Тема данного урока: "На суше - как дома", на данном уроке дети знакомятся с новой группой животных, пресмыкающиеся. Выясняют какие особенности пресмыкающихся помогают им выживать в жарких условиях. Кто относится к пресмыкающимся, какая у них температура тела, какой способ предвидения, покров и как происходит размножение...
Технологическая карта урока по окружающему миру.
Тема:
Дидактическая система, класс
Цели урока:
Задачи урока
На суше – как дома.
УМК «Начальная школа 21 века», КЛАСС «3».
Цель: Познакомить обучающихся с группой пресмыкающихся организмов, их
особенностями строения и жизнедеятельности.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с несколькими видами пресмыкающихся.
Создавать условия для развития логического мышления, умения сравнивать,
2.
делать выводы.
3.
4.
Способствовать формированию взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Учитель:
Учебник. Авторы А.А.Вахрушев… кл.3 часть 1.
Методическое пособие, тетрадь на печатной основе, презентация.
Рахаева Мария
Этапы урока. Деятельность
Деятельность
УУД
учителя
-Вот звонок нам дал сигнал
1.Самоопределе
ние к
учащихся
Дети приветствуют
учителя и садятся за
Личностные:деятельности
(организационн
ый момент,
мотивация)
2. Минутка
фенолога.
Поработать час настал.
парты.
Здравствуйте дети! Меня зовут
Мария Юрьевна, сегодня урок
окружающего мира буду проводить
у вас я.
Урок начнем с минутки фенолога.
Минутка фенолога.
Ручейки
быстрее,
бегут
Солнце светит всё сильнее.
Воробей
Он
...
(март)
рад
встречает месяц
погоде
.
-март .
-март.
17.
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Какой сейчас месяц?
Какое сегодня число?
Давайте проследим за погодой!
Дежурный отмечает погоду:
(температура,
осадки,
состояние неба, ветер).
Погода: какая температура? Какие
осадки? Какое состояние неба?
Какой сегодня ветер?
Дети отвечают.
Учитель помогает.
Читают пословицу с доски.
Объяснение пословицы, детиобъясняют как они их
понимают.
Наблюдают примету. Ответ
детей.
Ответ детей.
Слушают учителя.
Март в народе называли по
разному:
славянское название
"Сухый" земля сохнет от
сходящего снега.
Звали этот месяц также Зимобор,
протальник.
Зимобор – побеждающий зиму,
открывающий дорогу весне и лету,
протальник – в этом месяце
начинает таять снег, появляются
проталины, капель.
А почему его так называли?
Ребята вы знаете какиенибудь
пословицы про март?
-В марте сверху печет, снизу
студит.
В марте и курица из лужицы
напьётся.
Объясните, как вы понимаете эту
пословицу?
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстником, умениеКакие приметы вы знаете про
март?
-Мартовский ветер теплый к
теплому дождливому лету.
-Редкие морозы к урожайному
году.
3. Проверка
домашнего
задания.
делиться своими
знаниями с другими,
находить информацию
Какие произошли ИЗМЕНЕНИЯ В
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ? Какие в
ЖИВОЙ? Как изменился ТРУД
ЛЮДЕЙ с проходом весны?
Несколько человек
выполняют работу по
карточкам.
Остальные отвечают
устно на вопросы.
Членистоногие
Проверка
задания.
домашнего
РакообразныеМуравьи, пчелы
Пауки
Потому-что их скелет не
может расти вместе с
хозяином. когда панцирь
становится тесным,его
приходится сбрасывать.
Потому - что они имеют
наружный скелет
-Что было задано на дом?
(Опрос домашнего задания).
УПЛОТНЕННЫЙ
ОПРОС:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (КАРТОЧКИ).
Сгруппируй животных:
Насекомые, пауки, раки- это…
Манящий краб,
креветка,
морские планктонные рачки-
это….
Ответь на вопрос:
Какие из насекомых живут
большими семьями?
УСТНЫЙ
Каких насекомых называют
восьминогими охотниками?
Надо ли их бояться?
Почему?
Почему насекомым время от
времени
приходится
«менять одежку»?
Коммуникативные
: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстником,
умение делиться
своими знаниями
с другими,
находить
информацию
Познавательные:
логические -
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
(растительноядные)
(мухи, комары, бабочки,
шмели, муравьи)За что членистоногие
получили свое название?
Как называют насекомых,
которые питаются: пыльцой,
нектарами
плодами,
семенами листьев
и
корнями?
(растительноядные)
У каких насекомых личинки
совсем не похожи на
родителей? (мухи, комары,
бабочки, шмели, муравьи)
- Почему кожа
пресмыкающихся кажется
холодной?
Давайте прочитаем диалог
героев.
Чтение диалога героев
(откройте учебник на
странице 100)
Лене кажется, что ящерицы
холодные, а Мише - что они
теплые. Давайте прочитаем
4.Проблемна
я ситуация
Чтение диалога героев.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстником, умение
делиться своими
знаниями с другими,
находить информацию
Познавательные:
логические анализ
объектов с целью
выделения признаков.их диалог с папой, как он
объяснил детям это
явление.
Что вы узнали интересного о
ящерицах и лягушках?
- отвечают на вопросы
5.
Совместное
открытие
знаний
Объяснение нового
материала.
Сегодня мы познакомимся с
новой группой животных,
называется она -
пресмыкающиеся.
Тема урока:
пресмыкающиеся
Задача: выяснить какие
особенности
пресмыкающихся помогают
им выживать в жарких
условиях.
Ребята, вы знаете кто такие
Знакомство с группой
,пресмыкающихся.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Учатся
аргументировать,
высказывать свою
точку зрения,
общаться в
коллективе с
учителем и
одноклассниками.
.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
Коммуникативные
: умение работать
с учебником.(РАЗБОР ЗНАЧЕНИЯ)
Отвечают на вопросы.
Высказывают
предположения
Коммуникативные
: умение работать
с учебником.
Коммуникативные
: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
пресмыкающиеся?
Давайте прочитаем кто
такие пресмыкающиеся на
стр. 100
И ответим на вопросы по
таблице.
t тела
холоднокров
ные
пресмыкаютс
я, извиваются
Способ
передвижени
я
Покров
сухая кожа,
твердые
щетки, чешуя
Размножение откладывают
яйца
-какая температура тела у
пресмыкающихся?
(холоднокровные)
Какой способ предвидения у
пресмыкающихся?
(пресмыкаются)Какой покров у
пресмыкающихся? (сухая
кожа, твердые щетки,
чешуя)
Как происходит
размножение?
(откладывают яйца)
Кто такие пресмыкающиеся?
Как вы думаете почему этих
животных называют
пресмыкающимися?
Что общего между этими
животными?
А кто относится к
пресмыкающимся?
А к пресмыкающимся
относятся:
Дышат лёгкими, которые
пропускают в кровь
много кислорода.У них
сухая кожа, покрытая
чешуёй, которая
защищает организм от
испарения воды. Они
линяют- меняют старую
кожу по мере роста, как
и насекомые.
Это наземные животные.
Они откладывают яйца
на суше. Из яйца
выходит уже
самостоятельное
животное.
Коммуникативные
: постановка
вопросов.
Познавательные:
самостоятельное
выделение-
формулирование
познавательной
цели; логические -
формулирование
проблемы.Выясняют кто относится
к пресмыкающимся.
Играют в игру.
Познавательные:
умение
анализировать,
выявлять
признаки,
добывать
информацию
Читают по учебнику.
Игра с карточками
Ящерицы- наши обычные
соседи.
Они питаются насекомыми.
Если
ящерицу схватит хищник,
она оставит
ему свой хвост, а сама
убегает. На месте
оторванного хвоста
вырастет новый.
Следующий видпресмыкающихся это змеи.
Не имеют лап и
передвигаются, извиваясь
всем телом. В отличие от
ящериц, они могут
заглатывать крупную
добычу: мышей, ящериц,
лягушек. Удавы и питоны
душат свою добычу, прежде
чем съесть.
Некоторые змеи убивают
добычу ядом.
Их укусы опасны и для
людей.
Следующий вид
пресмыкающихся
крокодилы- живут в воде,
ловят рыбу или
подстерегают пришедших
на водопой животных.
Некоторым крокодилам
достаточно хорошо поесть,
чтобы целый год
дожидаться следующей
Коммуникативные
:
учатся
аргументировать,
высказывать свою
точку зрения,
общаться в
коллективе с
учителем и
одноклассникамидобычи.
Зубы крокодилов очень
остры и могут прокусить
даже стальной лист.
Какой еще вид
пресмыкающихся остался?
(черепахи)
У черепах зубов нет.
Сухопутные черепахи
питаются растениями,
отрезая сочные листья
острыми челюстями, как
ножницами.
Твердый панцирь защищает
черепах от хищников.
Им некуда спешить, поэтому
на суше они
Очень медлительны.
Есть и другие черепахи,
которые хорошо плавают.
Они живут в море и
питаются рыбой и воднымирастениями.
(Рептилии)
Ребята, а вы знаете кто
такие рептилии?
Рептилии-
настоящие
животные.
это первые
наземные
Как вы думаете какие самые
древние рептилии? (динозавры)
Что вы знаете о динозаврах?
Откройте учебник на стр. 100 каких
вы видите динозавров?
Существовали велоцирапторы в
конце мелового периода около 75 –
71 миллионов лет назад. Были
распространены на территории
Китая).
Регулятивные:
целеполагание (умение
определить тему урока,
ставить цель и задачи).
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели;
логические
формулирование
проблемы.
Познавательные:
умение анализировать,
выявлять признаки,
добывать информацию
Отвечают на вопросы.
Слушают про
динозавров.
Слушают рассказ
учителя.Велоцерапторы питались
растительностью.
Велоцираптор был небольшим
динозавром, до 2м в длину, 60—70
см в высоту и весил ~20 кг
Существовали трицератопсы в
конце мелового периода около 68 –
66 миллионов лет назад. Были
распространены по всей Северной
Америке.
Трицератопс составлял около 9 м
длинной и 3 м высотой и весил от
612 тонн.
Питались трицератопсы тем что
ощипывали низкорослую
растительность. Мощный клюв на
конце челюстей помогал отрывать
даже нижние ветви деревьев.
Птерозавр-летающие ящер
ы») — последние
представители относятся ко
времени
вымирания динозавров,
Коммуникативные
: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
Учатся
аргументировать,
высказывать свою
точку зрения,
общаться в
коллективе с
учителем и
одноклассниками.
.
Регулятивные:
контроль, оценка,около 65 млн лет назад.
Питались птерозавры рыбой
или насекомыми.
В длину и высоту были
практически одинаковыми –
до 4м. По суше
передвигались на 2х задних
лапах. Масса тела – 200-
500кг
Мозазавр является первым
найденным видом из
семейства мозазавровых и
одним из самых крупных из
них, более того он вообще
был одним из самых
огромных обитателей
водного мира за всё
существование нашей
планеты.
Длина мозазавров от 3 м до
17 м.
Вес: до 20 тонн.
Питались мозазавры рыбой
коррекция;
Коммуникативные
: умение работать
с учебником.
Познавательные:
умение
анализировать,
выявлятьпризнаки,
добывать
информацию
и головоногими
моллюсками, возможно,
нападали на других морских
рептилий.
До сих пор с уверенностью
никто не может сказать,
почему вымерли динозавры.
Есть лишь ряд возможных
причин вымирания целой
популяции этих существ.
Это ледниковый период,
естественный отбор,
эпидемия, голод и многие
другие причины.
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Дети выполняют
физкультминутку.Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть
нужно,
Скачем выше, скачем
дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
6.
Самостоятел
ьное
применение
знаний.
Давайте ответим на вопросы
на стр. 103
А теперь давайте разгадаем
кроссворд.
Разгадывание кроссворда.
1. Я вовсе без ног,
Но двигаюсь ловко
По земле и в воде –
Отвечают на вопросы по
учебнику.
Дети разгадывают
кроссворд
Регулятивные:
контроль,
коррекция;
оценка,
Коммуникативные:
умение работать с
учебником.
1.Змея2. черепаха
3. ящерица
4. крокодил
Помогает сноровка.
2. Живу на суше и в воде.
Мой панцирь очень нужен
мне.
Я этим домом дорожу,
Хоть очень медленно
хожу.
3. С последней буквы
алфавита
Я начинаюсь. Не беда -
Зато быстра и деловита,
Лишь хвост теряю иногда.
4. По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ……….
Ребята, какое слово у нас
получилось из красных
букв?
Коммуникативные
: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;7.
Домашнее
задание:
Домашнее задание:
доклад
Дети записывают
домашнею работу в
дневник.
8.
Рефлексия.
Организация
усвоения данной темы.
понимания
Я узнал…
Я запомнил…
Я научился…
Умение выражать
свои мысли.
Умение адекватно
оценивать.