Работа представлена по направлению: начальная школа.
Тема урока: Пожар!
Программа, используемая в работе: рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2016.
Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А. Плешаков- М.: Просвещение,2016.
Раздел: «Здоровье и безопасность»
Тема: "Пожар!"
Цели: познакомить с причинами возникновения пожара;
формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях;
развивать речь (развернутые ответы, выразительная декламация подготовленных стихотворений);
формирование УУД: коммуникативных умений (организация групповой работы); формирование приемов сравнения,
обобщения, классификации, умение делать выводы из изученного материала;
воспитание ответственности за собственное здоровье.
Повторение материала: домашние опасности.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, практическая работа, работа с интерактивной доской,
организация групповой работы, тестирование, использование ИКТ.
Учебные пособия для ученика: У2, конверты с заданиями для групповой работы, марлевые повязки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной
деятельности.
Цель этапа: обеспечение
мотивации и организация
внимания учащихся.
Проверяет готовность к уроку,
включает в учебный ритм,
создает положительный,
эмоциональный настрой у
обучающихся (Слайд 1):
На урок зовёт звонок,
Начинать пора урок.
Будем мы работать дружно,
И узнаем, что нам нужно.
Эмоционально настраиваются
на предстоящую учебную
деятельность.
Формируемые УУД
Коммуникативные УУД:
учатся культуре общения.
Регулятивные УУД:
понимать цель
выполняемых действий.
2.Актуализация знаний
Организует беседу:
Слушают, отвечают на
Познавательные УУД:учащихся.
Цель этапа: формировать
умения применять
полученные знания на
практике.
О чем вы говорили на прошлом
уроке?
Организует работу с
интерактивной доской
(Приложение на электронном
носителе к учебнику
А.А.Плешакова «Окружающий
мир.2 класс»)
Давайте проверим, что вы
запомнили.
Выполним задание на
интерактивной доске.
Организует работу по
формулировке цели учебной
деятельности.
Посмотрим, что приготовил для
нас «Ящик загадок и ощущений».
Ведь он хранит в себе тайну. А
вот какую попробуем
определить. Не заглядывая
внутрь, догадайтесь, что
находится в ящике.
А чтобы понять, правы вы или
3.Самоопределение к
деятельности.
Цель этапа: выработка на
личностно значимом
уровне внутренней
готовности выполнения
нормативных требований
учебной деятельности.
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать.
вопросы:
На прошлом уроке мы
говорили о домашних
опасностях, как избежать их и
сохранить здоровье.
Выполняют задание на доске,
объединяют слова в группы
На ощупь определяют, что
находится внутри ящичка и
высказывают свои
предположения
Познавательные УУД:
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать,
выделять главное.
Находят в карманчике ящиканет, отгадайте загадку (Слайд 2)
Подводит обучающихся к
выводу о пожаре:
Ребята, а к чему может
привести игра со спичками?
Как вы думаете, какая тема
нашего урока?
Чтобы узнать, правы вы или
нет, иди к доске….. и открой
тему урока.
(Тема записана на
интерактивной доске,
слайд 3)
Посмотрите сюжет и
попробуйте определить, какие
учебные задачи нам надо
сегодня решить?
загадку и отгадывают ее:
Сто сестричек живут в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Маленькими (спичками)
Высказывают
предположения:
К пожару.
.
Высказывают предположения.
Один из учеников выходит к
доске и открывает тему
урока.
Смотрят фильм о причинах
пожара и высказывают свои
предположения4. Постановка учебной
задачи.
Цель этапа: подготовка
мышления учащихся и
организация осознания ими
внутренней потребности к
построению учебных
действий, организация
фиксирования и анализа
учащимися
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
Проверим свои
предположения. Прочитайте
задачи урока в учебнике на с.22
Выдвигает проблему.
Организует групповую работу:
Миллион лет тому назад люди
научились добывать огонь. Но
огонь бывает разный. Он может
быть как добрым, так и злым. И в
этом нам предстоит сегодня
убедиться. А также выяснить,
что надо делать, чтобы не было
пожара и как себя вести, если
всетаки пожар произошел.
А выясним мы все это, если
будем работать дружно, помогая
друг другу.
Каждая группа сейчас получит
задание. И через 2 минуты вам
надо будет дать ответ:
1 группа расскажет, когда огонь
является другом для человека. А
для этого надо найти к каждому
рисунку предложение, которое
объясняет, что на нем
изображено.
Работают с учебником.
Формулируют задачи урока
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и
понимать речь другого
человека
Получают в конверте задания
и готовятся к ответу в
течение 2 минут2 группа определит, когда огонь
становится человеку врагом. И
расскажет нам о причине пожара.
В этом помогут сигнальные
карточки.
3 группа установит, что надо
делать, чтобы пожар не
случился. Надо правильно
вставить слова в предложения.
4 группа расскажет нам, как
надо вести себя, если пожар все
таки произошел.
Все группы получают
письменные задания. Если у вас
возникнут трудности, то
поднимите руки, и я помогу вам.
Организует работу в группах,
предлагая выполнить задания:
Когда огонь выступает другом
и помощником человека,
расскажет первая группа.
5.Самостоятельная работа
в группах.
Работают в группах.
Выполняют задания.
Высказывают свои
предположения.
На огне газовой плиты мы
готовим пищу.
На заводах в печах огонь варит
сталь. Из стали делают трубы,
станки, машины и самолёты.
Огонь согревает наши дома.
Наше солнце – это тоже огонь!
Коммуникативные УУД:
учатся самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
формирование умения
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
учатся анализировать,
устанавливать причинно
следственные связи.Оно даёт нам свет и тепло.
Свечи, салют, бенгальские огни
– это красивый огонь
Во время олимпиады зажигают
олимпийский огонь.
Ученик читает стих наизусть:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.
Высказывают
предположения:
Люди забывают о правилах
безопасного обращения с огнём.
Страх, растерянность, ужас.
Организует беседу:
Почему огонь из друга может
превратиться во врага?
Поднимите руки те, кто был
свидетелем пожара? Какие
чувства вы испытали?
2 группа расскажет нам, когдаогонь становится для человека
врагом?
Выдвигает проблему:
Посмотрите, что может
произойти, если не потушить
одну всего лишь спичку или
сигарету (Фильм о лесном
пожаре, слайд 4,5)
Высказывают свои
предположения:
Игра детей со спичками.
В лесу оставлен непотушенный
костёр и стеклянные предметы.
Без присмотра оставлены
электроприборы – телевизор,
утюг…
Зажигание бенгальских огней
и свечей.
Курение
Анализируют видеосюжет.
После просмотра фильма
ученик читает стих:
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей.
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек! Злодей! Злодей!
Вставляют пропущенныеФормулирует задание:
Пожар – самое страшное и
опасное бедствие. Говорят: ни
один вор не обворует человека
так, как это сделает пожар. Все,
что люди накопили за свою
жизнь, в одну минуту может
превратиться в пепел.
3 группа нам расскажет, что
нужно делать, чтобы пожар не
произошел
Выдвигает проблему:
А если все таки произошел
пожар, куда надо обратиться?
У нас в районе тоже есть
пожарная охрана (Слайд 6).
Пожарные – героические люди,
которые всегда готовы прийти на
слова в предложения:
Никогда и нигде не играйте со
(спичками) и (зажигалками).
Самостоятельно не зажигайте
(газовую плиту), а в сельском
доме не пытайтесь растопить
(печь)
Не оставляйте без присмотра
включенный (утюг) или
(чайник).
Не играйте с (бензином),
(керосином) и другими
жидкостями, которые могут
вспыхнуть.
В лесу не разжигайте (костёр)
без взрослых.
Выполняют упражнения под
музыку
Высказывают
предположения:
Позвонить в пожарную службу
по номеру 01 или 112 –служба
спасения.
(Смотрят видеоролик с
обращением к ним пожарного)
Люди поздно сообщают о
Коммуникативные УУД:
учатся самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе;
формирование умения
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
учатся анализировать,
6. Релаксация
(физминутка)
7.Продолжение работы в
группах.помощь. Но иногда они
приезжают слишком поздно. Как
вы думаете, почему?
пожаре, не могут правильно
назвать адрес изза паники,
волнения
устанавливать причинно
следственные связи;
учатся ориентироваться в
учебнике.
Дает задание:
4 группа покажет нам, как
правильно вызвать пожарных.
Представьте, что горит квартира
и вам надо об этом сообщить по
телефону.
Подводит итог:
Итак, вы обязаны назвать адрес,
объект, что именно горит, есть
ли опасность для людей, свою
фамилию, телефон.
Дает задание:
Существуют правила поведения
на пожаре.
4 группа должна была найти их в
учебнике на с. 24.
Вызывают пожарных по
телефону:
Горит квартира по адресу:
Горшечное, ул. Мира,29,
загорелся телевизор, есть люди,
меня зовут….., мой
телефон………….
Находят в учебнике нужную
информацию:
а) Если огонь небольшой, можно
его затушить водой, для этого
выключи электроприборы и
набрось плотную ткань, одеяло.
б) Если огонь не погас – убегай
из дома в безопасное место. Непрячься в шкаф или под
кровать. Звони по телефону 01.
в) При пожаре в подъезде не
садись в лифт. Он может
отключиться, и ты задохнёшься.
г) Ожидая приезда пожарных, не
теряй головы и не выпрыгивай
из окна. Тебя обязательно
спасут.
Высказывают
предположения:
План эвакуации школы,
подаётся сигнал тревоги:
короткие звонки, знаки на
стенах “Бегущий человек”.
Высказывают
Выдвигает проблему:
Но нужно знать, куда бежать.
Если в школе вдруг возник
пожар, необходимо
эвакуироваться, т.е. выйти из
опасной зоны. Как выходим?
Знакомит с индивидуальными
средствами защиты:
При пожаре дым гораздо
опаснее огня. Большинство
людей погибает от дыма. Если
чувствуешь, что задыхаешься,
опустись на корточки и
продвигайся к выходу ползком –
внизу меньше дыма.
Вывод. Запомнить необходимо:
чаще в пожарах гибнут от дыма.предположения:
Марлевые повязки,
респираторы.
Высказывают свои
предположения.
Познавательные УУД:
учатся строить
высказывания.
Коммуникативные УУД:
формирование умения
выражать свои мысли.
9. Работа с учебником.
Как ещё можно защититься от
дыма?
Побуждает к высказыванию
своего мнения, предлагая
выполнить задание:
Откройте с. 25 учебника
«Окружающий мир». Подумайте
и скажите, для чего нужны
предметы, изображенные на этих
фотографиях.
А) Пожарный рукав – для
ликвидации пожара.
Б) Краги (перчатки) для
защиты рук от огня.
В) Ящик для песка для
ликвидации пожара
Г) Пожарный пояс
спасательный предмет. Помогает
спастись пожарному, а также к
нему прикрепляется человек,
которого спасают.
Д) Пожарный топор с помощью
него разбирают металлическую
конструкцию.
Е) Каска(шлем)для защиты10.Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Цель: дать оценку работе
класса и отдельных
учеников, контроль и
самоконтроль.
головы.
Ж) Огнетушитель для
ликвидации пожара.
З) пожарный щит (багор, лопата,
лом, 2 цилиндрических ведра)
для ликвидации пожара
(Слайд 7)
Организует самооценку
учащимися собственной
учебной деятельности на
уроке:
Посмотрите на интерактивную
доску. Выберите правильный
ответ (тест). Слайд 818.
1. Что делать, если при
приготовлении пищи на газовой
плите, загорелся жир на
сковороде?
вынести сковороду из кухни;
выключить газ, накрыть
крышкой;
убежать.
2. Что делать, если из телевизора
пошел дым?
залить водой;
выдернуть шнур из розетки и
набросить на телевизор
Выполняют тест на
интерактивной доске.
Формулируют конечный
результат своей работы на
уроке.
Коммуникативные УУД:
формирование умения
выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
оценивание достигнутых
результатов общей и
собственной
деятельности.
Личностные УУД:
формирование
личностного
самоопределения.влажное одеяло;
убежать в другую комнату.
3.Что делать, если начался
пожар?
зареветь;
позвонить 01 или 112;
спрятаться в шкафу;
убежать.
Учитель: А теперь на линейке
покажите, как вы оцениваете
свои успехи.
Мне с вами сегодня было
интересно заниматься. Вы
заслуживаете похвалы.
Организует подводящий диалог
Подводя итог, еще раз
вспомним, какие правила нужно
соблюдать, чтобы нам было
уютно и тепло жить в нашем
доме?
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте!
Деревянные сестрички в
коробочке. Это … (спички).
Вы запомните, друзья, детям
спички брать … (нельзя).
11.Подведение итогов.
Хором заканчивают
предложения.
Личностные УУД:
формирование
личностного
самоопределения.
Регулятивные УУД:
мобилизируют свои силы
к волевому усилию, т.е. к
выбору преодоления
препятствий. Предупреждаем всех недаром:
трудно справиться с …
(пожаром).
При пожаре не зевай, огонь
водою … (заливай).
А чтоб не случилась в твоём
доме беда, советы взрослых
слушай … (всегда).
Легче, чем пожар тушить, нам
его … (предупредить).
Домашнее задание: с помощью
взрослых найти в Интернете или
библиотеке сообщения о работе
пожарных; с. 16 (рабочая
тетрадь) Слайд 19.
Записывают домашнее
задание в дневники.