По легенде…
Фалес VI до
н. э.
…дочь Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным
веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать
веретено шерстяным хитоном и заметила, что к веретену
пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она
вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок.
Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот провёл
эксперимент с различными изделиями, и все они вели себя
одинаково.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Между натертым янтарным веретеном,
притягивающим предметы, и молнией,
казалось бы ничего общего.
А ведь все это — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
Почему происходят эти явления?
В чем суть этих явлений?
Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем
и ближайших уроках.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ
ТЕЛ
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Задачи урока
• что такое электрический заряд и
электризация,
• как взаимодействуют друг с другом
заряженные тела,
• какие заряды существуют в природе
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Шаг 1. Наблюдение явления
Опыт № 1
Наблюдение электризации тел.
Приборы и материалы: полиэтиленовая плёнка,
бумажная полоска, резиновая полоска, ручка (линейка)
пластмассовая, штатив, карандаш, нить.
Ответьте на вопросы:
• Как можно наэлектризовать тела?
• Оба ли тела электризуются?
• Как обнаружить электризацию тела?
• Все ли тела электризуются при соприкосновении?
(§25, с. 75 – 77)
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Вывод 1
Электризация процесс сообщения
телу электрического заряда
Электризуются
оба тела
Электризация трением,
соприкосновением
Электрический заряд – мера взаимодействия
заряженных тел
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Шаг 2. Изучение явления
Опыт № 2
Изучение взаимодействия заряженных тел
Приборы и материалы: полиэтиленовая плёнка на
нити, бумажная и полиэтиленовая полоски,
ручка пластмассовая, резиновая полоска штатив.
Ответьте на вопросы:
• Как взаимодействует каждая полоска с плёнкой?
• Как можно объяснить различие взаимодействия?
(§25, с. 75 – 77)
• Сделайте вывод.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Отто фон Герике
(16021686г.г. Германия)
Построил первую
электростатическую
машину, основанную на
трении. Обнаружил, что
кроме притяжения,
существует и
отталкивание.
показе опыта для повышения
интереса)
(словесный + наглядный метод при
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Вывод 2:
1) В природе существуют два вида электрических зарядов.
2) Одноименно заряженные тела отталкиваются,
а разноименно заряженные –притягиваются.
3) Одно и то же тело при электризации может зарядиться в
одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в
зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.
Шарль Дюфе
1666-1736гг
Работа с кейсами
Кейс – английское case study исследование, анализ случая.
Кейс – это смоделированная рабочая ситуация,
вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений
по эффективному решению проблемы.
• Прочтите внимательно кейс.
• Обсудите реальность данного кейса.
• Ответьте на вопросы после кейса.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Полезна или вредна электризация?
польза
вред
Электрофильтры
Одежда при носке
электризуется
При трении шин
об асфальт
происходит
электризация
Гроза и молния
Окраска
металлических
поверхностей
Изготовление
искусственных
ковров
Использование
копировальных
аппаратов
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Тестовое задание
1- В.
1. Стекло при трении о шелк заряжается …,а шелк
2В.
1. Если резинку потереть о шерсть и коснуться ею
некоторого тела, то тело наэлектризуется…
…
а.)…положительно …отрицательно.
б)…отрицательно…положительно .
2. Если наэлектризованное тело отталкивается от
эбонитовой палочки, натертой о мех, то оно
заряжено…
а) положительно.
б) отрицательно.
3. Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку
трением об эбонитовую пластинку?
а) да.
б) нет.
4. Можно ли при электризации трением зарядить
только одно из соприкасающихся тел?
а) да.
б) нет.
5. Для заземления цистерны бензовоза к ней
прикреплена стальная цепь, нижний конец
которой несколькими звеньями касается земли.
Может ли не быть такой цепи у
железнодорожной цистерны?
а) да.
б) нет.
а) Положительно.
б) Отрицательно.
2 . Одноименно заряженные тела…, а разноименно
заряженные…
а)…отталкиваются, …притягиваются.
б) притягиваются, …отталкиваются.
3. Может ли одно и тоже например эбонитовая
палочка, при трении электризоваться то
отрицательно, то положительно?
а) да.
б) нет.
4. Если ножовкой распилить лист какого нибудь
полимера, то опилки прилипают к ножовке, к
столу на котором закреплена обрабатываемая
деталь , и другим предметам. Чем это можно
объяснить ?
а) электризацией полимера.
б) возникновением электрической искры.
5. Можно ли при переливании бензина из одной
цистерны в другую избежать воспламенения если
не принять «Специальных мер
предосторожности»?
а) да.
б) нет.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Ключ к тесту.
№ Вопроса.
1-В.
2-В.
Вопрос
№1
Вопрос
№2
Вопрос
№3
Вопрос
№4
Вопрос
№5
Б
Б
Б
Б
А
А
А
А
Б
Б
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Домашнее задание:
Устно: §25, стр. 75 – 77.
Письменное задание:
1 уровень: Написать сообщение по теме: «В чём польза
и вред электризации».
2 уровень: Написать сообщение по теме: «В чём польза
и вред электризации» и составить правила
техники безопасности, чтобы
нейтрализовать вредное действие
статического электричества.
3 уровень: Написать сказку «Путешествие по стране
Электризации», в которой дать объяснения
всем встречающимся электрическим
явлениям.
Технологическая карта к уроку Электризация тел
Правила написания синквейна
1 строчка – одно слово – название стихотворения,
тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (обычно прилагательные).
Описание темы
3 строчка – три слова (глаголы). Действия
относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза,
которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – синоним, который
повторяет суть темы в 1 строчке.
Итог урока
Выберете из 3 предложенных «мордашек», которая соответствует
вашему настроению. И устно закончите ту фразу, которая по
вашему мнению, отражает значимость сегодняшнего урока
именно для вас:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я понял, что…
4. Теперь я могу…
5. Я почувствовал, что…
6. Я приобрел…
7. Я научился…
8. У меня получилось…
9. Меня удивило…
10. Урок дал мне для жизни…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.