В жизни есть много профессий в которых велика роль географических знаний. Определение географических координат является важной составляющей для многих профессий: штурман и военный топограф, геолог, геодезист, а также учитель географии. Знание и умение определять координаты позволит своевременно оказать помощь путникам, сбившимся с пути, в открытом океане найти, терпящее кораблекрушение судно, во время выйти в заданную точку к географическому объекту. На уроке по теме "Географические координаты" фронтальный опрос даёт возможность проверить домашнее задание, на основе, которого продолжить изучение новой темы. Виртуальное путешествиепо столицам мира и к уникальным географическим объектам, позволяет учащимся овладеть приемами и навыками определения географической широты и долготы точек земной поверхности по географическим картам. На уроке учащиеся используют карты атласа: физическая карта полушарий, рабочие тетради с комплектом контурных карт под редакцией В.И.Сиротина страница 13 для выполнения практикума и закрепления полученных знаний и навыков.
Ф.И.О. Гончаренко Елена Викторовна
Место работы: Щербиновский район станица Старощербиновская МБОУ СОШ №2 им. П.И.Арчакова ст. Старощербиновская
Должность: Учитель географии
Предмет: География
Класс: 6
Тема: Урок №12 «Географические координаты». Раздел I. «Источники географической информации».
Учебник: В.П.Дронов, Л.Е. Савельева, География. Землеведение. 56 класс. М.: «Дрофа», 2016.
Цель: Сформировать представление у учащихся целостной системы знаний о географических координатах, умение
определять географическую широту, долготу на глобусе и карте.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с новыми понятиями «географическая широта», «географическая долгота» как
основы для определения местоположения объекта.
развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, совершенствовать умения работать с картами атласа,
учебником, интерактивными картами.
воспитательные: воспитывать чувство ответственности в работе, уверенность в себе.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют интерес к новым знаниям; понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни
людей; осознание необходимости понимать и читать карту
предметные: усваивают новые понятия «географическая широта», «географическая долгота».
метапредметные: развивают умения определять широту и долготу географической точки на глобусе и карте.
Универсальные учебные действия (УУД):
личностные: обладать ответственным отношением к выполнению определённого вида работы.
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работы одноклассников, работать в соответствии с
поставленной задачей, сравнивая свой результат с ожидаемым; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.
познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; давать определения новым географическим
понятиям; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, индивидуальную работу, в сотрудничестве с
учителем.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум)Форма работы: индивидуальная, в парах.
Оборудование: атлас, карта полушарий, интерактивная карта полушарий, физическая карта России, глобус, рабочие тетради для
практических работ с комплектом контурных карт по географии под редакцией В.И.Сиротина. М: «Дрофа», 2018., стр.10; стр.46., волшебная
палочка.
Этапы урока
Организация урока
Проверка знаний
Структура и ход урока
Деятельность учителя
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Фронтальный опрос:
Мы с вами уже знаем, что на глобусе и картах есть
главные линии и главные точки. Нам необходимо
вспомнить как они называются.
1. Линия, равноудаленная от полюсов, называется…
(Экватор).
Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые
расстояния проведены линии. Как они проходят?
(параллельно экватору).
Давайте вспомним, что такое параллель?
(Параллели – это условные линии на глобусе,
проведенные параллельно экватору).
Какую форму имеют все параллели? (окружность).
Какова величина каждой параллели в градусах? (360⁰)
Какова величина каждой параллели в километрах?
(уменьшается к полюсам).
Какая параллель самая длинная (Экватор).
Где на карте полушарий подписаны обозначения
параллелей на карте полушарий? (по окружности).
В каких единицах указаны обозначения? (в градусах).
Куда показывают направление параллели? (На З и В).
Сколько нанесено параллелей на карте полушарий? (9)
Какова величина в градусах:
линии экватора (0⁰),
точки Северного полюса (90⁰с.ш.),
Деятельность ученика.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Работают с картами атласа «Физическая карта
полушарий».
Дают определение понятиям:
«Меридианы».
Указывают направление сторон света по параллелям и
меридианам.
Определяют величины параллелей и меридианов в
градусах и километрах.
«параллели», точки Южного полюса (90⁰ю.ш.).
Какова величина 1⁰ в километрах указана в овалах на
каждой параллели на карте полушарий.
2. Кроме линии экватора, есть ещё одна главная линия,
нанесённая на карту и глобус.
Линия, соединяющая точки Северного и Южного
полюсов между собой это…
(Меридианы – это условные линии на глобусе,
проведенные от одного полюса к другому).
Как вы думаете, меридианы имеют одинаковую длину
или разную? (разную)
Где на карте полушарий подписаны обозначения
меридианов? (на экваторе)
Какую форму имеют меридианы? (полуокружность).
Какова величина каждого меридиана в градусах?
(180⁰)
Чему равна величина 1⁰ в километрах? (111,3км).
(20040 км/180⁰=111,3 км)
Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет?
(от начального меридиана)
Чему равна величина противоположного меридиана в
Градусах относительно меридиана 0⁰? (180⁰).
Куда показывает направление меридиан? (На С и Ю).
Как выделяют на картах линии экватора и нулевого
меридианов? (выделяют более жирной линией).
Что образуют на глобусе и карте пересечение
меридианов и параллелей? (градусную сеть).
Постановка проблемного вопроса, позволяющего
связать в единое целое материал прошлого и нового
урока, посредством проведения фронтального
опроса.
Однажды на корабле, идущем из Европы в Австралию,
возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно
находится на 80⁰в.д. и 40⁰с.ш., капитан просит о
Актуализация темыИзучение нового
материала
помощи.
Как вы думаете какую помощь в решении данной
проблемы окажут знания о нанесённых на глобусе и
картах меридианах и параллелях?
На основе ваших выводов сформулируйте тему нашего
урока. Корректирует название темы.
Записывают в тетради число, тему «Определение
географических координат».
Работают с текстом учебника.
Найдите главные понятия новой темы:
«Географическая широта», «Географическая долгота».
«Географические координаты».
Какая задача стоит перед нами на этом уроке?
(Научится находить координаты объектов)
Сегодня нам с вами предстоит совершить для каждого
из вас ряд открытий и не мало для этого потрудиться.
Отправляемся в путешествие.
С какими новыми
понятиями для определения местоположения точки на
глобусе и карте, вы, познакомитесь?
1. Определение географической широты
Найдите, пожалуйста в учебнике определение
понятия: географическая широта.
Географическая широта – это величина дуги
меридиана в градусах от экватора к северу или к югу до
заданной точки.
На какие две части экватор делит земной шар?
(северную и южную часть).
Обратите внимание, точки, лежащие от экватора к
северу, имеют северную широту, к югу южную
широту. (Слайд 2).
Объясняет алгоритм определения географической
широты на параллели и между параллелями
(Приложение I).
Показывает правило записи широты точки, определения
Логически рассуждают,
предположения.
проблемный вопрос.
Формулируют тему урока.
свои
Отвечают на поставленный
высказывают
Работают в тетради. Записывают тему: «Определение
географических координат».
Работают с текстом учебника §17.
Читают определение «Географическая широта,
географическая долгота, географические
координаты».
Определяют задачи урока.
Работают с текстом учебника §17. Находят основные
понятия: «Географическая широта», «Географическая
долгота».
Дают определение понятию «Географическая широта»
Работают в тетради. Записывают на схеме обозначение
широты: с.ш., ю.ш.
По ходу объяснения учителя, учащиеся работают с
памятками Приложения I. В рабочей тетради для
практических работ стр. 4445, используют алгоритм
работы Приложения I, определяют географическуюгеографической широты. Работают в тетради для
практических работ стр.4445.
широту точек на параллелях и между параллелями.
Рассуждают, высказывают свои предположения на
поставленный вопрос.
Работают с текстом учебника §17. По ходу
объяснения учителя, учащиеся работают с памятками
Приложения I.
Дают определение понятию «Географическая
долгота»
В рабочей тетради для практических работ стр. 4445,
используют алгоритм работы Приложения
I,
определяют географическую долготу точек на
меридианах и между меридианами
Выполняют работу, подписывают обозначения на
контурной карте.
Проблемный вопрос: Почему герои Ж. Верна «Дети
капитана Гранта не могли найти своего отца, если им
известна одна из координат – 37⁰ с. ш.?
Подводит к выводу, что по одной координате
определить местоположение объекта нельзя.
2. Определение географической долготы.
Нам
географическую долготу точки.
Найдите, пожалуйста в учебнике определение понятия:
«Географическая долгота».
необходимо
определять
научиться
Географическая долгота – это величина дуги
параллели в градусах от начального меридиана к
востоку или западу до заданной точки.
Обратите внимание, точки, лежащие от меридиана 0⁰
на восток к меридиану 180⁰ располагаются в восточной
части земного шара и имеют восточную долготу, в
западной части имеют западную долготу. (Слайд 3).
Объясняет алгоритм определения географической
долготы на меридиане и между меридианами
(Приложение I).
Показывает правило записи долготы точки,
определения географической долготы.
Работают в тетради для практических работ стр.4445.
Определяют географическую долготу указанных
объектов.
Подводит к выводу, что каждый географический
объект имеет своё местоположение на карте, то есть
географические координаты широту и долготу точки
(Слайд 4).Практикум
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по
миру и побывать в столице нашей Родины в городе
Москве, в древнем городе инков в столице Чили у
подножья великих Анд, совершить восхождение на
высочайшую вершину мира гору Джомолунгму,
побывать на вершине заснеженных Кордильер на горе
МакКинли, увидеть извержение действующего вулкана
Везувий в Италии. Готовы? (Слайды 610).
Вам необходимо выполнить практическую работу и
определить местоположение по географическим
координатам выше названных объектов.
Выполняют практическую работу,
определяют
географическую широту и долготу указанных объектов
в рабочей тетради для практических работ стр. 13.
Корректирует индивидуальную работу учащихся.
Совершают виртуальное путешествие по городам
мира, знакомятся с уникальными природными
объектами.
С помощью атласа «Физическая карта полушарий»
определяют географические координаты заданных
точек в рабочей тетради для практических работ с
комплектом контурных карт под редакцией
В.И.Сиротина стр.13.
Организует проверку выполнения работы в парах
практической части задания. Проверяют полученные
результаты выполненной практической работы,
используя «шторку» на интерактивной доске (Слайд 5).
Обмениваются рабочими тетрадями проверяют
результаты выполненной работы.
Анализируют
полученные результаты, сравнивая свои данные с
эталоном.
Представляет
практической работы (Слайд 6).
учащимся шкалу оценивания
Знакомятся с предварительными результатами
оценивания практической работы.
Анализирует правильность выполнения работы в
отдельных парах с последующим выставлением оценки.
Собирает тетради на проверку.
Сдают работы на проверку и оценивание.
Выставляют оценки, полученные на уроке.
Закрепление
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Для чего необходимо знать и уметь определять
географические координаты объекта?
Демонстрируют знания и понимание основных
понятий изученной темы.
Рефлексия
Проводит рефлексию: «Волшебная палочка».
У меня в руках волшебная палочка.
Оценивают свою работу на уроке, значимость нового
материала. Поднимите, пожалуйста, руки кому помощь
волшебной палочки сегодня не нужна?
Для кого необходимо попросить помощь у волшебной
палочки в изучении новой темы нашего урока?
Объясняет домашнее задание: §17, раздаёт задание на
карточках «Географические координаты» Вариант 16.
Домашнее задание
Определяют степень успешности работы нам уроке.
Записывают домашнее задание в дневник.
Приложение I
Алгоритм определения географической широты:
Памятка
1. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить её широту;
2. Разделить часть дуги меридиана между ближайшими к объекту параллелями на 10 равных частей.
3. Определить количество делений (градусов) от наименьшей параллели к объекту.
4. Прибавить, получившееся, число делений к широте параллели. Определить географическую широту
объекта
Алгоритм определения географической долготы:
1. Найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;
2. Разделить часть дуги параллели между ближайшими к объекту меридианами на 10 равных частей.
3. Определить количество делений (градусов) от наименьшего меридиана к объекту;
4. Прибавить, получившееся, число делений к долготе меридиана. Определить географическую долготу
объекта.
Ответы к домашнему заданию по теме: «Географические координаты»
Вариант 1:
1. вдп. Виктория
2. 41⁰с.ш, 15⁰в.д.
– влк. Везувий
3. Мурманск
4. Северная
Америка
Вариант 2:
1. Тихий океан
2. 4⁰с.ш., 9⁰в.д. –
влк. Камерун
3. Мехико
4. в
Вариант 3:
1. С. Петербург
2. 55⁰с.ш. 159⁰в.д. –
влк. Ключевская Сопка
3. г. Аконкагуа
4. Африка
Вариант 4:
1. Вашингтон
2. 36⁰с.ш. 137⁰в.д. –
влк. Фудзияма
3. Москва
4. а
Приложение II
Вариант 1
«Географические координаты»
Вариант 2
«Географические координаты»
1. В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке
18ºю.ш. 26ºв.д.
1. По координатам 27⁰ю.ш.109⁰з.д. потерпел аварию крупный танкер, необходимо срочно удалить
нефтяное пятно с поверхности океана и оказать помощь пострадавшим. Как называется океан?
2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения вулканологами и
направления группы учёных только к потухшим вулканам: 40⁰с.ш.5⁰в.д.
2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения его вулканологами и
направления группы учёных только к потухшим вулканам: 4⁰с.ш. 9⁰в.д.
3. Определите, какой город расположен севернее других:
СанктПетербург 60°с.ш. 30°в.д.
Мурманск 69°с.ш. 33°в.д.
3. Определите, какой город расположен западнее других:
Мехико 20°с.ш. 99°з.д.
НьюЙорк 41°с.ш.73°з.д.4. Если вы плывёте на запад от точки с координатами 22°с.ш. 30°з.д., берега какого материка вы
достигните?
4. Какое кругосветное путешествие короче:
а) по экватору б) по 10°с.ш в) по 50°с.ш.
Вариант 3
«Географические координаты»
Вариант 4
«Географические координаты»
1. На город с координатами 60⁰с.ш.30⁰в.д. надвигается шторм, возможно крупное наводнения.
Жителей, какого города надо предупредить о надвигающейся опасности.
1. Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на воздушном
шаре, если его координаты 39ºс.ш. 78ºз.д.
2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения его вулканологами и
направления группы учёных только к потухшим вулканам: 55⁰с.ш.,159⁰в.д.
2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения вулканологами и
направления группы учёных только к потухшим вулканам: 36⁰с.ш., 137⁰в.д.
3. Определите, какой объект расположен южнее:
влк. Кракатау 6°ю.ш. 105°в.д.
г. Аконкагуа 32°ю.ш. 70°з.д.
3. Определите, какой город расположен севернее:
Москва 56°с.ш. 38⁰в.д.
Мехико 20°с.ш. 99°з.д.
4. Если вы плывёте на восток от точки с координатами 17°с.ш. 30°з.д., берега какого материка вы
достигните?
4. Какое кругосветное путешествие будет длиннее:
а) по экватору б) по 20°с.ш. в) по 40°ю.ш.