Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
10.11.2018
Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"
Астрономия вернулась в школу. И вновь востребованы конспекты и презентации для проведения вечно молодой астрономической науки. Урок по теме "Звезды и созвездия" является третьим по тематическому планированию. В технологической карте, составленной по последним требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта, содержатся адреса ссылок на интернет-ресурсы. Особо хочется представить программу "Стеллариум" для проведения уроков по астрономии.
Технологическая карта урока по астрономии.docx
Название методической разработки: Технологическая карта  к уроку  астрономии по теме «Звезды и созвездия». Автор разработки:  Кольца Надежда Ивановна, учитель физики МБОУ «Етышинская средняя  общеобразовательная школа» Общая часть Предмет АСТРОНОМИЯ Класс 10 Тема урока Звёзды и созвездия Название АСТРОНОМИЯ Используемый учебник Класс 10­11 Авторы Струве …. Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Оценивание роли метода научного познания в  изучении физических и  астрономических явлений. Готовность обучающихся к самообразованию на  основе мотивации к обучению физике и   астрономии. Овладение понятийным аппаратом:  созвездие, звездная величина, блеск  звезды, фотометр. Формирование умения сравнивать блеск  звёзд разных звёздных величин. Понимание принципа действия ПКЗН    для поиска на небе определенных  созвездий и звезд (Большой и Малой  Медведицы, Кассиопеи, Дракона,  Лебедя, Лиры, Ориона, Геркулеса и др.)  и  определения  условия видимости  светил, нахождения ярких звезд   созвездий: Альтаир, Вега, Денеб,  Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус. Познавательные: развитие умения работать с  информацией через предъявление  текстов.  классифицировать звёзды по  блеску. Регулятивные: Определять цель и проблему в  деятельности. Коммуникативные Организовывать работу в группе,  излагать свое мнение. ТСО (оборудование) Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, Компьютер, проектор, экран. Карта звездного неба (демонстрационная). Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН). ресурсы сети Интернет) Карта звёздного неба онлайн  http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php Программа  Stellarium http://biblprog.org.ua/ru/stellarium/ Организационная структура урока Этап урока Образовательные задачи (планируемые результаты) Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) Деятельность учителя Деятельность обучающихся длит. этапа (мин) 1 мин. Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на  учебную деятельность. 1.Организационный II. Мотивация к учебной  деятельности. Целеполагание. Создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала. Включение  обучающихся в  деятельность на личностном  уровне. Формулировани е темы и цели  урока. Слайд №1 презентации к уроку  «Звёзды и созвездия» Психологическ ий настрой  обучающихся  на урок.  Проверка  готовности к  уроку физики Читает  отрывок из  стихотворения  В.  Маяковского: «Послушайте! Ведь, если  звезды зажигают ­ Объясняют какие эмоции  вызвали эти стихи 1 мин. Озвучивают тему и цель  урока. значит ­ это  кому­нибудь  нужно? Значит ­ это  необходимо, чтобы  каждый вечер над крышами загоралась  хоть одна  звезда?!» Организует  проверку  выполнения  домашнего  задания в  форме «Интел лектуальной  разминки». Обсуждает с  учащимися  ранее  изученное Готовят ответы на  вопросы «Интеллектуальной разминки».  6 мин. Представители групп дают  ответы (по карточкам­ заданиям с набором  вопросов). Приложение 1. II. Актуализация  знаний Слайды №2 ­  №4 презентации к уроку «Звёзды и созвездия» Повторение  изученного  материала,  необходимого  для «открытия  нового знания»,  и выявление  затруднений в  индивидуальной деятельности  каждого  обучающегося. Делает акцент  на основных  моментах. Выделяют, каких именно  знаний не хватает (это  причина затруднений). 2 мин. III. Постановка  учебной задачи.  IV. «Открытие нового знания»   V. Первичное  осмысление и закрепление  Обсуждение  затруднений  («Почему  возникли  затруднения?»,  «Чего мы ещё  не знаем?»). Самостоятельно е изучение  новых знаний и  способов  действий.  Проговаривание нового знания,  запись в виде  опорного  сигнала.  Слайды №5 ­  №8 презентации к уроку Формулирует  задание «Звёзды и созвездия» Выполняют задания в  группах. Изучают  самостоятельно . Звёзды и  созвездия. Выделяют главное. Слайды №9 презентации к  уроку  «Звёзды и созвездия» Контролирует  выполнение  работы. Выполняют  задание «Закончи  предложение» 7  мин. 6 мин. 10 мин. VI. Практическая  работа Применение  знаний и  способов  действий. Карта звёздного неба  онлайн.  http://kosmoved.ru/nebo_seg odnya_geo.php Организует  практическую Работу с ПКЗН Демонстрирует Находят на звездной карте  созвездия Большой и Малой  Медведицы, Кассиопеи,  Дракона, Лебедя, Лиры,  Ориона, Геркулеса. Программа «Стеллариум» ­  виртуальный планетарий.  Онлайн возможности  программы VII. Самоанализ и  самоконтроль  VIII. Рефлексия.  Каждый для  себя должен  сделать вывод о том, что он уже  умеет. Осознание  обучающимися  своей учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности  своей и всего  класса. Самопроверка по вопросам в  учебнике на стр.     22. 6 мин. Осуществляют самооценку  работы групп, используя лист оценивания.  4 мин. Подведение  учеников к  самопроверке Акцентирует  внимание на  конечных  результатах  учебной  деятельности. Подводит  итоги урока Включение  новых знаний в  систему  изученного  материала. IX. Задание на дом: §3 –читать.  Подготовить мифы и  легенды, связанные со  звёздами или  созвездиями. Скачать  программу  «Стеллариум» и  определить   координаты созвездия. Информирует  учащихся о  домашнем  задании Записывают домашнее  задание, определяют, какого  уровня задание они хотят  выполнить. 2 мин. Вопросы «Интеллектуальной разминки» на этапе актуализации знаний. Приложение 1. Карточка­задание №1.  1. В чём состоят особенности  наблюдения за звездным небом? 2. Какие координаты светил называются горизонтальными?  3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.  4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые  диаметры почти равны? 5. Для чего используется телескоп? 6. Что считается главной характеристикой телескопа?  7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения? Карточка­задание №2. 1. Какие астрономические сведения   вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории? 2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе? 3. Какие типы небесных тел вам известны? 4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются? 5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной? 6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора? Карточка­задание №3. 1. Решение каких задач занимается небесная механика? 2. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете? 3. Почему современная астрономия является всеволновой? 4. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны? 5. Какие мифы и легенды, связанные с названиями звёзд, созвездий, планет вам известны? Приложение 2. Текст для самостоятельного изучения «Звёзды и созвездия»       В безоблачную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд ­ в котором кажется,  невозможно разобраться.         Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры  (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.       У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были  чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало  ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В  общем случае на небе можно насчитать до 2500­3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) ­ а всего видимых звезд  около 6000.       Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные ­ пояс, вдоль которого происходит годичное движение  Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец ­ было известно 4000 лет назад, так как в  это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.       Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления. Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия. 18 век ­ Монголия ­ было 237 созвездий.   2 век ­ Птолемей ("Альмагеста") ­ описано 48 созвездий. 15­16 век ­ период великих морских путешествий ­ описано 48 созвездий южного неба.   В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.       Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там  церковь в 1627г издала атлас созвездия "Христианское звездное небо", давались названия монархов ­ Георг, Карл,  Людовик, Наполеон).       Многие звездные карты (атласы) 17­19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611­1687, Польша) изданный в 1690 г. и имеющий не только точное расположение звезд и  впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).       Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз разделил все небо на 88  созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона). Созвездия ­ область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.  Соседство  звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют  имена, большинство арабские).      В 125 г. до н.э. Гиппарх (180­125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины,  обозначив самые яркие ­ первой звездной величины (1m), а еле видимые ­ 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже  фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные  (например, m= ­1,6m). Итак,  звездная величина ­ видимая яркость (блеск) звезды.      В 1603г Иоганн Байер (1572­1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение  буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие ­…?, затем ?, ?, ?, ? и т.д. Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (? Лиры), Сириус (? Большого Пса), Полярная (? М. Медведицы). Смотреть: в учебнике астрономии ­ Приложение III. Название некоторых звезд. CD­Большая энциклопедия (показ созвездий).  Видимость созвездий в течение года в средних широтах. Программа «Стеллариум» ­ демонстрация виртуального планетария с  созвездиями. Приложение 3. ПКЗН ­ у каждого на столе. Посмотреть созвездия. Показывается, как определяется вид небосвода в течение суток. Практическая работа А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой "вращается " небо. Географические координаты  (Экватор). Б) Накладной круг (? =55o). Центр­Зенит. Вид неба ­ совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам  горизонта. В) CD ­ "Red Shift 5.1"­ показ запуска и общее знакомство с содержимым. Установить, чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд.   Найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры. Вращение неба, получение информации об объектах.  Вопросы: Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до  созвездия. Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"

Технологическая карта урока астрономии по теме "Звёзды и созвездия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018