Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника" по ФГОС
Оценка 4.6

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника" по ФГОС

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
11.02.2017
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника" по ФГОС
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Площадь"
технол карта.doc

 

 

 

 

Разработка урока математики в 5 классе.

Тема: «Вычисление площади фигуры».

 

                                                                    Унгефук О.М. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Вычисление площади фигуры».

Цели урока:

-обучающие: знать формулу для вычисления площади прямоугольника,  уметь вычислять площадь  прямоугольника, применять её для вычисления площади прямоугольного треугольника, как половины прямоугольника; решать задачи нахождения площадей фигур на клетчатой бумаге разными способами;

- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, геометрическую интуицию и конструктивное мышление;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты; навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: путешествие.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: учебник  для общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс», мультимедиапроектор, компьютер, цветная бумага, конструктор «Танграм», клей, линейка для измерения длин отрезков, ножницы.


                                 Технологическая карта урока математики  в 5 классе  по учебнику  Н.Я. Виленкина. 

     

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.  Организационный момент

Создание благоприятного психологического

настроя на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Мы продолжаем плавание по океану математических знаний.

- Запишите в тетрадях число. Классная работа. Тему запишем позднее.

Включаются в деловой ритм урока.

 

 

Открывают тетради. Записывают. Слушают учителя.

 

 

Личностные: организация своего рабочего места

Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные: соблюдение единых требований к ведению тетрадей по математике.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Прежде, чем поднять якорь, давайте проверим, хватает ли нам запасов знаний на сегодняшний путь.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Знание формул вы продемонстрируете в письменном виде.

Одного ученика вызывает к доске. Диктует названия формул. (См. «Рабочая тетрадь по математике» Т.М. Ериной, стр.57, №1).

Предлагает осуществить взаимопроверку и поставить оценку карандашом соседу по парте.

- А теперь проверим применение некоторых формул.

1.  Какие фигуры изображены на экране? (слайд 1 на интерактивной доске)

Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.

2. Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см. Предлагается задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды2,3).

3.  Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд).

4. Сторона квадрата 5 см. Какова его площадь?

 

 

 

 

Вспоминают. Отвечают: «Формулы».

 

 

Один ученик пишет формулы за доской. Остальные в тетрадях.

 

Осуществляют взаимопроверку. Оценивают.

 

Смотрят на экран.

 

Четырехугольники.

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

Чертят в тетрадях.

Решают устно задачу на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Личностные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

анализ объектов с целью выделения характерных  признаков; умение  слушать и воспринимать вопрос.

Предметные:

умение применить признаки прямоугольника; использовать буквенную символику для записи  формул пути, площади и периметра прямоугольника и квадрата;  изображать фигуры на плоскости.

3.Целеполагание и мотивация.

 

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- Я вижу, что запас знаний для путешествия у вас имеется. Тогда можно отправляться. Итак, в путь!

Цель сегодняшнего путешествия – добыть материал для укрепления палубы  нашего кораблика. Но прежде всего нам надо вычислить площадь пола.  Но палуба имеет форму шестиугольника (слайд).

 

 

 

Проблема: как найти площадь  фигуры, применяя известную формулу площади прямоугольника?

-Какая цель нашего урока?

- Тема урока созвучна цели урока.

-Какова же тема нашего урока?- Записываем в тетрадь тему урока.

 

Делают вывод:

Цель урока: научиться  находить площадь фигуры, отличной от квадрата или прямоугольника. 

 

 

 

 

 

Тема урока: Вычисление площади фигуры.

Записывают тему в тетрадь.

Предметные:

осознание значения математики для повседневной жизни человека.

Личностные:

критичность мышления, инициатива, находчивость.

Метапредметные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

 

 

 

4. Подготовка  к восприятию новых знаний.

Обеспечение восприятия и осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое?! На нашей непрочной палубе вода! Нам понадобятся шлюпки! А сколько? Если одна шлюпка вмещает не более 4-х человек.

- Давайте сосчитаем, сколько нас! Надо спасти всех людей. Хватет ли шлюпок на всех?

Контролирует процесс вычисления и вывод о количестве шлюпок.

Учитель организует работу в группах. Шлюпки – конверты с набором танов (геометрический конструктор Танграм).

- Сложите из танов квадрат. Выполните необходимые измерения и вычислите площадь квадрата.

- Как называется конструктор, который вы получили в конверте?

- Что представляет собой Танграм?

-Расскажите историю возникновения этой древнейшей китайской игры-головоломки.

- А теперь сложите из танов фигурку животного. Мы узнаем, какие виды водятся на острове, куда мы высадимся на спасательных шлюпках.

 

 

 

 

Подсчитывают количество членов команды и капитана. Делят на 4.

Получается с остатком. Делают вывод о количестве спасательных шлюпок.

 

 

Ребята работают в группах по 4 человека.

В это время один ученик рассказывает о танграме и истории создания этой китайской головоломки.

 Представитель каждой группы выходит к доске и записывает площадь квадрата.

Складывают фигурки уточек, приклеивают их на цветную бумагу.

Предметные: проводить несложные практические вычисления, используя прикидку и

оценку; выполнять необходимые измерения;

Личностные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; инициативное сотрудничество; основы безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений и действий.

 

5.

Физкультминутка

Здоровьесбережение

Включает музыку. Демонстрирует движения.

Исполняют танец маленьких утят.  Потянулись, выполнили дыхательную гимнастику.

Личностные: здоровьесбережение.

Метапредметные:

умение действовать в соответствии с

предложенным алгоритмом.

 4. Усвоение новых знаний и способов усвоения.

 

Установление осознанности и правильности изучения темы. Обеспечение первичного запоминания детьми новых терминов и свойств.

- Итак, вы вычисляли площади квадратов. Затем из тех же деталей сложили фигурки уточек. Как вы думаете, чему равна площадь получившейся фигурки?

- Почему?

- Фигуры, которые имеют равные площади, называются равновеликими.

Запишите в тетрадь этот новый термин.

- А если площадь квадрата неизвестна, зато известны площади частей, из которых он составлен, как сосчитать площадь квадрата?

Формулирует свойство площадей.

- Давайте поработаем с прямоугольником в ваших тетрадях. Разделить его диагональю на два прямоугольных треугольника.

 В это время то же делает на модели из картона. Разрезает. Показывает

детям, что треугольники полностью совмещаются при наложении.

- Запишите слово «равные».

- Что вы можете сказать о площадях равных фигур?

- Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, стороны которого, образующие прямой угол, равны а и в?

Представители каждой группы отвечают, что их площади равны площадям квадратов, из частей которых они составлены.

 

Записывают слово «равновеликие» в тетрадях.

 

 

 

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

 

 

 

Делят его на треугольники.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод о том, что площадь прямоугольника равна половине площади соответствующего прямоугольника.

Предметные:

представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её

развития, о её значимости для развития цивилизации;

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию

и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

 умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации  в окружающей жизни.

5. Первичное закрепление

Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

 

 

- Вернёмся к проблеме. Как вычислить площадь палубы корабля?

На экране появляется изображение геометрической фигуры - палубы корабля, с указанием размеров.

- Давайте применим сформулированное свойство площадей!

Направляет и корректирует слова и действия учащихся.

- Здесь, на острове водонепроницаемый материал для палуб продаётся рулонами по 5 кв.м. каждый. Сколько рулонов возьмём?

- Ребята! Президент острова нам сделал деловое предложение. Если мы расскажем, как вычислить площади двух геометрических фигур, то он нам подарит 20 рулонов необходимого материала.

Отворачивает доску, где изображены фигуры не клетчатой бумаге.

Самостоятельная работа в парах.

По карточкам. На клетчатой бумаге изображены фигуры. Задание – вычислить их площади.

Оценивает отвечающих.

 

 

 

 

 

Предлагают разделить фигуру на части и вычислить площади частей, затем сложить.

Находят площадь палубы – 96 кв.м.

 

Выполняют деление с остатком. Делают вывод, что надо не 19, а 20 рулонов.

 

 

 

 

 

Выполняют в парах на карточках.

Комментирует один, выполняя дополнительные построения на доске. Самопроверка.

 

Предметные:

развитие умений работать с учебным математическим материалом (анализировать, извлекать

необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением

математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

Личностные: самоопределение

Метапредметные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа. Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Индивидуальные карточки

Работают самостоятельно. Вкладывают карточку в тетрадь, сдают.

Предметные: использовать «геометрический язык» для описания предметов окружающего мира.

Личностные:

умение контролировать процесс и результат учебной  деятельности.

Метапредметные: умение находить информацию, необходимую для решения задачи; умение понимать и использовать математические средства наглядности (клеточки) для интерпретации.

7. Подведение итогов урока.

Обобщить и систематизировать материал по теме. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

-Что изучили сегодня на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника? Площади прямоугольного треугольника? Площади сложной фигуры?

- Какие уроки вынесли из нашего путешествия?

Отвечают на поставленные вопросы. Обобщают и систематизируют знания.

Делают вывод, что прежде, чем отплывать, надо проверить снаряжение и позаботиться о безопасности каждого человека!

В это время 7 человек выходят к доске со своими танами на магнитах и составляют фигурку петуха.

Предметные: умение точно и грамотно выражать свои мысли с применением

математической терминологии, проводить классификации, логические обоснования.

Личностные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Метапредметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

умозаключение  и делать выводы.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

П.18, № 718, № 769 (а).

Предлагает посмотреть в учебник и задать вопросы, если непонятно задание.

 

Предметные: умение точно и грамотно выражать свои мысли с применением

математической терминологии.

Метапредметные; личностные: внимательность и аккуратность.

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Приближается Новый год. По китайскому календарю – это будет год петуха. Давайте украсим петушка красивыми перьями.

- Если вы хорошо поняли,  как вычислить площадь сложной фигуры, то приклейте красный стикер.

- Если вам было интересно путешествие, то приклейте зелёный или желтый стикер.

- Если было скучно и вы ничего не поняли, то белый.

 

 

Личностные: рефлексия.

Метапредметные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 


Разработка урока математики в 5 классе

Разработка урока математики в 5 классе

Тема: «Вычисление площади фигуры»

Тема: «Вычисление площади фигуры»

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику

Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд)

Задача на нахождение площади прямоугольника (слайд)

Что такое?! На нашей непрочной палубе вода!

Что такое?! На нашей непрочной палубе вода!

В это время то же делает на модели из картона

В это время то же делает на модели из картона

Оценивает отвечающих.

Оценивает отвечающих.

Информация о домашнем задании

Информация о домашнем задании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017