Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
28.03.2019
Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс
Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс ) , проведенного Коржавиной Ниной Леопольдовной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории, КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления. Дидактическая цель: создать условия для получения, осознания и закрепления нового учебного материала в форме фронтальной групповой работы с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных компетенций. Цели урока: Образовательные: познакомить школьников с написанием большой буквы в названиях исторических событий, памятных дат; учить правильно писать собственные существительные в « « и без « «, отличать собственные от нарицательных; формировать навыки самоконтроля. Развивающие: развивать интерес к предмету, сообразительность, любознательность, творческое воображение, мышление посредством решения проблемных задач. Развивать эмоции школьников посредством создания на уроке ситуации занимательности, удивления, радости, успеха. Воспитательные: содействовать воспитанию правильной культурной речи, внимания, взаимопомощи. Технология обучения: урок с применением ИКТ. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, опережающий, наглядный, словесный, аналитический. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая. Форма урока: урок-беседа Средства обучения:  учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык для 5 класса»,  словарь-справочник « Прописная или строчная»,  таблица «Имена собственные» (приложение 1),  имена в ребусах (приложение 2),  ребусы о географических названиях (приложение 3),  кроссворд «Семья - семь я» (приложение 4),  игрушки Винни - Пух и Пятачок,  компьютер,  Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник». Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Оргмомент Эпитет к уроку Приветствует учащихся ,создает эмоциональный позитивный настрой для работы. Настраиваются на работу. Целеполагание и мотивация Организует работу по формулированию темы урока, целей. Если тема звучит так…,то значит, что мы должны узнать на уроке? Для чего? Где пригодятся знания о собственных и нарицательных существительных? Формулируют тему урока и цели (вместе с учителем), называют результат работы, обсуждая его с учителем, записывают тему в тетрадь Актуализация знаний Проводит объяснительный словарный диктант с включением слов на разные орфограммы, собственных существительных. Беседа по базовым понятиям.  Почему некоторые существительные написаны с большой буквы?  А еще в каких случаях употребляется заглавная буква?  Как называются такие существительные? Пишут словарный диктант, вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы. Первичное усвоение материала Читает стихотворение Е. Измайлова «Большая буква» (слайд) Знакомит с правилом в учебнике (с.196,197,198) Задает вопросы:  Сколько знаете разновидностей собственных существительных? (приложение 1)  Где можно узнать о правописании собственных сущ.? (знакомство со словарем-справочником «Прописная или строчная») Читают правило, объясняют примеры Отвечают на вопросы Осознание и осмысление учебного материала 1.Предлагает лингвистическое задание: определить на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (слайд) (шарик- Шарик и др.) Дает задание: расскажите об отличии собственных сущ. От нарицательных. 2. Проводит диктовку на различение собственных и нарицательных сущ. 3. Загадки. Ребусы об именах (приложение 2) 4.Знакомит учащихся с собственными сущ. в названиях произведений. Комментированное письмо и ребусы. 5. Работа с учебником (Упр.494 устно) 6. Работа в парах. Составь предложение (приложение 3 ) Задает вопросы:  Что произойдет, если все сущ. будут писать только с маленькой или только с большой буквы?  От чего зависит выбор написания? 7.(Слайд) Вопрос: Что обозначают эти наименования? Вывод: знать собственные и нарицательные сущ. нужно. чтобы… Задание на размышление: Представьте себе, какие еще собственные существительные могут появиться в русском языке через 20 лет? Выполняют лингвистическое задание в группах Делают вывод Пишут и комментируют Отгадывают ребусы, встают, узнав свое имя. Знакомятся с термином «ономастика». Пишут, объясняют. Выполняют упражнение Выполняют задание. Самопроверка (слайд) Отвечают на вопросы, делают выводы. Дополняют фразу Формулируют ответ. Рефлексия (слайд ) (приложение 4 ) Задание: из каждых трех слов в строчке выбрать одно с ошибкой, записать его правильно и по первым буквам прочитать слово. Прием «дополни фразу»:  Сегодня я узнал…  Мне было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Я приобрел знания о… Подводит общий итог урока. Оценки за урок. Выполняют задание, записывают слово «МОЛОДЕЦ». Дополняют фразы. Домашнее задание 1.Стр.187,190 (правило) 2.Дифференцированное: а) упр.488 или б)записать на каждую букву слова «Лебяжье» по 5 собственных и по 5 нарицательных сущ. Записывают задание в дневники.
технол. карта.doc

Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс ) , проведенного Коржавиной Ниной Леопольдовной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории, КОГОБУ СШ пгт  Лебяжье Кировской области

 

 

 

            Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

            Дидактическая цель:

            создать условия для получения, осознания и закрепления нового  учебного материала в форме фронтальной групповой работы с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных компетенций.

            Цели урока:

            Образовательные: познакомить школьников с написанием большой буквы в названиях исторических событий, памятных дат; учить правильно  писать собственные существительные в «    «  и без «   «, отличать собственные от нарицательных; формировать навыки самоконтроля.

            Развивающие:  развивать интерес к предмету, сообразительность, любознательность, творческое воображение, мышление посредством решения  проблемных задач. Развивать эмоции школьников посредством создания  на уроке ситуации занимательности, удивления, радости, успеха.

            Воспитательные: содействовать воспитанию правильной культурной речи, внимания, взаимопомощи.

            Технология обучения: урок с применением ИКТ.

            Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, опережающий, наглядный, словесный, аналитический.

            Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

            Форма урока: урок-беседа

            Средства обучения:

-        учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык для 5 класса»,

-        словарь-справочник « Прописная или строчная»,

-        таблица «Имена собственные» (приложение 1),

-        имена в ребусах (приложение 2),

-        ребусы о географических названиях (приложение 3),

-        кроссворд «Семья - семь я» (приложение 4),

-        игрушки Винни - Пух  и Пятачок,

-        компьютер,

-        Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Эпитет к уроку Приветствует  учащихся ,создает  эмоциональный позитивный настрой для работы.

Настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация

Организует работу по формулированию темы урока, целей. Если тема звучит так…,то значит, что мы должны узнать  на уроке? Для чего? Где пригодятся знания о собственных и нарицательных существительных?

Формулируют тему урока и цели (вместе с учителем), называют результат работы, обсуждая его с учителем, записывают тему в тетрадь

Актуализация знаний

Проводит объяснительный словарный диктант с включением слов на разные орфограммы, собственных существительных.

Беседа по базовым понятиям.

-         Почему некоторые существительные написаны с большой буквы?

-         А еще в каких случаях употребляется заглавная буква?

-         Как называются такие существительные?

Пишут словарный диктант, вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы.

Первичное усвоение материала

Читает стихотворение Е. Измайлова «Большая буква» (слайд)

Знакомит с правилом в учебнике (с.196,197,198)

Задает вопросы:

-         Сколько знаете разновидностей собственных существительных? (приложение 1)

-         Где можно узнать о правописании собственных сущ.? (знакомство со словарем-справочником «Прописная или строчная»)

 

 

Читают правило, объясняют примеры

 

Отвечают на вопросы

Осознание и осмысление учебного материала

1.Предлагает лингвистическое задание: определить на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (слайд)

(шарик- Шарик и др.)

 

Дает задание: расскажите об отличии  собственных сущ. От нарицательных.

2. Проводит диктовку на различение собственных и нарицательных сущ.

3. Загадки. Ребусы об именах (приложение  2)

4.Знакомит учащихся с собственными сущ. в названиях произведений. Комментированное письмо и ребусы.

5. Работа с учебником (Упр.494 устно)

6. Работа в парах. Составь предложение (приложение 3 )

Задает вопросы:

-         Что произойдет, если все сущ. будут писать только с маленькой или только с большой буквы?

-         От чего зависит выбор написания?

7.(Слайд)  Вопрос: Что обозначают эти наименования?

Вывод: знать собственные и нарицательные сущ. нужно. чтобы…

Задание на размышление:

Представьте себе, какие еще собственные существительные могут появиться в русском языке через 20 лет?

Выполняют лингвистическое задание в группах

 

 

 

 

 

Делают вывод

 

Пишут и комментируют

 

 

Отгадывают ребусы, встают, узнав свое имя. Знакомятся с термином  «ономастика».

Пишут, объясняют.

 

 

Выполняют упражнение

 

Выполняют задание. Самопроверка (слайд)

 

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Дополняют фразу

 

 

Формулируют ответ.

Рефлексия

(слайд ) (приложение 4 ) Задание:  из каждых трех слов в строчке  выбрать одно с ошибкой, записать его правильно и по первым буквам прочитать слово.

Прием «дополни фразу»:

-         Сегодня я узнал…

-         Мне было интересно…

-         Было трудно…

-         Я выполнял задания…

-         Я понял, что…

-         Я приобрел знания о…

Подводит  общий итог урока.

Оценки за урок.

Выполняют задание, записывают слово «МОЛОДЕЦ».

 

 

 

Дополняют фразы.

Домашнее задание

1.Стр.187,190 (правило)

2.Дифференцированное: а) упр.488 или б)записать на каждую букву слова «Лебяжье» по 5 собственных и по 5 нарицательных сущ.

Записывают задание в дневники.

 

 

 

 

 


Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык

Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Осознание и осмысление учебного материала 1

Осознание и осмысление учебного материала 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019