Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
14.02.2017
Технологическая карта урока физики 7 класса. Тема урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах." Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Урок с использованием межпредметных связей.Межпредметные связи: экология, основы безопасности жизнедеятельности, биология.Цель урока: Формирование понятия диффузия, развитие навыков наблюдения и постановки эксперимента, показать значение явления диффузии в жизни человека, природе, технике и быту.Технологическая карта урока физики 7 класса. Тема урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах."
kartauroka.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ
ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение Мало – Андосовская основная школа
Учитель: Шушкина Елена Константиновна, учитель физики.
Предмет: физика
Класс: 7
УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.: Дрофа, 2013.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Формирование понятия диффузия, развитие навыков наблюдения и постановки эксперимента, показать
значение явления диффузии в жизни человека, природе, технике и быту.
Задачи урока:
продолжить формирование представлений о строении вещества, о диффузии и её свойствах, научить применять
физические знания на практике;
развивать навыки анализа информации, умение делать выводы при проведении наблюдений и экспериментов,
представлять информацию в словесной, символической форме;
способствовать развитию интереса к физике, повышать уровень мотивации, воспитывать культуру общения. Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: Компьютер, подключенный к сети Интернет, проектор, экран; ЦОР. Интерактивное
задание,Мультимедиа« Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/669b0443e92111dc95ff0800200c9a66/index_listing.html дидактический
материал , презентация . карточки рефлексии,
Физическое оборудование для проведения экспериментов: 1) освежитель воздуха, 2) пробирка с гранулами
растворимого кофе , 3) пробирка с водой, 4) стаканы, 5) мензурки с раствором медного купороса, 6)вода (горячая и
холодная) .
Методы обучения: проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), наблюдение.
Основные понятия: диффузия, температура, молекулы, скорость движения молекул, агрегатные состояния вещества
Межпредметные связи: экология, основы безопасности жизнедеятельности, биология Планируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
•
формирование умений управлять
Овладение навыком нахождения
•
формирование
своей учебной деятельностью,
ответов на вопросы, используя
представлений о диффузии,
•
формирование интереса к физике при
анализе физических явлений,
•
формирование мотивации постановки
познавательных задач, развития внимания,
памяти, логического и творческого
мышления,
•
формирование толерантного
отношения к одноклассникам.
эксперимент, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на
уроке;
Развитие умения организовать и
планировать учебное
•
организация усвоения
основных понятий по данной
теме,
•овладение умениями
формулировать гипотезы,
сотрудничество с учителем и
сверстниками;
оценивать полученные
результаты,
Формирование навыков:
определять и формулировать цель
экспериментальной деятельности на
уроке,
•приобретение опыта
простых экспериментальных
исследований планировать этапы экспериментальной
работы,
выдвигать гипотезу
анализировать факты при наблюдении и
объяснении явлений, при работе с текстом
учебника ,
давать эмоциональную оценку своей
деятельности на уроке.
Деятельность учителя /
Деятельность учащихся Ход урока
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Эмоциональный настрой
на урок. Настраиваются
на работу на уроке.
Взаимодействуют с
учителем во время
опроса,
осуществляемого во
фронтальном режиме.
Развивают умение
слушать и слышать
собеседника.
Настраиваются на
организацию своей
деятельности.
Контролируют
правильность ответов
одноклассников.
Приобретают умение
организовывать свою
деятельность, дополнять,
уточнять высказанные
мнения по существу
поставленного задания.
Взаимное приветствие,
настраиваются на
работу.
Слушают и отвечают на
вопросы.
Записывают тему и дату
урока.
Самостоятельно
предлагают разные
способы поиска ответа.
1 этап Организационномотивационный (2мин.)
1.Приветствие учителя
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я
очень рада видеть вас сегодня на
уроке. Проверьте, пожалуйста, свою
готовность к уроку.
Присаживайтесь. Давайте друг
другу улыбнемся и начнем работу.
2.Предоставляет материал,
позволяющий осуществить переход к
изучению нового материала.
Чтобы узнать тему нашего урока,
послушайте следующие
стихотворные строчки:
«Если капнуть краску в воду
и немного подождать,
то создание цветного раствора
можно будет наблюдать.
Если в сад весною выйдем,
Аромат цветов вдохнем…
Эти интересные явленья
Мы диффузией назовем».
3.Задает вопросы:
О каком явлении пойдет речь
уроке?
Знакомо ли вам это явление? Явление, с которым мы
познакомимся, играет очень
большую роль в жизни человека,
природе, в быту. С этим явлением
мы с вами встречаемся каждый
день, не задумываясь об этом. А
называется это явление красивым
словом «Диффузия».
Откройте тетради, запишем тему и
дату урока.
2 –й этап. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Прежде чем узнать об этом явлении,
давайте вспомним, что вы уже
узнали о строении веществ на
прошлых уроках.
Перед вами тест (Приложение 1),
вам необходимо ответить на
вопросы и записать верные ответы в
таблицу (Таблица1), которая лежит у
вас на парте.
Выполните самопроверку, сверяясь
с ответами в таблице на доске.
Оцените ответы, учитывая
правильность выполнения заданий.
Выполняют работу
индивидуально,
осуществляют проверку
по записанной на доске
таблице ответов.
Проявляют активность
для решения
познавательных задач;
адекватно оценивают
собственное поведение и
поведение окружающих.
Используют
установленные правила
для решения и оценки
задач. 8 верных ответов – «5»
7 верных ответов – «4»
56 верных ответов –«3»
3й этап Постановка учебной задачи (2 мин.)
Выдвигается учебная задача,
анализирующая способы ее решения
и выдвигается гипотеза.
Учитель: «Итак, мы знаем, что
вещества состоят из молекул, между
которыми есть промежутки. Как
ведут себя эти частицы?
Выполнение каких действий
приведет нас к решению учебной
задачи?
Предлагает учащимся высказать
предположение о способах изучения
темы урока и попытаться составить
план изучения темы «Диффузия в
газах, жидкостях, твердых телах»
На доске дан план урока, но пункты
плана перепутаны. Выберите
порядок работы на уроке.
План.
1. Оценка работы.
2. Диффузия и её особенности
Высказывают
предположения:
1) частицы находятся в
покое;
2) частицы находятся в
движении
Задают вопросы
учителю.
Выдвигают
предположения по плану
урока. Выбирают
порядок работы на
уроке. Составляют план.
Составляют план
1. Диффузия и её
особенности (работа с
текстом).
2. Опыты.
3. Решение тестовых
заданий.
4. Оценка работы.
Ставят учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем;
определяют
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им
действий с учетом
конечного результата.
Вспоминают
соответствующие
учебные задачи, делают
содержательные
обобщения. Планируют
учебное сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
Учатся выражать свои
мысли, строить
высказывания
. Обучающиеся учитывают
мнения других,
осуществляют
взаимопомощь
Слушают учителя в
соответствие с целевой
установкой, планируют
свои действия.
Анализируют
наблюдаемые явления,
обобщают и делают
выводы.
(работа с текстом).
3.Решение тестовых заданий.
4. Опыты.
4й этап Изучение нового материала (18 мин.)
1.Учитель начинает беседу с
проблемного вопроса по теме урока.
В народе говорят:
«Ложка дегтя портит бочку меда».
Давайте подумаем, действительно
ли, ложка дегтя может испортить
мед в большой бочке?»
2.Задает учащимся наводящие
вопросы:
Из чего состоят все вещества, в том
числе мед и деготь?
Как ведут себя молекулы в
веществах?
3.Организует беседу,
которая дает представление о
движении молекул.
Наблюдают и
объясняют явление
диффузии.
Фиксируют в тетради
определения, выводы.
( «Явление, при котором
происходит взаимное
проникновение молекул
одного вещества между
молекулами другого,
называется диффузией».
«
Причина диффузии:
молекулы вещества
находятся в
непрерывном и
беспорядочном
движении.», « Диффузия
происходит и в газах, и
в жидкостях, и в твёрдых
телах», «Скорость
диффузии увеличивается
с ростом температуры» )
Работают с материалом 4.Подводит итог беседы, создает
готовность к предстоящей
деятельности.
5. Работа по пунктам плана изучения
новой темы.
Работаем по учебнику стр. 2022
ответьте на вопросы карточки
(Приложение 2),на первый вопрос
учебника, выделяют
существенную
информацию.
Отвечают на вопросы
учителя, дополняют и
уточняют ответы
одноклассников.
ответ записать в тетрадь.
Для выяснения определения и
.
свойств диффузии проведём опыты:
1) Распылим в классе около доски
освежитель воздуха.
Ребята, вы почувствовали запах ?
Почему возможно распространение
запахов в пространстве? Как можно
объяснить распространение запаха с
точки зрения молекулярного
строения вещества? 2) Нальем в мензурку раствор
медного купороса, имеющего темно
голубой цвет. Сверху осторожно
добавим чистой воды. Сравним
данную мензурку с таким же
сосудами, но подготовленным
заранее (1 день, 3 дня,1 неделя).
Рисунок1 «Диффузия в жидкостях»
Диффузия в твёрдых телах
происходит чрезвычайно медленно.
3.Диффузию в твёрдых телах
рассмотрим на примере взаимного
проникновения молекул свинца и
золота. Рисунок 2 1"Диффузия в твердых телах"
Работа с учебником
Откройте, пожалуйста, учебник на
с.20. и выясните «скорость»
диффузии в твердых телах.
Сделайте вывод о причине
диффузии.
(Причина диффузии: молекулы
вещества находятся в непрерывном и
беспорядочном движении.)
Давайте запишем это утверждение в
тетрадь.
Ответьте на вопросы:
Какой вывод можно сделать по
результатам рассмотрения диффузии
в газах, жидкостях и твердых телах? (Диффузия происходит и в газах, и в
жидкостях, и в твёрдых телах)
Проведём ещё один фронтальный
опыт:
В два одинаковых стакана налейте
одинаковое количество воды, но раз
личной температуры. Помните о
технике безопасности.
Бросьте в стаканы несколько
крупинок растворимого кофе.
Пронаблюдаете, что происходит.
Имеет ли здесь место явление
диффузии? Почему?
Что вы можете сказать о скорости
протекания диффузии в стакане с
холодной водой и с горячей водой?
(Скорость диффузии увеличивается
с ростом температуры)
А что можно сказать о скорости протекания диффузии в различных
агрегатных состояниях вещества?
О чем свидетельствует явление
диффузии?
5 –й этап Первичное закрепление материала (4 мин.)
Интерактивное задание
« Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах ( работа в парах,
переход по ссылке:
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/669b0443
e92111dc95ff
0800200c9a66/index_listing.html
6 й этап Физкультминутка ( 1 мин)
Физкультминутка «Я – молекула».
Ученикам предлагается играть роль
молекулы. Учитель называет
ситуации. А ученики своим
поведением должны показать
поведение молекул.
В сосуде газ.
•
В сосуде жидкость.
•
•
Твердое тело.
7й этап Применение знаний (7 мин.)
Показ презентации «Диффузия
Ученики встают в круг.
Выполняют тестовые
задания и оценивают
правильность своих
выводов.
Играют роль молекул,
применяя полученные на
уроке знания.
Просматривают слайды,
Совместное выполнение
заданий. Учатся
воспринимать на слух
ответы одноклассников.
Контролируют
правильность и полноту
ответов, по мере
необходимости дополняют
и исправляют.
Осуществляют
совместную
деятельность в
коллективе.
Планируют и
корректируют свои
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Организуют учебное Проведение наблюдения сотрудничество с
учителем и
сверстниками,
проявляют активность
во взаимодействии для
решения познавательных
задач,
адекватно оценивают
собственное поведение и
поведение окружающих.
Учатся слушать и
вступать в диалог.
диффузии с
использованием знаний
приобретенных на уроке,
жизненного опыта.
Выбирают действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Планируют свои действия
в соответствии со своими
интересами и
способностями.
вокруг нас» (Приложение 3)
Задания учащимся:
Составить слайды, Сделать выводы о
роли диффузии
Анализируют
«картинки», используя
приобретённые знания, и
делают выводы о роли
диффузии.
Записывают домашнее
задание, задают вопросы.
8й этап Информация о домашнем задании (2 мин.)
Дает комментарий к домашнему
заданию.
Для всех: § 10,
Для желающих: рисунок
«Диффузия вокруг нас».
Индивидуально: приготовить
сообщение на тему «Полезные и
вредные свойства диффузии».
Индивидуально: приготовить
сообщение на тему «Броуновское
движение»
9й этап Рефлексия деятельности (4 мин.) Организует рефлексию (по
вопросам) и самооценку учебной
деятельности учащихся;
отмечает степень вовлеченности
учащихся
в работу на уроке;
просит учащихся с помощью
смайликов оценить настроение после
урока
Определяют степень
соответствия
поставленной цели и
результатов
деятельности: называют
тему и задачи урока,
отмечают наиболее
трудные и наиболее
понравившиеся эпизоды
урока, высказывают
оценочные суждения.
Рефлексия своих
действий:
способность к
самооценке и оценки на
основе критерия
успешности учебной
деятельности.
Самостоятельно
анализируют достижение
цели на основе
выделенных учителем
ориентиров действия в
новом учебном материале.
Структура урока
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Технологическая карта урока физики на тему "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.