Технологическая карта урока на тему: "Географические координаты" ( 5 класс, география)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В жизни есть много профессий в которых велика роль географических знаний. Определение географических координат является важной составляющей для многих профессий: штурман и военный топограф, геолог, геодезист, а также учитель географии. Знание и умение определять координаты позволит своевременно оказать помощь путникам, сбившимся с пути, в открытом океане найти, терпящее кораблекрушение судно, во время выйти в заданную точку к географическому объекту. На уроке по теме "Географические координаты" фронтальный опрос даёт возможность проверить домашнее задание, на основе, которого продолжить изучение новой темы. Виртуальное путешествиепо столицам мира и к уникальным географическим объектам, позволяет учащимся овладеть приемами и навыками определения географической широты и долготы точек земной поверхности по географическим картам. На уроке учащиеся используют карты атласа: физическая карта полушарий, рабочие тетради с комплектом контурных карт под редакцией В.И.Сиротина страница 13 для выполнения практикума и закрепления полученных знаний и навыков.
Иконка файла материала Географические координаты.docx
Ф.И.О. Гончаренко Елена Викторовна Место работы: Щербиновский район станица Старощербиновская МБОУ СОШ №2 им. П.И.Арчакова ст. Старощербиновская Должность: Учитель географии Предмет: География Класс: 6 Тема: Урок №12 «Географические координаты». Раздел I. «Источники географической информации».  Учебник: В.П.Дронов, Л.Е. Савельева, География. Землеведение. 5­6 класс. М.: «Дрофа», 2016.  Цель: Сформировать представление у учащихся целостной системы знаний о географических координатах, умение             определять географическую широту, долготу на глобусе и карте. Задачи:  ­ обучающие:     познакомить учащихся с новыми понятиями «географическая широта», «географическая долгота» как                                основы для определения местоположения объекта.                          ­ развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, совершенствовать умения работать с картами атласа,                                учебником, интерактивными картами.                           ­ воспитательные: воспитывать чувство ответственности в работе, уверенность в себе.  Планируемые результаты: ­ личностные: проявляют интерес к новым знаниям; понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; осознание необходимости понимать и читать карту ­ предметные: усваивают новые понятия «географическая широта», «географическая долгота».  ­ метапредметные: развивают умения определять широту и долготу географической точки на глобусе и карте. Универсальные учебные действия (УУД): ­ личностные: обладать ответственным отношением к выполнению определённого вида работы. ­ регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работы одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивая свой результат с ожидаемым; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой. ­ познавательные:  самостоятельно   выделять  и   формулировать   познавательную   цель  урока;   давать  определения   новым  географическим понятиям; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. ­   коммуникативные:  самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе,   индивидуальную   работу,   в   сотрудничестве   с учителем.                                        Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум)Форма работы: индивидуальная, в парах. Оборудование:  атлас,   карта   полушарий,   интерактивная   карта   полушарий,   физическая   карта   России,   глобус,   рабочие   тетради   для практических работ с комплектом контурных карт по географии под редакцией В.И.Сиротина. М: «Дрофа», 2018., стр.10; стр.46., волшебная палочка. Этапы урока Организация урока Проверка знаний Структура и ход урока Деятельность учителя Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Фронтальный опрос: ­ Мы с вами уже знаем, что на глобусе и картах есть главные   линии   и   главные   точки.   Нам   необходимо вспомнить как они называются. 1. Линия, равноудаленная от полюсов, называется…   (Экватор).  ­ Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые   расстояния проведены линии. Как они проходят?   (параллельно экватору). ­ Давайте вспомним, что такое параллель?    (Параллели – это условные линии на глобусе,     проведенные параллельно экватору). ­ Какую форму имеют все параллели? (окружность). ­ Какова величина каждой параллели в градусах? (360⁰) ­ Какова величина каждой параллели в километрах?   (уменьшается к полюсам).  ­ Какая параллель самая длинная (Экватор). ­ Где на карте полушарий подписаны обозначения    параллелей на карте полушарий? (по окружности). ­ В каких единицах указаны обозначения? (в градусах).  ­ Куда показывают направление параллели? (На З и В).  ­ Сколько нанесено параллелей на карте полушарий? (9) ­ Какова величина в градусах:   ­ линии экватора (0⁰),    ­ точки Северного полюса (90⁰с.ш.),  Деятельность ученика. Приветствие учителя, подготовка к уроку. Учащиеся   отвечают   на   поставленные   вопросы. Работают   с   картами   атласа   «Физическая   карта полушарий».  Дают   определение   понятиям: «Меридианы».  Указывают направление сторон света по параллелям и меридианам. Определяют   величины   параллелей   и   меридианов   в градусах и километрах.      «параллели»,­ точки Южного полюса (90⁰ю.ш.). ­ Какова величина 1⁰ в километрах указана в овалах на    каждой параллели на карте полушарий.  2. Кроме линии экватора, есть ещё одна главная линия, нанесённая на карту и глобус. ­   Линия,   соединяющая   точки   Северного   и   Южного полюсов между собой ­ это…  (Меридианы   –   это   условные   линии   на   глобусе, проведенные от одного полюса к другому). ­ Как вы думаете, меридианы имеют одинаковую длину   или разную?  (разную) ­   Где   на   карте   полушарий   подписаны   обозначения меридианов? (на экваторе) ­ Какую форму имеют меридианы? (полуокружность).  ­ Какова величина каждого меридиана в градусах?    (180⁰) ­   Чему   равна   величина   1⁰  в   километрах?   (111,3км). (20040 км/180⁰=111,3 км) ­ Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет?   (от начального меридиана) ­ Чему равна величина противоположного меридиана в    Градусах относительно меридиана 0⁰? (180⁰). ­ Куда показывает направление меридиан? (На С и Ю). ­ Как выделяют на картах линии экватора и нулевого   меридианов? (выделяют более жирной линией). ­ Что образуют на глобусе и карте пересечение    меридианов и параллелей? (градусную сеть). Постановка   проблемного   вопроса,   позволяющего связать в единое целое материал прошлого и нового урока,   посредством   проведения   фронтального опроса. Однажды на корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится   на   80⁰в.д.   и   40⁰с.ш.,   капитан   просит   о Актуализация темыИзучение нового материала помощи. ­   Как   вы   думаете   какую   помощь   в   решении   данной проблемы   окажут   знания   о   нанесённых   на   глобусе   и картах меридианах и параллелях? На основе ваших выводов сформулируйте тему нашего урока. Корректирует название темы. ­   Записывают   в   тетради   число,   тему   «Определение географических координат». Работают с текстом учебника.  ­   Найдите   главные   понятия   новой   темы: «Географическая широта», «Географическая долгота». «Географические координаты». ­   Какая   задача   стоит   перед   нами   на   этом   уроке? (Научится находить координаты объектов) Сегодня нам с вами предстоит совершить для каждого из вас ряд открытий и не мало для этого потрудиться. Отправляемся   в   путешествие.  С   какими   новыми понятиями для определения местоположения точки на глобусе и карте, вы, познакомитесь?  1. Определение географической широты ­   Найдите,   пожалуйста   в   учебнике   определение понятия: географическая широта.  Географическая   широта  –   это   величина   дуги меридиана в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки. ­   На   какие   две   части   экватор   делит   земной   шар? (северную и южную часть). Обратите   внимание,  точки,   лежащие   от   экватора   к северу,   имеют   северную   широту,   к   югу   ­   южную широту. (Слайд 2).  Объясняет   алгоритм   определения   географической широты   на   параллели   и   между   параллелями (Приложение I). Показывает правило записи широты точки, определения Логически   рассуждают, предположения. проблемный вопрос.  Формулируют тему урока.    свои   Отвечают   на   поставленный   высказывают   Работают в тетради. Записывают тему: «Определение географических координат». Работают с текстом учебника §17.  Читают определение «Географическая широта,  географическая долгота, географические  координаты». Определяют задачи урока. Работают с текстом учебника §17. Находят основные понятия: «Географическая широта», «Географическая долгота». Дают определение понятию «Географическая широта» Работают в тетради. Записывают на схеме обозначение широты: с.ш., ю.ш. По   ходу   объяснения   учителя,   учащиеся   работают   с памятками   Приложения  I.   В   рабочей   тетради   для практических работ стр. 44­45, используют алгоритм работы   Приложения  I,   определяют   географическуюгеографической   широты.   Работают   в   тетради   для практических работ стр.44­45. широту точек на параллелях и между параллелями.  Рассуждают,   высказывают   свои   предположения   на поставленный вопрос. Работают   с   текстом   учебника   §17.   По   ходу объяснения учителя, учащиеся работают с памятками Приложения I.  Дают   определение   понятию   «Географическая долгота» В рабочей тетради для практических работ стр. 44­45, используют   алгоритм   работы   Приложения  I, определяют   географическую   долготу   точек   на меридианах и между меридианами    Выполняют   работу,   подписывают   обозначения   на контурной карте. Проблемный вопрос:  Почему герои Ж. Верна «Дети капитана Гранта не могли найти своего отца, если им известна одна из координат – 37⁰ с. ш.? Подводит   к   выводу,   что   по   одной   координате определить местоположение объекта нельзя.  2. Определение географической долготы. Нам   географическую долготу точки. Найдите, пожалуйста в учебнике определение понятия: «Географическая долгота».  необходимо определять   научиться   Географическая   долгота  –   это   величина   дуги параллели   в   градусах   от   начального   меридиана   к востоку или западу до заданной точки. ­ Обратите внимание, точки, лежащие от меридиана 0⁰ на восток к меридиану 180⁰ располагаются в восточной части   земного   шара   и   имеют   восточную   долготу,   в западной части ­ имеют западную долготу. (Слайд 3). Объясняет   алгоритм   определения   географической долготы   на   меридиане   и   между   меридианами (Приложение I). Показывает   правило   записи   долготы   точки, определения географической долготы. Работают в тетради для практических работ стр.44­45. Определяют   географическую   долготу   указанных объектов. Подводит   к   выводу,   что   каждый   географический объект имеет своё местоположение на карте, то есть географические координаты ­ широту и долготу точки (Слайд 4).Практикум Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по миру   и   побывать   в   столице   нашей   Родины   в   городе Москве,   в   древнем   городе   инков   в   столице   Чили   у подножья   великих   Анд,   совершить   восхождение   на высочайшую   вершину   мира   ­   гору   Джомолунгму, побывать на вершине заснеженных Кордильер на горе Мак­Кинли, увидеть извержение действующего вулкана Везувий в Италии. Готовы? (Слайды 6­10). Вам   необходимо   выполнить   практическую   работу   и определить   местоположение   по   географическим координатам выше названных объектов.  Выполняют   практическую   работу,   определяют географическую широту и долготу указанных объектов в рабочей тетради для практических работ стр. 13. Корректирует индивидуальную работу учащихся. Совершают   виртуальное   путешествие     по   городам мира,   знакомятся   с   уникальными   природными объектами. С   помощью   атласа   «Физическая   карта   полушарий» определяют   географические   координаты   заданных точек   в   рабочей   тетради   для   практических   работ   с комплектом   контурных   карт   под   редакцией В.И.Сиротина стр.13. Организует   проверку   выполнения   работы   в   парах практической   части   задания.   Проверяют   полученные результаты   выполненной   практической   работы, используя «шторку» на интерактивной доске (Слайд 5).  Обмениваются   рабочими   тетрадями   проверяют результаты   выполненной   работы.   Анализируют полученные   результаты,   сравнивая   свои   данные   с эталоном. Представляет практической работы (Слайд 6).    учащимся   шкалу   оценивания Знакомятся   с   предварительными   результатами оценивания практической работы. Анализирует   правильность   выполнения   работы   в отдельных парах с последующим выставлением оценки.  Собирает тетради на проверку.   Сдают работы на проверку и оценивание.  Выставляют оценки, полученные на уроке. Закрепление Что нового вы узнали сегодня на уроке? Для   чего   необходимо   знать   и   уметь   определять географические координаты объекта? Демонстрируют   знания   и   понимание   основных понятий изученной темы. Рефлексия Проводит рефлексию: «Волшебная палочка». ­ У меня в руках волшебная палочка.  Оценивают свою работу на уроке, значимость нового материала.­   Поднимите,   пожалуйста,   руки   ­   кому   помощь волшебной палочки сегодня не нужна? ­ Для кого необходимо попросить помощь у волшебной палочки в изучении новой темы нашего урока?    Объясняет домашнее задание: §17, раздаёт задание на карточках «Географические координаты» Вариант 1­6. Домашнее задание Определяют степень успешности работы нам уроке. Записывают домашнее задание в дневник. Приложение I Алгоритм определения географической широты: Памятка 1. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить её широту; 2. Разделить часть дуги меридиана между ближайшими к объекту параллелями на 10 равных частей.  3. Определить количество делений (градусов) от наименьшей параллели к объекту. 4. Прибавить, получившееся, число делений к широте параллели. Определить географическую широту объекта Алгоритм определения географической долготы: 1. Найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу; 2. Разделить часть дуги параллели между ближайшими к объекту меридианами на 10 равных частей.  3. Определить количество делений (градусов) от наименьшего меридиана к объекту; 4. Прибавить, получившееся, число делений к долготе меридиана. Определить географическую долготу объекта. Ответы к домашнему заданию по  теме: «Географические координаты» Вариант 1: 1. вдп. Виктория 2. 41⁰с.ш, 15⁰в.д. – влк. Везувий 3. Мурманск 4. Северная  Америка Вариант 2: 1. Тихий океан 2. 4⁰с.ш., 9⁰в.д. – влк. Камерун 3. Мехико 4. в Вариант 3: 1. С. Петербург 2. 55⁰с.ш. 159⁰в.д. –  влк. Ключевская Сопка 3. г. Аконкагуа 4. Африка Вариант 4: 1. Вашингтон 2. 36⁰с.ш. 137⁰в.д. –  влк. Фудзияма 3. Москва 4. а Приложение II Вариант 1 «Географические координаты» Вариант 2 «Географические координаты» 1. В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке  18ºю.ш. 26ºв.д.   1.   По   координатам   27⁰ю.ш.109⁰з.д.   потерпел   аварию   крупный   танкер,   необходимо   срочно   удалить нефтяное пятно с поверхности океана и оказать помощь пострадавшим. Как называется океан? 2.   Определите   название   вулкана   по   следующим   координатам   с   целью   изучения   вулканологами   и направления группы учёных только к потухшим вулканам: 40⁰с.ш.5⁰в.д. 2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения его вулканологами и направления группы учёных только к потухшим вулканам: 4⁰с.ш. 9⁰в.д. 3. Определите, какой город расположен севернее других: Санкт­Петербург ­ 60°с.ш. 30°в.д. Мурманск ­ 69°с.ш. 33°в.д. 3. Определите, какой город расположен западнее других: Мехико ­ 20°с.ш. 99°з.д. Нью­Йорк ­ 41°с.ш.73°з.д.4. Если вы плывёте на запад от точки с координатами  22°с.ш. 30°з.д.,  берега какого материка  вы достигните? 4. Какое кругосветное путешествие короче: а) по экватору             б) по 10°с.ш           в) по 50°с.ш. Вариант 3 «Географические координаты» Вариант 4 «Географические координаты» 1.   На   город   с   координатами   60⁰с.ш.30⁰в.д.   надвигается   шторм,   возможно   крупное   наводнения. Жителей, какого города надо предупредить о надвигающейся опасности. 1.  Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на воздушном шаре, если его координаты 39ºс.ш. 78ºз.д. 2. Определите название вулкана по следующим координатам с целью изучения его вулканологами и направления группы учёных только к потухшим вулканам: 55⁰с.ш.,159⁰в.д. 2.   Определите   название   вулкана   по   следующим   координатам   с   целью   изучения   вулканологами   и направления группы учёных только к потухшим вулканам: 36⁰с.ш., 137⁰в.д. 3. Определите, какой объект расположен южнее: влк. Кракатау ­ 6°ю.ш. 105°в.д. г. Аконкагуа ­ 32°ю.ш. 70°з.д. 3. Определите, какой город расположен севернее: Москва ­ 56°с.ш. 38⁰в.д. Мехико ­ 20°с.ш. 99°з.д. 4.  Если вы плывёте на восток от точки с координатами 17°с.ш. 30°з.д., берега какого материка вы достигните? 4. Какое кругосветное путешествие будет длиннее: а) по экватору             б) по 20°с.ш.            в) по 40°ю.ш.