик
подберите однокоренное слово
без суффикса с другим суффиксом
дом домище
Как найти в слове суффикс?
(часть слова, которая стоит после
корня и перед окончанием и будет
суффиксом)
III группа
Образовать с помощью суффиксов – оили –
ик новые слова. 9.
Работа с
интерактивно
й доской.
Интерактивн
ая доска
А) Игра «Яблоня».
Б) Игра «Помоги мышке спуститься по
склону»
ВЫВОД: Как же проверить безударный
гласный в корне слова.
10 Физминутка
(для глаз)
Система
Базарного
В.Ф.
Поднимите глаза вверх, вниз.
Вправо, влево.
Поставьте руку на локоток перед собой.
Посмотрите на палец, затем на круг (на доске).
Посмотрите на карточки.
Как вы думаете, какое задание вы должны
выполнить? (самоопределение задания)
Iв. IIв.
…ч.сы …с.ва
…л.сток …р.ды
…хл.бный …сп.ртивный
ВЫВОД: Как же проверять безударные
гласные в корне слова?
Чем занимались на уроке?
Чему был посвящен наш урок? (повторение
алгоритма и правила).
Ы О Д М Ц Л О
Поменяйте буквы местами, чтобы получилось
слово. (МОЛОДЦЫ)
Прочитайте это слово.
Чего не хватает? !
А теперь давайте прочитаем это слово
дружно, все вместе, выразительно, используя !.
Пока мы с вами работали, солнышко так ярко
светило, что у нас выросло ДЕРЕВО.
Карточки.
11
Работа с
карточками
по вариантам
(индивидуаль
ная работа).
12 Итог урока.
13 Игра
«Шифроваль
щик».
14
Рефлексия.
Карточки
«рассыпаны»
на доске,
дети
расставляют
их в
правильном
порядке и
читают слово
хором.
Зеленое
дерево на
доске без
листочков.
Каждый
ученик
выходит к
доске и
работает с
интерактив
ной
доской.
Дети
выполняют
упражнени
я.
Рассказыва
ют
правило.
Заслушива
ются
ответы
детей.
Ценнос
тное
отноше
ние к
здорово
му
образу
жизни.
Самост
оятельн
ая
работа.
Развити
е
коммун
икативн
ой
компете
нции
Создани
е
ситуаци
и
успеха. Дерево с
листочками.
Учащиеся
выходят и
прикрепля
ют
листочек,
выбранног
о ими
цвета.
Самоо
ценка.
А дерево это не простое!!!
Как вы думаете, чего не хватает? (листьев)
А какое правило встретилось в этом слове?
Как проверить?
Посмотрите в конвертики. Там лежат …что?
…. ЛИСТОЧКИ
Какого цвета? (зеленые, желтые, красные).
Давайте с вами украсим дерево!
(приклеивают листочек на дерево)
ЗЕЛЕНЫЙ листочек – кому на уроке было
легко работать, все понятно.
ЖЕЛТЫЙ листочек – у кого возникли
затруднения, но вы сумели справиться с ними.
КРАСНЫЙ листочек – кому еще требуется
помощь учителя.
Ребята, а что напоминают вам эти цвета? На
что они похожи? (СВЕТОФОР)
15 Беседа по
ПДД.
Повторение
ПДД.
Для чего придуман желтый сигнал светофора?
(показываю круг )
Для чего придуман зеленый сигнал
светофора? (показываю )
Для чего придуман красный сигнал
светофора? (показываю )
Соберите светофор.
Ну и самый сложный вопрос:
Как нужно переходить дорогу, если переход
не оборудован светофором?
Заслушива
ются
ответы
детей.
Собирают
светофор.
Корень в слове «огурец»
В слове «огурец» не выделяется суффикс ец, все слово является корнем.
Является ли в слове «огурец» часть —ец суффиксом? Как выделить корень слова? Обратимся к происхождению этого слова. Название огородной культуры из семейства
тыквенных «огурец» произошло с помощью суффикса ец от утраченного в современном
языке слова «огур«, которое пришло к нам из Греции.
Теперь этимологический суффикс уже не выделяется в слове, произошло его сращение с
производящей основой слова. Слово «огурец» воспринимается как единое целое, в чем мы
убедимся, подобрав родственные слова. Как известно, общая часть родственных слов является
корнем, в котором заключено основное лексическое значение слова.
Огурец — огурчик, огуречик, огуречник, огуречный.
Как видим, общей частью родственных слов является одна и та же с чередованием звуков
ц//ч и беглым звуком «е» : огурец/ огуреч/ огурч.
Следовательно, огурец — это корень слова.
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Технологическая карта "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.