Модель тьюториала «ИОП. Введение»
(сентябрь, 201.. г.)
Цель тьюториала: организация пространства для изучения способов формирования индивидуального образовательного маршрута с учетом склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей старшеклассника.
Участники: десятиклассники, участвующие в работе «Открытого Университета для старшеклассников» Нового образовательного центра
Материалы (матер. обеспечение), необходимые для проведения тьюториала: экран, проектор, ПК для показа видеоматериала и РР, кейсы с материалами об ИОП, цв. фломастеры и бумага А3, 4 ПК (ноутбука) для выхода в Интернет для работы над понятием ИОП, стикеры разных цветов для рефлексивного этапа.
Задачи:
1. Познакомить (напомнить) участников со способами формирования индивидуального образовательного маршрута
2. Показать структуру ИОП, критерии её оценивания, структуру выступления при защите ИОП 3. Организовать возможность рефлексии по итогам трех дней «Открытого университета» Ожидаемые результаты:
1. Участники тьюториала «ИОП. Введение» понимают значение ИОП,
2. Имеют представление о разделах ИОП, структуре выступления и условиях защиты своей ОП,
3. Видят, осознают свои дефициты (в контексте написания ИОП) 4. Формулируют дальнейшие намерения по перспективам образования.
Технологическая карта
Время |
Деятельность ведущего |
Деятельность участников |
Прогнозируемый результат |
Примечание |
|
|
1. Вводный - мотивационный (6 минут) |
|
|
До 5 минут |
Организует возможность для высказывания впечатления от |
Слушают, высказывают свое отношение, впечатление о |
Происходит адаптация, снимается «напряжение» |
Слайд 1 |
|
участия в работе факультетов в течение трех дней |
работе на прошедших факультетах |
дня |
|
1 минута |
Озвучивает цели тьюториала «ИОП. Введение» |
Слушают, знакомятся с целями и задачами |
Понимание необходимости дальнейшего планирования для систематизации своих образовательных интересов |
Слайд 2 |
2. Содержательный - деятельностный (17 минут) |
||||
До 2 минут |
Предлагает разделиться на группы А, В, С и Д, получить и ознакомиться с материалами кейсов «Планирование», «Образовательная программа» |
Делятся на группы, получают материал кейсов |
Знакомство со значением понятий «Образовательная программа» и «Планирование» |
Группы можно назвать «Стратеги А», «Теоретики Д» и «Программисты С, В» МАТЕРИАЛ может быть в ноутбуках в папках на рабочем столе! |
До 7 минут |
Организует работу участников с материалами кейсов |
Выбирают роли, изучают материал кейса, слушают, готовят минисообщение, задают вопросы, высказывают отношение |
В кейсах материалы об ИОП, планировании, возможность выхода в Интернет. Можно оформить информацию на А3! |
|
До 8 минут |
Организует работу минидокладов от групп, обсуждение понятий группами «Планирование», «Образовательная программа» |
Перемещаются в пространстве, докладывают, задают вопросы группам, отвечают на вопросы… |
Продолжается знакомство с понятиями «Планирование», «Образовательная программа» |
На сообщение и вопросы для группы до 2 минут! |
3. Содержательный - теоретический (7 минут) |
||||
До 5 минут |
Озвучивает информацию о структуре ИОП, структуре выступления и условиях защиты |
Слушают, записывают, задают вопросы, высказывают отношение |
Имеют представление о разделах ИОП, структуре выступления и условиях защиты своей ОП |
Слайды 3-8 |
До 2 минут |
Отвечает на вопросы |
Задают вопросы на понимание |
Слайд 9 |
|
4. Рефлексивный (10 минут) |
||||
До 3 минут |
Раздает стикеры (4 шт. на участника) Предлагает написать на стикере по одному слову, |
Слушают, выражают отношение, впечатление, эмоции, состояние в виде |
Осознание своего состояния, выражение отношения, эмоций |
На доске обозначены три зоны «Корзина» (выброшу, забуду!), |
|
словосочетанию, выражающему отношение к прошедшему мероприятию «Открытый университет» |
одного слова на стикере, записывая его |
|
«Мясорубка» (обдумаю, проанализирую!), «Чемодан» (возьму с собой!) |
До 6 минут |
Предлагает участникам тьюториала озвучить по желанию свое отношение к прошедшему событию, приклеив стикеры на соответствующие места на доске |
Выходят к доске и высказывают свое отношение к произошедшему за три прошедших дня |
Осознание своего понимания события, понимание и оценка своего состояния, выражение отношения к этому |
Спокойно (с юмором!) относиться как к хорошим, так и к негативным эмоциям (они будут!) |
До 1 минуты |
Благодарит участников за работу в рамках «Открытого Университета». |
Выражают свое отношение… |
Можно также использовать стикеры для написания отношения или слов благодарности |
|
|
|
|
Общее время: до 40 минут |
Автор: МАНЖУЛЕЙ Л.Г., manzhuley1@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для материалов кейса
Индивидуализация образовательного процесса
Внедрение технологии индивидуализации образовательного процесса в нашей школе стало естественным продолжением всей ее предшествующей образовательной деятельности.
Индивидуализацию образования можно рассматривать как способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив. Индивидуальная образовательная программа - индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
Индивидуальная образовательная программа предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию.
Для ученика, особенно в старшей школе, актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, т.е. выстраивания индивидуальной образовательной деятельности. Это означает, что ученику предоставляется возможность:
обоснованно определить цель образовательной деятельности;
выбрать способы, главные пути и средства достижения этих целей;
определить объем, глубину, степень сложности содержания образовательной деятельности; ее тему, динамику, временные рамки;
подобрать формы, технологии, обучения, источники и способы получения необходимой информации;
самостоятельно оценить свои достижения, проблемы и пути их решения;
получить оценку своей деятельности от педагога, одноклассников;
обоснованно определить задачи, содержание, форму, объем, уровень сложности домашнего задания, самостоятельной работы для проверки качества образования;
выбрать способы представления своих образовательных достижений;
по собственной инициативе обратиться за поддержкой, помощью к педагогам, одноклассникам, специалистам;
самому определить роль или позицию в учебном процессе на разных его этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других).
Средством выстраивания самостоятельной образовательной деятельности ученика являются индивидуальные образовательные программы.
Следует отметить, что большая часть учащихся, родителей хотят, чтобы процесс обучения строился по собственной программе, а учитель при этом оказывал помощь в решении проблем, которые возникают у ученика. Результаты опытно-экспериментальной работы в ряде школ подтверждают, что целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю индивидуализацию образовательного процесса, приводит к тому, что учащиеся хотели бы строить свое образование «от себя», делая его ориентированным на свои потребности.
Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность должна стать для ученика активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. Вариант такой программы нами составлен и используется в практике.
Составление индивидуальной образовательной программы необходимо учащимся для осмысления своего маршрута и прохождения его в течение нескольких лет. На каждом этапе этого пути учащиеся могут составлять образовательный или учебный план на период, например, учебный год.
Использование социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов.
1 этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов потребностей ученика, личных и профессиональных планов учеников, сведение результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.
2 этап. Анализ материалов диагностики с участием классного руководителя, психолога, учителей, работающих с учеников, разработка общих подходов в работе с учеником. Учащимся предоставляется информация об уровне обученности, обучаемости, психолого-педагогических особенностей, даются рекомендации учителей-предметников.
В завершение ученику предлагается составить индивидуальную программу образования.
3 этап. Организация работы по составлению образовательной программы самого ученика. Обсуждение вариантов схем и методик составления индивидуальной образовательной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ученика, полезна и важна для родителей.
4 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных образовательных программ и планов учащимися. Оценка и самооценка выполнения программы и планов.
5 этап. Корректировка ИОП. Внесение в них корректив, изменений, дополнений.
6 этап. Подведение итогов и анализ выполнения ИОП:
– повторная «срезовая» диагностика и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;
– индивидуальное собеседование классного руководителя с учеником и его родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах;
– при желании самих учащихся публичный отчет о выполнении ИОП.
http://moa.21309s01.edusite.ru/p24aa1.html
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
• Постановка целей и задач
• Составление программы действий (проектирования)
• Вариантное составление программы (вариантное проектирование)
• Выявление необходимых ресурсов и их источников
• Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них
• Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Что такое планирование?
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
1. Постановка целей и задач;
2. Составление программы действий;
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников;
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Плaниpoвaниe — этo oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции.
Пo cвoeй cyти фyнкция плaниpoвaния пpизвaнa oтвeтить нa cлeдyющиe ocнoвныe вoпpocы:
1. Гдe мы нaxoдимcя в нacтoящee вpeмя? Мeнeджepы дoлжны oцeнить cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции в ocнoвныx ee oблacтяx (финaнcы, мapкeтинг, пepcoнaл, НИОКР), чтoбы oпpeдeлить, чeгo мoжeт peaльнo дoбитьcя opгaнизaция;
Кyдa мы xoтим двигaтьcя? Мeнeджepы дoлжны, oцeнивaя вoзмoжнocти и yгpoзы в oкpyжaющeй opгaнизaцию cpeдe, oпpeдeлить, кaкими дoлжны быть цeли opгaнизaции # и чтo мoжeт пoмeшaть дocтижeнию этиx цeлeй;
1. Кaк мы coбиpaeмcя cдeлaть этo? Мeнeджepы peшaют, чтo дoлжны дeлaть члeны opгaнизaции для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй.
Уровни планирования
Планирование в организации имеет несколько обязательных уровней.
Первый уровень. Его задача: сформировать долгосрочные цели, нарисовать перспективы, к которым организации следует стремиться. Этого невозможно достичь без определения организацией собственной миссии. Когда организация говорит о миссии, ей приходится дать себе отчет о смысле ее существования, насколько она необходима в данном обществе, и какую пользу может принести ее деятельность.
Обычно формулирование миссии производится в терминах бизнес-достижений, положения на локальном специфическом рынке, либо отношений с основными потребителями, клиентурой. Соответственно, стратегические цели указывают, чего именно организация стремится достичь в глобальном масштабе.
Стратегическое планирование не слишком подробно останавливается на деталях. Его основная задача – в общих чертах наметить путь к желаемому результату. Организация, понимая динамический характер происходящих в обществе процессов, должна иметь некоторой набор стратегий, из которых одна будет базовой, другие же реализуются в случае конкретных, не всегда желательных, ситуаций. Стратегическое планирование призвано задать границы вероятного пространства реализации основной деятельности, пространства конкретного бизнес-планирования, и базу для планирования повседневного (оперативного).
Второй уровень. Оно связывает деятельность по достижению конкретных результатов с подключаемыми ресурсами.
В первую очередь упор делается на грамотное использование финансовых ресурсов, но одновременно дается оценка и планируется использование ресурсов человеческих, информационных, интеллектуальных, статусных.
Бизнес-планирование показывает, насколько реально достижим намеченный уровень результатов. Позитивная роль бизнес-планирования заключается также в придании планам организации систематического вида, преобразовании общих идей в четкие показатели определенного вида.
Третий уровень. Здесь осуществляется переход от обобщенного видения миссии и заданных перспектив на уровень решения повседневных задач. Оперативное планирование полностью основывается на конкретике: действия, их объем, процедуры, нормирование, определение сроков, объем реальных затрат.
Показатели данного уровня планирования полностью измеримы, поэтому легче всего поддаются контролю. Оперативное планирование активно включает человеческий фактор в процедуру управления деятельности организации. Повседневное планирование ориентируется на кратковременные сроки. Предусматриваются опорные точки для анализа текущих результатов следования оперативному плану. На основании результатов анализа при необходимости производится корректировка планов, внесение дополнений либо изменений.
Сравнение оперативных планов организации, анализов их выполнения за некоторый временной период, может дать реальную картину процесса управления ее деятельностью.
http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.