Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"
Оценка 4.6

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
7 кл—10 кл
17.04.2018
Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"
План-конспект групповой консультации изучения нового материала. Обучающиеся на занятии изучают социально-политические процессы, происходящие в России в начале XVII столетия; выявляют основные события данного периода и их значение для дальнейшего развития страны; знакомятся с историей праздника 4 ноября – День Казанской иконы Божией Матери, с 2005 года отмечается как «День народного единства».
Смутное время.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ВЕЧЕРНЯЯ  (СМЕННАЯ)  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»   конспект занятия «Смутное время в России» Подготовила: учитель истории и обществознания  Рассказова Ольга  Александровна 1 Схема конспекта занятия План­конспект групповой консультации Учитель: Рассказова Ольга Александровна Предмет: история Возраст обучающихся: 20 ­ 40 лет, группа заочного обучения, 10 класс   Тема занятия: Смутное время в России Цель групповой консультации:   дать обучающимся представление о социально­политических процессах, происходящих в России в начале XVII столетия; выявить основные события данного периода, показать их значение для дальнейшего развития страны; воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за историческое прошлое нашей страны; развивать умение выделять главное, анализировать, обобщать,  выделять причинно­следственные связи Тип занятия: групповая консультация изучения нового материала. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: доска, учебник, карта, компьютер, презентация. План групповой консультации: 1. Организационный момент; 2. Этап актуализации прежних знаний; 3. Изучение нового материала; 4. Закрепление учебного материала; 2 5. Подведение итогов консультации. Домашнее задание. Этапы работы Организацион ный   момент (2 минуты).  Актуализаци я знаний  (3 минуты). 1 2 3 Изучение Цель этапа: Подготовить обучающихся к работе на консультации  ­ Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию. Содержание этапа ­ Исходная мотивация: С 2005 года 4 ноября – День Казанской иконы Божией Матери отмечается как «День народного  единства». Знаете ли вы историю этого праздника? Цель этапа: сформулировать учебную  задачу, которая должна быть решена в процессе изучения темы. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Сегодня мы с вами узнаем, почему дата 4 ноября является особой в наших календарях. Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина   и   Дмитрия   Пожарского   освободило   Москву   от интервентов,   что   положило   начало   выхода   страны   из   кризиса Смутного   времени.   В   жизни   большинства   народов   есть   такие моменты,   когда   речь   идет   о   самом   их   существовании.   О существовании   даже   не   как   государства,   а   как   самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.   Те,   кто   высказывают   какие­то   сомнения   относительно уместности   нового   праздника,   недостаточно   осознают   смысл произошедшего тогда на Руси. Дело в том, что Смутное время вовсе не   сводится   к   польско­шведской   интервенции.   Это   было   время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.  Цель этапа: дать обучающимся представление о социально­политических процессах, происходящих в России в начале XVII  Запись в тетради темы занятия. 3 нового учебного материала (30 минут) столетия; выявить основные события данного периода, показать их значение для дальнейшего развития страны Деятельность учителя Деятельность обучающихся Краткий   рассказ   учителя:  Череда   бедствий,   жестокая засуха,   чудовищный   голод,   эпидемия   чумы   ­   совпали   с   полным расстройством   управления.   Когда   Русь   пришла   в   состояние   не только   крайней   нищеты   и   раздробленности,   но   и   полной криминализации   ­   бесчисленные   разбойничьи   шайки   практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла  за собой другую. Так,  из­за бушевавшего   повсеместно   голода   помещики   выгоняли   холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание   разбоем.   Природные   катаклизмы   оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли  друг друга.  Как  говорят в  народе,  беда  не приходит одна. В 1598 г. умер Федор Иоанович (сын Ивана IV Грозного). Он был  бездетным,  и наследовать ему  должен  бы младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий   был   убит   и   что   убийцу   подослал   Борис   Годунов   (брат жены   Федора   Иоановича),   надеявшийся   сделаться   царем   после бездетного   Федора.   В   действительности   так   и   произошло:   после смерти Федора Иоановича в Москву собрались выборные люди из разных   городов   и   выбрали   на   царство   Годунова.   Бояре   были   не довольны   этим.   Зная,   что   бояре   не   желают   ему   добра,   Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.   Начало   Смуты   можно   определить   одним   словом   ­ предательство.   Ради   своих   интересов   существовавшие   тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были   на   любое   предательство,   на   признание   любой   лжи.   Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к В   течение   занятия   обучающиеся   заполняют таблицу  «Основные события Смутного времени в России» 1. Правитель, годы правления 2. Социально­политическая опора правления 3. Итоги правления Опираясь   на   рассказ   учителя,   обучающиеся   дают устный ответ на следующие вопросы: 1. Что такое крепостное право? Укажите этапы закрепощения крестьян 2. Перечислите  общественно­политические  силы, поддерживающие Лжедмитрия I.   Объясните слова:   «Он   был   только   испечен   в   Польской печке, а заквашен в Москве» 3. Охарактеризуйте   основные   черты   политики В.И. Шуйского, которые явились причиной его отстранения от власти 4. Укажите   причины,   цели,   движущие   силы   и восстания значение историческое   И.И.Болотникова   4 Москве. Армии,   целые   боярские   роды   переходили   на   его   сторону, признавали   его   законным   наследником.   Тогда   было   странное смешение   в   умах,   когда   одновременно   обвиняли   Годунова   в убийстве   Дмитрия   и   признавали   Дмитрием   самозванца.   И   может быть,   самым   страшным   был   эпизод,   когда   Самозванец   вошел   в Москву,   а   все   бояре,   дьяки,   признали   его   царевичем   Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот   в   этот   момент   только   Патриарх   Иов,   обычно   изображаемый человеком   слабым,   только   он,   которого   избивали   в   Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей   Смуты,   Русская   церковь   неустанно   свидетельствовала   об истине. Разрасталась   настоящая   национальная   катастрофа.   И, наверное,   у   многих   современников   тогда   уже   не   было   никакой надежды   на   возрождение.   Разрушительные   процессы   казались необратимыми.   Трудно   было   даже   представить,   что   такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но  просто сохраниться,  встать на  ноги,  если  бы  даже  и  не  было никакой внешней угрозы. Краткий рассказ учителя о событиях 1608­1610гг. Действия «тушинцев»; русско­шведский договор 1609 года; начало открытой   интервенции;   оборона   Смоленска   и   Корелы;   отречение В.И.Шуйского; «семибоярщина»; договор о призвании королевича Владислава на русский престол. Учитель   подводит   учащихся   к   выводу   о   том,   что   страна оказалась   перед   угрозой   потери   независимости,   а   княжеско­ боярская   знать, предавая национальные интересы, заботилась лишь о сохранении собственных владений и привилегий. Рассказ учителя о создании и действиях первого и второго 5. Какие действия предпринимало правительство для стабилизации обстановки в стране. Какие цели эти действия преследовали 5 ополчения Казалось, Россия погибла. Но тут в разных концах страны нашлись мужественные люди, которые подняли новое ополчение для спасения родины. Староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин поднял народ для спасения Отечества. Собралось большое войско, начальство над которым было дано князю Дмитрию Пожарскому. Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других   городов   присоединялись   к   ополченцам.   Все   двинулись   к Москве. В   сентябре   1611   года   мелкий   «торговый   человек», нижегородский   земский   староста   Кузьма   Минин   обратился   к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую  речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов ­ дворы свои продадим, жен, детей заложим   и   будем   бить   челом,   чтобы   кто­нибудь   стал   у   нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По   призыву   Минина   горожане   добровольно   давали   на   создание земского   ополчения   «третью   деньгу».   Но   добровольных   взносов было  недостаточно. Поэтому был  объявлен  принудительный сбор «пятой   деньги»:   каждый   должен   был   внести   в   казну   ополчения пятую   часть   своих   доходов   на   жалованье   служилым   людям.   По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30­ летний   новгородский   князь   Дмитрий   Пожарский.   Пожарский   не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею».   Так   во   главе   второго   земского   ополчения   стали   два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по 6. Против кого была направлена народная борьба  7. В   чем   заключаются   причины   поражения первого ополчения 8. В   чем   заключаются   причины   успеха   второго ополчения С   помощью   учителя,   обучающиеся   делают   вывод   о том,   что   в   сложившихся   условиях   единственной силой,   способной   противостоять   интервентам, являлся народ 6 тому времени войско ­ более 10 тысяч служилых поместных людей, до   трех   тысяч   казаков,   более   тысячи   стрельцов   и   множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией   Матери,   явленной   в   1579   году,   Нижегородское   земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай­город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной   победой   над   Смутой,   торжеством   православия   и национального   единства.   Ополчение   Минина   и   Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать   шли   не   за   царя   –   его   не   было.   Рюрики   закончились, Романовы еще не начались. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­ деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.  Учитель говорит о том, что после освобождения Москвы встал вопрос об организации власти в стране. Для решения вопроса о власти в феврале 1613 года в Москве был созван Земской Собор, на котором русским царем был избран М.Ф.Романов. Цель этапа: закрепить у обучающихся  полученные на занятии знания и при необходимости провести их коррекцию. Деятельность учителя Учитель   предлагает   обучающимся   выделить  итоги   периода «Смутного времени», их значение для дальнейшего развития страны В чем состоит суть дня народного единства? К чему призывает нас этот праздник Деятельность обучающихся Обучающиеся выделяют итоги данного периода. ­         русский   народ   отстоял   независимость   своей страны ­   в   России   утвердилась   самодержавная   монархия династии Романовых Цель этапа: сообщить обучающимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. Деятельность учителя Деятельность обучающихся 7 Закрепление учебного материала  (5 минут) 4 5 Задание   на (5 дом минут) Учитель объясняет домашнее задание: 1. прочитать §17­18; Индивидуальное домашнее задание: Обучающиеся   записывают   домашнее   задание   и получают инструктаж по его выполнению. 1. опираясь   на   учебную   памятку   «Историческая   личность», подготовить рассказ о личности Михаила Романова; Вопрос к зачётному разделу: 1. Какое значение имела Отечественная  война 1612 года для российской истории? 8

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"

Технологическая карта по истории на тему "Смутное время в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018