Технологическая карта урока по физике "Закон Архимеда" (7 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по физике "Закон Архимеда" (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
30.05.2017
Технологическая карта урока по физике  "Закон Архимеда" (7 класс)
Данный флеш-ролик используется не весь, а лишь та страница, где идет вывод формулы закона Архимеда
технологическая карта урока ЗАКОН АРХИМЕДА.docx

Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость  отдельной графы, посвященной целевому назначению урока

                                                                              Технологическая карта урока

ФИО учителя: Рыкова Светлана Николаевна

Образовательное учреждение: МКОУ Детловская СОШ № 12  Курагинского района Красноярского края

Предмет:  физика

Класс:  7

Автор УМК:  А.В.Перышкин

Тема урока: Закон Архимеда

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

                                                                                              Ход урока

Назва-ние этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов)

Формы организации деятельности учащихся

Ход урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов

Диагностика

(критерий)

I.Мотивация к учебной деятельности

 

Создание условий  для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Фронтальная

(Обращается к учащимся)

На прошлом уроке мы изучали поведение тел, погруженных в жидкость. Отгадайте  в связи с этим загадку  (слайд1).

 

Отгадывают пропущенное слово: архимедова

 

 

 

 

 

 

Личностные:

формирование мотивации к обучению

Положительный настрой на совместную коллективную деятельность

II. Актуализация знаний

 

Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Работа в парах

Вспомним, что мы уже  знаем про архимедову силу. Озвучим опорный конспект, который  сегодня продолжим.   Для этого вы должны ответить на вопросы, представленные на слайде (слайды № 2,3) Сначала в карточках поставьте самооценку,  затем ответьте друг другу, а потом, сверяя с правильным ответом, выставите друг другу оценку в карточку. При выставлении отметок учтите полноту и правильность ответа. Вопросы  на (слайдах 2,3)

1. Какая сила называется Архимедовой?

2.Какая сила  кроме силы Архимеда действует на погруженное в жидкость тело?

3.Почему при погружении тела в жидкость возникает сила Архимеда?

4. Куда  направлена архимедова сила?

5.Какие способы измерения Архимедовой силы вы знаете?

6. Возникает ли архимедова сила в газах?

Озвучивают опорный конспект, ориентируясь на вопросы (можно пользоваться  опорным конспектом.) Учащиеся сверяют ответы партнера с ответом на слайде (ответы после вопросов появляются по щелчку.)По карточкам происходит  оценивание и самооценивание

 

Предметные умения:

знают, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость или газ; что такое архимедова сила, почему она возникает, куда направлена и какими способами ее измерить.

Универсальные учебные действия

Познавательные: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме; воспринимают устную речь, проводят информационно-смысловой анализ услышанного.

Регулятивные: понимают смысл поставленной задачи,

оценивают правильность выполнения действия на основе сравнения с образцом.

Коммуникативные: контролируют ответ партнера;

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (по поводу оценки); выстраивают аргументацию  при оценивании.

Личностные:

проявляют готовность и способность к саморазвитию; способность к самооценке

 

(Опрос по оцениванию) Поднимите руки  те, кто хорошо выучил опорный конспект.

А теперь поднимите те, кому еще надо подучить.

III. Изучение нового материала.

Поста-новка  пробле-мы

Создание  проблемной ситуации, основанной на противоречии между двумя положениями

Фронталь-ная демонстра-ция

Осуществляет демонстрацию.

На столе два  одинаковых стеклянных сосуда, содержащие одинаковое количество воды. В первом сосуде чистая вода, во втором сосуде – насыщенный раствор соли. У учителя в руках картофелина.

? Что будет, если картофелину опустить в воду?

(если ответ «утонет», то   опускает картофелину в соленый раствор (картофелина плавает);

если ответ «не утонет», то опускает  картофелину в чистую воду (тонет). Затем демонстрирует вторую часть опыта, дающую обратный эффект.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Утонет

- Не утонет

Универсальные учебные действия

Познавательные: умеют  анализировать  проблемную ситуацию с помощью учителя, т. е.  устанавливать причинно-следственные связи; сформулировать   проблему  в общем виде; умеют увидеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

 

Коммуникативные:

умеют строить высказывания - рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом объекте

 Личностные: проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; способность  к эмоциональному восприятию физических  объектов, рассуждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявленный интерес к демонстрации

Обостре-ние противо-речия

Создание условий для выявления учащимися причины затруднения

Устная фронтальная работа с классом

Задает вопросы

 

1.Какие вы видите факты?

 

2. Как вы думаете,  в чем заключается причина отличия этих двух ситуаций?

3. На какую из сил, действующих на тело, погруженное в жидкость, влияет то, что вода разная?

 

Отвечают на вопросы

Прогнозируемые ответы

1.В одной воде картошка плавает, а в другой тонет

2. В сосудах разная вода

 

 

3. На выталкивающую силу

 

Правильность устных ответов учащихся

Формули-рование проблемы

Создание условий для фиксирования во внешней речи причины затруднения

Устная фронтальная работа с классом

В связи с этим,  какой  у вас возникает вопрос?

 

 

 

Какая цель урока?

Что влияет на выталкивающую силу? (вопрос выводится на слайд № 4  и в опорный конспект)

 

Выяснить, что влияет на выталкивающую силу, т.е. от чего она зависит (цель урока выводится на 4 –м слайде по щелчку)

Правильно сформулированная проблема

Поиск решения:

 

1.Выдви-жение гипотез

Создание условий для выдвижения гипотезы

Устная фронтальная работа с классом

(Задает вопросы)

От чего на ваш взгляд может зависеть выталкивающая сила?

 

(Фиксирует гипотезы на доске)

Прогнозируемые ответы (обычно учащиеся  выдвигают следующие гипотезы)

Выталкивающая сила зависит от:

 - глубины погружения тела

 - формы тела

- плотности тела

 - объема тела

- плотности жидкости

 -массы тела

 

Универсальные учебные действия

Познавательные: умеют анализировать  отдельные этапы проведения исследований (проверяемую гипотезу), при этом

осуществляют анализ  объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Верно сформулированные гипотезы

2. Проверка гипотез

Создание условий для

формирования умений определять порядок проведения опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки)

Фронтальная работа с классом.

Работа в группах

(Задает вопросы)

Как будем проверять гипотезы  зависимости

силы Архимеда от:

1)глубины

2) от формы тела

( обратить внимание учащихся на то, что остальные параметры должны оставаться неизменными)

3)от плотности тела

4) от объема тела

 

5)от плотности жидкости?

 

6) А нужно ли проверять гипотезу зависимости выталкивающей силы от массы тела? Не проверили  ли мы ее косвенно, когда проверяли зависимость от плотности тела?

Проверим эти гипотезы, работая в группах.

( Руководит  формированием групп.

Указывает группам, какую гипотезу проверяет каждая. Выдает карточки, куда будут записываться результаты. Наблюдает за работой групп и оказывает необходимую помощь.

 

Предлагают варианты

При проверке  зависимости архимедовой силы от:

 

1) глубины погружения можно либо держать тело на одном уровне,  а в сосуд подливать воду, либо менять глубину погружения тела в сосуде.

2) формы тела можно кусочку пластилина придавать разную форму,  опускать в воду, замечая показания динамометра

3) от плотности тела используем набор тел равного объема, но разной массы

4) от объема тела можно взять  тела, состоящие из одного вещества, но разного объема (например, пластилиновые шарики разного объема) и каждый раз измерять силу Архимеда

5) от плотности жидкости погрузить  одно и то же тело в жидкости с разной плотностью и измерить силу Архимеда

6)Так как объемы тел были равны, а плотности  разные, значит и массы разные. Поэтому  зависимость выталкивающей силы от массы проверять не стоит.

Класс делится на группы. Группы еще раз обсуждают план проверки гипотезы. Выбирают необходимое оборудование и выполняют проверку. Результаты записывают в карточки.

Универсальные учебные действия

Познавательные: умеют анализировать  отдельные этапы проведения исследований:

-порядок проведения опыта;

- выбирать оборудование в соответствии с целью исследования

-проводить опыт и описывать ход опыта

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; контролируют действия партнера;

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

проявляют инициативность, находчивость, активность при решении поставленной задачи

Оформленные отчеты (заполненные карточки)

3.Выражение решения

Создание условий для выражения  выводов из проделанной работы

Работа в группах

Оказывает необходимую помощь в оформлении отчета о проделанной работе (заполнение карточки)  и формулировании выводов

После проведения исследования группы оформляют отчет (заполняют карточки) и делают выводы, которые тоже записываются в карточки

Универсальный учебные действия

Познавательные: умеют анализировать отдельные этапы проведения исследований:

- делать вывод по результатам опытов

- соотносить проверяемую гипотезу и полученный результат; строят речевое высказывание в письменной форме

Регулятивные: вносят необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок перед формулированием вывода

Коммуникативные: умеют  кратко и грамотно строить речевое высказывание в письменной  форме.

Личностные: способны к самооценке на основе критерия  правильности  выполненной работы

 

Наличие выводов по проведенному опыту

4. Предъявление нового знания

Создание условий для  предъявления нового знания

Фронтальная, индивидуальная работа

Слушает ответы и организует работу класса. По окончании выступлений, обобщает полученные результаты и выводит их на слайд№4(выводятся по щелчку)

Fа ~ ρжидк

Fа ~Vтела

 

  (Слайд 5)(Читает надпись на слайде.)

Ученый древний Архимед

задумывался и не раз

Как вычислить, с какою силой

 вода выталкивает нас. Поможем Архимеду?

 Если перейти от пропорциональности к равенству, то получим формулу для вычисления силы Архимеда.

Просмотрите слайд 6 из флеш-ролика «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и изучите вывод формулы силы Архимеда.

Запишите ее в опорный конспект. (Слайд № 6 из презентации).

После просмотра задает вопросы: Архимед получил точно такую же формулу для расчета архимедовой силы. Поэтому эта формула называется законом Архимеда.

1) Отражает ли данная формула обнаруженные закономерности?

2) Как выдумаете, если тело частично погружено в воду, какой объем для расчета силы Архимеда следует взять: объем всего тела или погруженной части?

 3) На прошлом уроке мы на опыте показали, что сила Архимеда равна весу вытесненной жидкости в объеме данного тела.

 Подтверждается это формулой?

Далее предлагает оценить вклад каждого из группы в групповую деятельность путем выставления оценки в оценочную карту

Представители от каждой группы делают устное сообщение у доски, в котором рассказывают о ходе исследования и полученных результатах.

Оформляют записи в опорном конспекте

 

 

 

Читают текст на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают  слайд 6 из флеш-ролика «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и дополняют конспект формулой

Fа  = ρжидкgv (Слайд № 6 из презентации).

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

1)Да

 

 

2) Объем погруженной части, так как именно  она взаимодействует с водой

 

 

 

3)Да

Предметные умения:

знают, что  архимедова сила зависит от плотности жидкости, объема погруженной части тела и не зависит от глубины погружения тел, плотности тела, формы тела

Универсальные учебные действия

Познавательные: используют при выполнении учебных задач

ресурсы из интернета; учатся понимать смысл физических величин, использованных  в ресурсе;

используют знаково-символические средства для записи выводов.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических шагов при выводе формул и умеют действовать  в соответствии с  ними.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; умеют слушать и слышать то, что говорят другие; задавать вопросы

(по необходимости)

Личностные: проявляют  способность к эмоциональному восприятию физических объектов; сохраняют познавательный интерес к изучению предмета

 

 

Правильно сформулированные выводы от групп, дополненный опорный конспект, правильные ответы на вопросы, оценки в карточках для  оценивания

IV.Закрепление

1)Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Создание условий для отработки формулы

Работа в парах

(Дает задание)

В парах проговорите формулу и объясните  ее компоненты. Выставите оценку  в оценочную карточку

В парах проговаривают формулу силы Архимеда.

Выставляют оценки за формулу в оценочную карту

Универсальные  учебные действия

Познавательные:

умеют указывать формулы, связывающие данную величину с другими величинами;  понимают, что означают величины, входящие в формулу.

Коммуникативные: умеют грамотно строить монологическое высказывание;

контролируют партнера;

Личностные: способны к оценке и самооценке

Оценки в карточках

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение теста «Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда»

Создание условий для самоконтроля и контроля усвоения новых знаний

Работа с сигнальными карточками: зеленый цвет – да, красный цвет - нет

Предлагает тест на слайде № 7 и 8

Сила Архимеда

1.по-другому называется выталкивающей

2. не возникает в газах

3. действует на любое тело, погруженное в жидкость

4. зависит от формы тела

5. направлена вертикально вверх

6. зависит от глубины погружения тела

7.зависит от плотности жидкости или газа

8.действует только на целиком погруженные тела

9. зависит от объема погруженной части

10. приводит к уменьшению веса тела в жидкости

11. равна изменению веса тела, погружаемого в жидкость.

 

После прочтения вопроса поднимают карточки  либо с ответом «да» (зеленую), либо с ответом «нет» (красную).

Сравнивают с ответом на слайде (ответ появляется по щелчку), фиксируют ответы: + правильно,  - неправильно.

Затем выставляют оценку в карточку для оценивания (самоценку) из расчета:

нет ошибок – «5»

1или 2 ошибки – «4»

3,4,5 ошибок – «3»

6 и более ошибок  - «2»

Универсальные учебные действия

Познавательные:

умеют распознавать  свойства, присущие изучаемому  объекту;

Регулятивные: осуществляют самоконтроль  по результату;

Личностные: способность к самооценке на основе  критерия успешности учебной деятельности

 

Верно поднятые карточки, оценки в карточках

3)Включение в имеющуюся систему знаний

Создание условий для включения новых знаний в уже имеющуюся систему знаний

Фронтальная устная работа

Предлагает решить качественные задачи

1.В сосуде с водой лежат алюминиевый и медный шары. На какой из них действует большая архимедова сила, если:

а) радиусы шаров равны;

б) массы шаров равны?

2. В какой  воде легче плавать:   в речной или морской?

 

Решают качественные задачи

Универсальные учебные действия

Познавательные:

осуществляют анализ объектов, распознают  в них изучаемое  явление и объясняют на основе имеющихся (в том числе и новых)  знаний;

Регулятивные: учитывают

выделенные учителем ориентиры  действия (сравнивать те величины, от которых архимедова сила зависит)

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию понятными для всех высказываниями; задают вопросы.

Личностные: проявляют инициативность, находчивость, активность при решении физических задач

 

Правильные ответы на вопросы

V. Рефлексия учебной деятельности  (индивидуально) Предлагается ответить на вопрос:

1) Предо мной стояла цель……..2) Я узнал сегодня на уроке…  3)Мне непонятно…….       4) Работал я сегодня на уроке……….

 

VI. Информирование о домашнем задании   Домашнее задание:

                                                      

                                                                           Приложение к технологической карте урока «Закон Архимеда»

 Оценочная карта ученика___________________________________

 

Озвучивание опорного конспекта

Работа в группе

Формула

Работа с сигнальными карточками

Качественные задачи

Доп.балл

(за активность)

Итоговая оценка

 

1

2

3

4

5

6

работал

активно

принимал участие

просто наблюдал

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Карточки для групповой работы

                                        Карточка №1 (задание для группы 1)

Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и керосином, фильтровальная бумага.

Цель: проверить, зависит ли выталкивающая  сила от плотности жидкости

                                                               Ход работы

 

 

№ опыта

Вес тела в воздухе Р, Н

Жидкость

Вес тела в жидкости Р1, Н

Выталкивающая сила FА=Р-Р1

1

 

Вода

 

 

2

 

Керосин

 

 

 

Ответьте на вопросы:

  • У воды или у керосина плотность больше?
  • Сравните выталкивающие силы в воде и керосине.
  • Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как?
  • Сделайте вывод, запишите его

Вывод:

 

                                                   Карточка №2(задание для группы 2)

Оборудование: кусочки пластилина разного объема на нити. Динамометр, сосуд с водой.

Цель: проверить, зависит ли выталкивающая сила от  объема тела

№ опыта

Объем тела

V,см3

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в воде Р1, Н

Выталкивающая сила, FА= Р-Р1, Н

1

Наименьший

 

 

 

2

Средний

 

 

 

3

Наибольший

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Ответьте на вопросы:

  • Зависит ли  значение архимедовой силы  от объема  погруженного тела?
  • Если зависит, то как?
  • Сделайте вывод, запишите его

Вывод:

 

                                                Карточка № 3  (задание для группы 3)

Цель: проверить, зависит ли выталкивающая  сила от плотности тела

Оборудование: алюминиевый, стальной, латунный цилиндры равного объема, динамометр, сосуд с водой.

                                                                        Ход работы

 

Цилиндр

Плотность вещества ρ, кг/м3

Вес тела в воздухе Р

Вес тела в воде

Р1, Н

Выталкивающая сила FА=Р-Р1

алюминиевый

2700

 

 

 

стальной

7800

 

 

 

латунный

8500

 

 

 

 

Ответьте на вопрос:

·         Зависит ли выталкивающая сила от плотности тела?

·         Сделайте вывод, запишите его

 

Вывод:

                                             Карточка № 4 (задание для группы 4)

Цель: проверить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела

Оборудование: тело из пластилина на нити, динамометр, сосуд с водой.

 

                                                 Ход работы

Форма тела

Вес тела в воздухе

Р, Н

Вес тела в жидкости Р, Н

Выталкивающая сила FА= Р-Р1,Н

Шарик

 

 

 

Цилиндр

 

 

 

Кубик

 

 

 

 

Ответьте на вопрос:

·         Зависит ли выталкивающая сила от формы тела?

·         Сделайте вывод, запишите его

Вывод

                                                        Карточка № 5 (задание для группы 5)

Цель: проверить, зависит ли выталкивающая сила  от глубины погружения тела в жидкость

Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, динамометр, линейка.

.                                                                  Ход работы

 

Высота столба жидкости (см)

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в жидкости Р1

Выталкивающая сила FА= Р-Р1,Н

               10

 

 

 

               15

 

 

 

               20

 

 

 

 

Ответьте на вопрос:

·         Зависит ли выталкивающая сила от высоты столба жидкости (то есть от глубины погружения тела)?

·         Сделайте вывод, запишите его

Вывод


 

Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость отдельной графы, посвященной целевому назначению урока

Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость отдельной графы, посвященной целевому назначению урока

Работа в парахВспомним, что мы уже знаем про архимедову силу

Работа в парахВспомним, что мы уже знаем про архимедову силу

Опрос по оцениванию) Поднимите руки те, кто хорошо выучил опорный конспект

Опрос по оцениванию) Поднимите руки те, кто хорошо выучил опорный конспект

Проявленный интерес к демонстрации

Проявленный интерес к демонстрации

Фронтальная работа с классом.

Фронтальная работа с классом.

Работа в группах Оказывает необходимую помощь в оформлении отчета о проделанной работе (заполнение карточки) и формулировании выводов

Работа в группах Оказывает необходимую помощь в оформлении отчета о проделанной работе (заполнение карточки) и формулировании выводов

Как вычислить, с какою силой вода выталкивает нас

Как вычислить, с какою силой вода выталкивает нас

Далее предлагает оценить вклад каждого из группы в групповую деятельность путем выставления оценки в оценочную картуПредставители от каждой группы делают устное сообщение у доски, в…

Далее предлагает оценить вклад каждого из группы в групповую деятельность путем выставления оценки в оценочную картуПредставители от каждой группы делают устное сообщение у доски, в…

После прочтения вопроса поднимают карточки либо с ответом «да» (зеленую), либо с ответом «нет» (красную)

После прочтения вопроса поднимают карточки либо с ответом «да» (зеленую), либо с ответом «нет» (красную)

VI . Информирование о домашнем задании

VI . Информирование о домашнем задании

Карточка №2(задание для группы 2)

Карточка №2(задание для группы 2)

Форма тела Вес тела в воздухе

Форма тела Вес тела в воздухе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017