Технологическая карта урока окружающего мира "Когда изобрели велосипед?", 1 класс "Школа России"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда изобрели велосипед?", 1 класс "Школа России"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
doc
окружающий мир
1 кл
17.02.2019

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологическая карта открытого урока.doc
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России». Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа» Тема: Когда изобрели велосипед?   Образовательные: Познакомить с историей развития и  разнообразием современных велосипедов; Научить приемам запоминания с опорой на  наглядность и ассоциации; Уточнение знаний об устройстве  велосипеда. Тип: изучение нового материала. Цели Развивающие: Обогащать словарный запас обучающихся новыми словами; Развивать произвольное внимание; Развивать память, речь, познавательный интерес. Воспитательные: Развивать навыки безопасной езды на  велосипеде; Осуществлять связь с жизненным опытом  детей  Предметные: ­ научатся сравнивать  старинные и современные  велосипеды; ­ рассказывать об устройстве велосипеда; ­ обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; ­ знать правила безопасной  езды на велосипеде; ­ выдвигать предположения  и доказывать их; ­ понимать учебную задачу  урока и стремиться её  выполнять; ­ работать в паре, группе,  используя представленную  информацию для получения  Регулятивные: Ориентироваться в  учебнике, словаре и рабочей  тетради; Принимать и сохранять  учебную задачу; оценивать результат своих  действий; высказывать свои  предположения; сравнивать выполнение  своего задания с эталоном; давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке Планируемые результаты Метапредметные Познавательные: определять сходство и  различие объектов;  определять части предмета получать информацию из  текста и рисунка в учебнике, справочнике; отличать новое от уже  известного с помощью  учителя; ориентироваться в учебнике, в словаре; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке; 1 Коммуникативные: работать индивидуально, в  парах и группах; оформлять свою мысль в  устной речи; слушать и понимать речь  других; совместно договариваться о  правилах общения и  поведения и следовать им; учиться выполнять  различные роли в группе. Личностные: ­ уважение к мнению других; ­ мотивация учебной  деятельности; ­ самоопредение; ­ проявлять целостный  социально ориентированный  взгляд на мир; ­ овладеть начальными  навыками адаптации в мире; ­ овладение логическими  действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по  родовидовым признакам; новых знаний; ­ определять место на ленте  времени Формы работы Методы обучения Оборудование  делать выводы в результате  совместной работы всего  класса. Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная Частично­поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно­иллюстративный Интерактивная доска, нетбуки, презентация Лента времени, магниты, бумага, цветные карандаши, карточки с изображением велосипедов, сигнальные карточки  (винтики разных цветов), толковый словарь (3 шт), учебник «Окружающий мир» часть 2, автор А.А.Плешаков, рабочая  тетрадь, памятка езды на велосипеде. 2 Карта урока: Деятельность учителя Деятельность уч­ся УУД 1.Организационный этап Цель: включение в учебную деятельность Проверяют готовность к уроку Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Всё проверили? Садитесь! И с усердием трудитесь! Л – развитие  познавательного  иснтереса, формирование  определенных  познавательных  потребностей и учебных  мотивов; положительное  отношение к школе  адекватное отношение к  школе. Цель: актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми 2. Актуализация опорных знаний способами действий) ­ Сегодня на занятии мы совершим путешествие на машине времени,  а помогут нам в этом знаменитые Фиксики. Но, для того, чтобы её  Л ­ формирование  интереса к учению; 3 запустить, мы должны ответить на вопросы Дедуса: Когда появилась одежда? Как люди одевались в прошлом? Какие виды одежды для разных случаев вы знаете? Чем одежда древних людей отличается от одежды современных  людей? Что вы узнали об одежде?   ­Молодцы! А теперь посмотрите на доску. Здесь находится лента  времени. Её нам сделал Профессор Чудаков. Закрепите на ней свои  рисунки.  Сначала группа, которая подготовила одежду из прошлого. Где  расположим рисунки: справа или слева от настоящего? Теперь группа с одеждой из настоящего.  И, наконец, мода будущего! Спасибо всем! Одежда появилась в глубокой древности,  еще у первобытных людей. В прошлом люди одевались в шкуры  животных. Я знаю деловую одежду, спортивную,  рабочую, одежду для дома. Одежда древних людей была сделана из  шкур животных. Одежда современных  людей сшита из ткани. Одежда появилась в глубокой древности,  еще у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Для каждого случая – своя одежда. Одежда бывает деловая,  спортивная, рабочая, одежда для дома. Распределяют свои рисунки на ленте  времени К – планирование  учебного сотрудничества П – умение выделять  нужную информацию;  осознанное и  произвольное речевое  высказывание в устной  форме П ­ умение делать выводы  на основе обобщения  знаний П ­ умение выделять  необходимую  информацию для решения поставленной задачи,  сверять действия с целью,  находить и исправлять  ошибки Предм. – работа с лентой  времени 3. Самоопределение к деятельности 4 Цель: научиться применять словари для поиска необходимой информации, составлять кластер для определения задач урока ­ Вы доказали, что можете воспользоваться машиной времени.  ­ Сегодня на уроке мы тоже будем отвечать на вопрос «Когда?». А о  чём пойдёт речь, мы узнаем, когда отгадаем загадку, которую  прислали нам Симка и Нолик (Слайд 1): «У него два колеса, И седло на раме, Две педали есть внизу,  Крутят их ногами» ­ Что  же это? (Щелчок) ­ У нас есть слова «когда» и «велосипед». (Слайд 2) Какое же слово  нужно вставить, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются  слова: появился, сделали, изобрели..) (Щелчок) ­ В этом вопросе нам поможет разобраться толковый словарь  С.И.Ожегова. У каждой группы есть такой словарь. Откроем его на  закладке и прочитаем  объяснение значения слов. Выберите одного  представителя от группы, который будет читать вслух. Читает 1  группа. Подходит ли данное слово? 2 группа. 3 группа. Подходит слово «изобрели». (Щелчок) На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?» ­ Что мы должны сегодня узнать? Прочитайте в учебнике. Давайте составим кластер. (Слайд 3) История  Устройство  Велосипед Л – знание основных  моральных норм и  ориентация на их  выполнение П – осуществление поиска информации из  собственного опыта,  словаря К – умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли,  умение объяснять смысл  слова П ­ умение пользоваться  словарем, вычитывать  информацию, данную в  явном виде.  Пред. ­ умение работать в  группе,  К ­ выбирать поведение,  соответствующее  общепринятым правилам,  принимать мнение других П ­ умение пользоваться  Велосипед  Учащиеся предлагают выбранное слово и  объясняют свой выбор Работают в группе. Находят и читают  статью в словаре, определяют, подходит  ли оно. Выдвигают предположения  Читают задачи в учебнике, коллективно  составляют кластер 5 Применение  Безопасность  учебником, вычитывать  информацию, данную в  явном виде. Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой или измененной ситуации; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества, прогнозирования; осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) результатов учебной деятельности 4. Актуализация  знаний на этапе усвоения нового материала. ­ Дедус как­то похвастал, что умеет ездить на «бегунке»,  «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько механизмов освоил  Дедус? (Слайд 4) Что вам необходимо знать, чтобы ответить на  вопрос?  ­ Нам надо узнать историю изобретения велосипеда. А поможет нам,  конечно же Дедус! ­ Итак, мы отправимся путешествовать во времени. Как выдумаете, в  каком времени мы побываем?  Отсчет времени. (Щелчок) ­ Чтобы наше путешествие было интересным, я приглашаю сюда…  (ФИ учеников с докладами+Просмотр презентации «Когда изобрели  велосипед?»  (Слайды 5­7) ­ Сколько механизмов освоил Дедус? ­ Найдите у себя на партах изображения старинных велосипедов и  разместите их на ленте времени. (Слайд 8) ­ А теперь Фиксики предлагают отдохнуть. Они придумали для вас  физкультминутку. Представим, что мы едем на велосипеде. (Слайд 9) Мчат колеса по дороге, Высказывают предположения Высказывают предположения Знакомство с историей изобретения  велосипеда.  Выделение нужной  информации для ответа на вопрос:  Сколько механизмов освоил Дедус? Ответы детей. Находят рисунки и размещают на ленте  времени П ­ определять сходство и  различие объектов; получать информацию из текста и  рисунка;  Пред. ­ выдвигать  предположения и  доказывать их; понимать  учебную задачу урока и  стремиться её выполнять;  определять место на ленте  времени К ­ оформлять свою мысль в устной речи; слушать и  понимать речь других; Р – осуществлять  пошаговый контроль  своих действий,  6 Над дорогой мчатся ноги. Это еду я бегом. Это я бегу верхом! Я и сидя бегу, И встаю на бегу, И колеса кручу, И качу, Куда хочу!  Повторяют движения  ­ Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная?  ­ Из каких ещё деталей состоит велосипед? ­ Папус очень любит разбираться в механизмах и в этом ему помагает Нолик. Давайте покажем им, как вы знаете устройство велосипеда. Разбейтесь на пары. Кому не хватило пары? Выходите к доске.  Откройте нетбуки. Подберите подписи к деталям велосипеда.  Выполняем работу по очереди. ­ Давайте посмотрим, как выполнил работу Нолик. Сравните свои  работы. (Слайд 10) ­ Скажите, а современные велосипеды отличаются от старинных?  Можете назвать чем? ­ Правильно. После изобретения, велосипед менялся. Давайте  посмотрим, что приготовила нам Симка.  ­ В зависимости от назначения и особенностей конструкции  велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые,  детские, специальные.  Предположения детей. Работают с учебником. Предположения детей Работа в парах. По одному представителю от группы выходят к доске и выполняют  задание Сравнение выполнения задания с  оригиналом. Ответы детей на основе полученных  знаний и личного опыта Смотрят презентацию и слушают рассказ  7 ориентируясь на показ  движений учителем,  оценивать правильность  выполнения действий на  основе адекватной  ретроспективной оценки. Пред. ­ рассказывать об  устройстве велосипеда;  выдвигать предположения и  доказывать их;  Р ­ ориентироваться в  учебнике; высказывать свои  предположения; сравнивать  выполнение своего задания с эталоном;  К ­ работать в парах;  совместно договариваться о  правилах общения и  поведения и следовать им; учиться выполнять  различные роли в группе. П ­ определять части  предмета; получать  информацию из текста и  рисунка в учебнике (Слайд 11) Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие  шины, высоко расположенный руль. Вы видели такой велосипед? (Слайд 12) Спортивные велосипеды имеют облегченную  конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен  руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. А такой  велосипед вы видели?  (Слайд 13) Разновидностью спортивного велосипеда является  тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 км/ч. А этот велосипед вам знаком? ­ Ребята, а у вас есть велосипед? К какому виду он может  относиться? Правильно, ваш велосипед – подростковый. (Слайд 14) ­ А на каком велосипеде вы начинали кататься? Опишите его. Такой  велосипед называется детским. (Слайд 15) (Слайд 16) Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые,  велоколяски. (Слайд 17) А ещё есть водные велосипеды. ­ Фиксики приготовили для вас сюрприз – это веселая  физкультминутка. Повторяйте движения за мной. (Слайд 18 ­  Помогатор) учителя. Ответы детей в зависимости от личного  опыта.   Выполняют физминутку. 8 Р – осуществлять  пошаговый контроль  своих действий,  ориентируясь на показ  движений учителем,  оценивать правильность  выполнения действий на  основе адекватной  ретроспективной оценки. ­ В каком времени мы сейчас находимся?  ­ Возьмите рисунки с изображением современных велосипедов и  разместите их на ленте времени. ­ А теперь пришло время отправиться в будущее. (Слайд 19) ­ И вот задание от Профессора Чудакова: помогите ему придумать  велосипед будущего. Возьмите чистый лист и цветные карандаши и  пофантазируйте. Но есть одно условие – эту работу нужно сделать  быстро. Нам нельзя долго находиться в будущем, чтобы его не  изменить.  ­ Посовещайтесь в группе и скажите, чем будут отличаться  велосипеды будущего.  ­ Разместите свои велосипеды на ленте времни ­ Молодцы, ребята! А теперь вернемся в настоящее и попробуем  ответить на вопрос ДимДимыча: (Слайд 20) Для чего современному  человеку велосипед? (Прием «Мозговой штурм») обсудите ответы  на этот вопрос в группах и дайте свои ответы. ­ Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый  экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше  здоровье. Мася и Папус считают, что любая вещь должна быть  безопасной. Вы знаете правила безопасного использования  велосипеда?  ­ Откройте учебник на с.23 и прочитайте. ­ Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде? Раздать  памятки. Предположения учащихся Находят рисунки с современными  велосипедами и размещают их на ленте  времени Создают рисунки велосипеда будущего. Предположения детей Размещают рисунки на ленте времени Работа в группах Высказывание предположений Ответы детей Работают с учебником Обобщают прочитанное Цель: самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний; усвоить принципы саморегуляции и сотрудничества; 5. Актуализация знаний на этапе закрепления 9 осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности. ­ Фиксики предлагают вам сыграть в игру «Верю – не верю». (Слайд  21) У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять  ручку. В табличке записаны номера с 1­го по 8­ой. Я буду читать  вопросы, а вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак + , если  верите, или – если не верите. (Щелчок 2 раза) Вопросы: Верите ли вы, что  1. ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (­) 2. ….., он был деревянный (+) 3. ….., у велосипеда не было педалей (+) 4. ….., самокат, паук, костотряс – это всё название разные виды  транспорта (­) Работа в парах с таблицей Р ­  прогнозировать  результаты уровня  усвоения изучаемого  материала; Л – понимать значение  знаний для человека и  принимать его. 5. ….., есть велосипед с одним колесом (+) 6. ….., есть двухместные велосипеды (+) 7. ….., для велосипедистов не существует правил езды (­) 8. ….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (­) ­ Проверьте (Щелчок) ­ Выполнение заданий в рабочей тетради С.18 №3 (Самооценка.) дополнительно, если позволит время. Выполняют задание и оценивают себя Цель: иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности. 6. Рефлексия ­ Давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот  урок.  (Чтение задач урока с. 22, если не вспомнят)  ­ Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были  Ответы детей Сравнивают кластер со своей работой на  Р ­ оценивать результат  своих действий; давать  эмоцинальную оценку  10 уроке Оценивают свою работу на уроке деятельности на уроке П ­ делать выводы в  результате совместной  работы всего класса. решены? (Слайд 22) ­ Фиксикам очень интересно, как вы себя оцените, поэтому  воспользуйтесь их винтиками: (Слайд 23) Зелёный винтик – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен  своей работой; Желтый винтик – в работе допущены неточности, но работой своей  удовлетворен;  Красный винтик – допущено много ошибок, работой не доволен. ­ Посмотрите, на что похожи наши гайки? (На светофор Щелчок).   К чему же нам надо стремиться? (К зеленому цвету – выполнять  работу без ошибок и быть довольным своей работой. А ещё –  выполнять правила дорожного движения) ­ Поднимите руку те, кому сегодня было интересно. ­ А теперь поднимут руку те, кто узнал что­то новое. ­ Кому сегодня было трудно? В чем? ­ Какими знаниями вы  поделитесь с родителями, друзьями? ­ Вам понравился урок? ­ Вы сегодня поработали очень хорошо! Фиксики и я говорим вам  СПАСИБО! (Слайд 24) 7. Актуализация субъективных знаний Цель: объяснение цели и содержания домашнего задания. Рекомендации для занятий дома ­ Ребята, если у вас есть велосипед, нарисуйте его или  сфотографируйте и наклейте фотографию в рабочую тетрадь с. 17  задание №2. С.23 учебника (вывод) ­ работа в группах: собрать и раскрасить велосипед из данных  11 деталей Дополнительные задания В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Мудрая Черепаха прислала вам задания: № 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия? № 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия? № 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда? – Какой можно сделать вывод? Авторская рефлексивная оценка На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила  элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему урока и задачи определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.  На данном уроке применялись: деятельностный метод обучения, интерактивные приемы, творческое задание,  направленные на формирование метапредметных УУД. Осущесвлялась пропедевтическая работа, направленная на  подготовку к обучению истории и использованию в деятельности справочных материалов. Использовались  здоровьесберегающие технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные  действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на  организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. 12 Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и  поддержанию познавательного интереса к учению. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково­ символического моделирования. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса.  Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного  материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.  Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность  урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Психологическая атмосфера урока была достаточно легкая,  комфортная.  Цели и задачи, поставленные на уроке были решены в полном объеме 13
скачать по прямой ссылке