Технологическая карта урока по литературе (6 класс)Тема "Жизнеутверждающее начало в стихотворении "Учись у них..." А.А. Фета
Оценка 5

Технологическая карта урока по литературе (6 класс)Тема "Жизнеутверждающее начало в стихотворении "Учись у них..." А.А. Фета

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
23.01.2018
Технологическая карта урока по литературе (6 класс)Тема "Жизнеутверждающее начало в стихотворении "Учись у них..." А.А. Фета
технологическая карта урока по литературе
технологическая карта.docx

 

 

 

Технологическая карта урока литературы

Тема урока:  Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Учись у них…»   А.А. Фета.

Класс: 6

Учитель: Сафронова Наталья Валерьевна

Цели урока:

обучающие: познакомить учащихся со стихотворением А.А.Фета; показать жизнерадостное утверждение, созданное с помощью поэтического слова;

развивающие: развивать внимание, умение анализировать стихотворение, сравнивать, делать выводы,  продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка; пополнять словарный запас учеников, работать в группе;                                                                     

воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, разви­вать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в группе.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная  связь с изобразительным искусством.

Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (прием «Шесть шляп»).      

Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Литература 6 класс». Авторы УМК: В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин,

И.С. Збарский, В.П. Полухина

Оборудование: презентация, репродукции картин русских художников, детские рисунки, карточки, учебник, словарик литературоведческих терминов.

Образовательные ресурсы: прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

                         Деятельность учителя

 Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

 

1.Организационный

          момент.

        (2 мин.)

  Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок я бы хотела начать с портрета А.А. Фета.

Скажите, по вашему мнению, здесь изображен Фет- помещик или Фет- поэт?

 

Вывод: помещик с глазами поэта.

 

 

 

 

 

Дети   слушают    учителя, изучают портрет, отвечают на вопросы.

Воспитание  дисциплины, культуры  учебного труда.

 

Цель: организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Положительный эмоциональный  настрой  детей на серьёзную,  вдумчивую    работу   в   доброже- лательной  обстановке. Мотивация на рабочий ритм.

 

 2. Актуализация

          знаний.

         (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тема и цель урока.

   Мотивация: для        

   чего?

          (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Вы, наверное, уже обратили внимание на необычное оформление кабинета: он напоминает вам галерею художественного музея – вы видите репродукции картин известных художников.

-  Какова тематика этих картин? Что их объединяет?

Ассоциативный ряд: 

Какие ассоциации вызывает у вас  слово природа?

-Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?

 

 

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

 

Тема урока: «Жизнеутверждающее начало в стихотворении «Учсиь у них…»  А.А. Фета»

 

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

 

 

 

 

 

Знать:

 

  • Биографию А.А.Фета;
  • содержание стихотворения А.А. Фета «Учись у них…».

 

Уметь:

  • выразительно читать стихотворение;
  • отвечать на вопросы;
  • рисовать словесные картины;
  • работать самостоятельно и в группах.

 

 

 

Дети рассматривают выставку.

 

 

 

 

 

Слушают    учителя   и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

Научиться          выразительно читать,           находить          в стихотворении         красивые слова.

 

 

 

Чтобы      уметь    красиво    и  правильно  говорить     самим    и,    чтобы     приятно      было        слушать   другим.

 

 

Цель: обеспечение  стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. 

Метод стимулирования и мотивации.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

 Красивая   мелодия      развивает эстетический  вкус. Межпредметная  связь  приобщает к  искусству.

.

 

Словесный и наглядный методы обучения.

 

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Цель:  обеспечение мотивации.    Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

 

 

 

 

 

4. Усвоение    новых знаний   и   способов действий.

         (15 мин.)

 

Знакомство со стихотворением (аудиозапись).

Вызов.

 Как вы думаете, каова тема и основная мысль стихотворения?

 

Осмысление содержания.

 

  • Какова композиция стихотворения?

 

Какие образы рисует поэт?

 (дуб и береза)

  • Читаем о них, а представляем?

 (людей: мужчину и женщину).

  • На основе чего построено стихотворение? (аллегории)

Погружение в урок.

 

 

 

- Ребята, сейчас каждая шляпа работает в над своим заданием!

 

 

Анализ поэтического текста по группам:

 

 

Черная — (негативная, тяжёлая) словесная картина

                                                                Зимы;

 


Желтая
— (солнечная, позитивная) словесная картина

                                                                      Весны;

 

Красная — (эмоции, страсть) эпитеты (зачем?);

 


Зеленая
— (творческая, образы) метафоры,

                                                   олицетворения (зачем?);

 

Белая — ( нейтральная, факты) заполнить таблицу «Жизнь  деревьев и человека»;

Синяя — (нейтральная, оценочная)

                      дать развернутый   ответ, опираясь на текст: чему учиться у дуба, у березы?

 

 

 

(работа в группах )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся мыслями, работают в группах.

 

 

 

 

Самоосмысление.

 

 

 

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

 

Дети читают самостоятельно

 

Дети рисуют словесные картины.

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

Самостоятельная работа.

 

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

 

 

 

 

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

 

Операционный компонент УД

 

Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

 

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

 

 

 

 

Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

 

 

 

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

 

 

 

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

 

 

 

Самостоятельная деятельность учащихся в группе, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка      способа      действия (совершенствуется навык выразительного чтения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.    Закрепление   

  знаний и способов  

         действий.

         (2 мин.)

 

 

 

 Обмен впечатлениями (выступления групп).

 

Заключение по анализу стихотворения:

 

- В какой строже звучит жизнеутверждающее начало стихотворения?

 

- Как нужно читать эту строфу?

 

- Прочитайте выразительно, показывая жизнерадостное настроение этой строфы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

 

Словесное рисование.

 

 

Дети решают проблему.

 

Название и иллюстрация.

 

 

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение     кругозора.

Обогащение    словарного   запаса.

Развитие     зрительно - слухового восприятия.

 

 

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение  анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

 

Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

 

6.     Обобщение     

        изученного     

        материала.

          (2 мин).

 

 

Вывод:

- Почему А.А. Фет написал это стихотворение? Как это связано с его биографией?

  - В какой ситуации и кому бы вы прочитали это стихотворение?

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, рассуждения детей.

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

 

 

 

 

Форма работы - беседа.

 

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение      сделать      логические выводы.

Принцип целостности.

Принцип внимательного отношения к тексту.

 

 

 

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

           (1 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.        Рефлексия.

         (2 мин.)

 

 

            Дети выбирают:

  • выучить наизусть стихотворение (для всех);
  • нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;
  • составить коллаж по биографии А.А. Фета.

 

 

 

 

 

Продолжите предложение:

·         На уроке мне было интересно….

·         Я задумался над тем, что…

·         На уроке мне было трудно…

  Возьмите в руки листочки самооценки поставьте себе оценки за урок.

 Мне хочется, чтобы  сегодня на уроке вы не только научились анализировать стихотворение, но  и с оптимизмом относились к жизни!

 

Дети выбирают, записывают в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:  обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

 

 

 

 

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.

 

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы

Этапы урока

Этапы урока

Вы, наверное, уже обратили внимание на необычное оформление кабинета: он напоминает вам галерею художественного музея – вы видите репродукции картин известных художников

Вы, наверное, уже обратили внимание на необычное оформление кабинета: он напоминает вам галерею художественного музея – вы видите репродукции картин известных художников

Ребята, сейчас каждая шляпа работает в над своим заданием!

Ребята, сейчас каждая шляпа работает в над своим заданием!

Дети слушают и отвечают на вопросы

Дети слушают и отвечают на вопросы

Ответы на вопросы, рассуждения детей

Ответы на вопросы, рассуждения детей

Технологическая карта урока по литературе (6 класс)Тема "Жизнеутверждающее начало в стихотворении "Учись у них..." А.А. Фета

Технологическая карта урока по литературе (6 класс)Тема "Жизнеутверждающее начало в стихотворении "Учись у них..." А.А. Фета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018