Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Учись у них…» А.А. Фета.
Класс: 6
Учитель: Сафронова Наталья Валерьевна
Цели урока:
обучающие: познакомить учащихся со стихотворением А.А.Фета; показать жизнерадостное утверждение, созданное с помощью поэтического слова;
развивающие: развивать внимание, умение анализировать стихотворение, сравнивать, делать выводы, продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка; пополнять словарный запас учеников, работать в группе;
воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в группе.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с изобразительным искусством.
Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (прием «Шесть шляп»).
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литература 6 класс». Авторы УМК: В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин,
И.С. Збарский, В.П. Полухина
Оборудование: презентация, репродукции картин русских художников, детские рисунки, карточки, учебник, словарик литературоведческих терминов.
Образовательные ресурсы: прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. (2 мин.) |
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок я бы хотела начать с портрета А.А. Фета. Скажите, по вашему мнению, здесь изображен Фет- помещик или Фет- поэт?
Вывод: помещик с глазами поэта.
|
Дети слушают учителя, изучают портрет, отвечают на вопросы. |
Воспитание дисциплины, культуры учебного труда.
Цель: организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже- лательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. |
2. Актуализация знаний. (2 мин.)
3.Тема и цель урока. Мотивация: для чего? (3 мин.)
|
- Вы, наверное, уже обратили внимание на необычное оформление кабинета: он напоминает вам галерею художественного музея – вы видите репродукции картин известных художников. - Какова тематика этих картин? Что их объединяет? Ассоциативный ряд: Какие ассоциации вызывает у вас слово природа? -Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Тема урока: «Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Учсиь у них…» А.А. Фета»
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего вам это нужно? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?
Знать:
Уметь:
|
Дети рассматривают выставку.
Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Дети слушают.
Отвечают на вопросы.
Самоосмысление. Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова.
Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и, чтобы приятно было слушать другим.
|
Цель: обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. Метод стимулирования и мотивации. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству. .
Словесный и наглядный методы обучения.
ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение. Цель: обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин.) |
Знакомство со стихотворением (аудиозапись). Вызов. Как вы думаете, каова тема и основная мысль стихотворения?
Осмысление содержания.
Какие образы рисует поэт? (дуб и береза)
(людей: мужчину и женщину).
Погружение в урок.
- Ребята, сейчас каждая шляпа работает в над своим заданием!
Анализ поэтического текста по группам:
Черная — (негативная, тяжёлая) словесная картина Зимы;
Весны;
Красная — (эмоции, страсть) эпитеты (зачем?);
олицетворения (зачем?);
Белая — ( нейтральная, факты) заполнить
таблицу «Жизнь деревьев и человека»; дать развернутый ответ, опираясь на текст: чему учиться у дуба, у березы?
(работа в группах )
|
Дети слушают и отвечают на вопросы.
Самоосмысление.
Дети делятся мыслями, работают в группах.
Самоосмысление.
Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
Дети читают самостоятельно
Дети рисуют словесные картины.
Заполняют таблицу.
Самостоятельная работа.
Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
|
Постановка перед учащимися проблемной ситуации.
Операционный компонент УД
Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Принцип целенаправленности. Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.
Эмоциональное восприятие художественного произведения.
Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.
Самостоятельная деятельность учащихся в группе, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения).
|
5. Закрепление знаний и способов действий. (2 мин.)
|
Обмен впечатлениями (выступления групп).
Заключение по анализу стихотворения:
- В какой строже звучит жизнеутверждающее начало стихотворения?
- Как нужно читать эту строфу?
- Прочитайте выразительно, показывая жизнерадостное настроение этой строфы.
|
Самоосмысление.
Словесное рисование.
Дети решают проблему.
Название и иллюстрация.
Выразительное чтение.
|
Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно - слухового восприятия.
Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.
Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения. Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. |
6. Обобщение изученного материала. (2 мин). |
Вывод: - Почему А.А. Фет написал это стихотворение? Как это связано с его биографией? - В какой ситуации и кому бы вы прочитали это стихотворение?
|
Ответы на вопросы, рассуждения детей.
Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.
|
Форма работы - беседа.
Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. Операционный компонент УД. Умение сделать логические выводы. Принцип целостности. Принцип внимательного отношения к тексту.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
|
7. Домашнее задание. (1 мин.)
8. Рефлексия. (2 мин.)
|
Дети выбирают:
Продолжите предложение: · На уроке мне было интересно…. · Я задумался над тем, что… · На уроке мне было трудно… Возьмите в руки листочки самооценки поставьте себе оценки за урок. Мне хочется, чтобы сегодня на уроке вы не только научились анализировать стихотворение, но и с оптимизмом относились к жизни! |
Дети выбирают, записывают в дневник.
Самоосмысление. Ответы детей.
|
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Операционный компонент УД.
Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.