Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Пожар!"(2 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 10.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа представлена по направлению: начальная школа. Тема урока: Пожар! Программа, используемая в работе: рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2016. Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./А.А. Плешаков- М.: Просвещение,2016. Раздел: «Здоровье и безопасность»
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
Тема: "Пожар!"  Цели: познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях; развивать речь (развернутые ответы, выразительная декламация  подготовленных стихотворений); формирование УУД: коммуникативных умений (организация групповой работы); формирование приемов сравнения,  обобщения, классификации, умение делать выводы из изученного материала;  воспитание ответственности за собственное здоровье. Повторение материала: домашние опасности. Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, практическая работа, работа с интерактивной доской, организация групповой работы, тестирование, использование ИКТ. Учебные пособия для ученика: У­2, конверты с заданиями для групповой работы, марлевые повязки. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Мотивация к учебной  деятельности. Цель этапа: обеспечение  мотивации и организация  внимания учащихся. Проверяет готовность к уроку,  включает в учебный ритм,  создает положительный,  эмоциональный настрой у  обучающихся (Слайд 1): На урок зовёт звонок, Начинать пора урок. Будем мы работать дружно, И узнаем, что нам нужно. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную  деятельность. Формируемые УУД Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. Регулятивные УУД:  понимать цель  выполняемых действий. 2.Актуализация знаний  Организует беседу: Слушают,  отвечают на  Познавательные УУД:учащихся. Цель этапа: формировать  умения применять  полученные знания на  практике. ­ О чем вы говорили на прошлом  уроке? Организует работу с  интерактивной доской  (Приложение на электронном  носителе к учебнику  А.А.Плешакова «Окружающий  мир.2 класс») ­Давайте проверим, что вы  запомнили. ­Выполним задание на  интерактивной доске.  Организует работу по  формулировке цели учебной  деятельности. ­Посмотрим, что приготовил для нас «Ящик загадок и ощущений». Ведь он  хранит в себе тайну. А  вот какую попробуем  определить. Не заглядывая  внутрь, догадайтесь, что  находится в ящике. ­А чтобы понять, правы вы или  3.Самоопределение к  деятельности. Цель этапа: выработка на  личностно значимом  уровне внутренней  готовности выполнения  нормативных требований  учебной деятельности. учатся анализировать,  сравнивать, обобщать. вопросы: ­На прошлом уроке мы  говорили о домашних  опасностях, как избежать  их и  сохранить здоровье.   Выполняют задание на доске,  объединяют слова в группы  На  ощупь определяют, что  находится внутри ящичка и  высказывают свои  предположения  Познавательные УУД:  учатся анализировать,  сравнивать, обобщать,  выделять главное.       Находят в карманчике ящиканет, отгадайте загадку (Слайд 2)  Подводит обучающихся к  выводу о пожаре: ­Ребята, а к чему может  привести игра со спичками?  ­ Как вы думаете, какая тема  нашего урока?  ­ Чтобы узнать,  правы вы или  нет, иди к доске….. и открой  тему урока. (Тема записана на  интерактивной доске,  слайд 3) ­ Посмотрите сюжет и  попробуйте определить, какие  учебные задачи нам надо   сегодня решить?        загадку и отгадывают ее: Сто сестричек живут в нем, И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Маленькими (спичками) Высказывают  предположения: ­ К пожару. . Высказывают предположения. Один из учеников выходит к  доске и открывает тему  урока. Смотрят фильм о причинах  пожара и  высказывают свои  предположения4. Постановка учебной  задачи. Цель этапа: подготовка  мышления учащихся и  организация осознания ими  внутренней потребности к  построению учебных  действий, организация  фиксирования и анализа  учащимися  индивидуального  затруднения в пробном  действии.   ­Проверим свои  предположения. Прочитайте  задачи урока в учебнике на с.22 Выдвигает проблему.  Организует групповую работу: ­Миллион лет тому назад люди  научились добывать огонь. Но  огонь бывает разный. Он может  быть как добрым, так и злым. И в этом нам предстоит сегодня  убедиться. А также выяснить,  что надо делать, чтобы не было  пожара и как себя вести, если  все­таки пожар произошел. ­А выясним мы все это, если  будем работать дружно, помогая  друг другу. Каждая группа сейчас получит  задание. И через 2 минуты вам  надо будет дать ответ: 1 группа расскажет, когда огонь  является другом для человека. А для этого надо найти к каждому  рисунку предложение, которое  объясняет, что на нем  изображено. Работают  с учебником.  Формулируют задачи урока Коммуникативные УУД:  учатся слушать и  понимать речь другого  человека Получают в конверте задания  и готовятся к ответу в  течение 2 минут2 группа определит, когда огонь  становится человеку врагом. И  расскажет нам о причине пожара. В этом помогут сигнальные  карточки. 3 группа установит, что надо  делать, чтобы пожар не  случился. Надо правильно  вставить слова в  предложения. 4 группа расскажет нам, как  надо вести себя, если пожар все­  таки произошел. ­Все группы получают  письменные задания. Если у вас  возникнут трудности, то  поднимите руки, и я помогу вам. Организует работу в группах,  предлагая выполнить задания: ­ Когда огонь выступает другом  и помощником человека,  расскажет первая группа. 5.Самостоятельная работа  в группах. Работают в группах.  Выполняют задания.  Высказывают свои  предположения. ­На огне газовой плиты мы  готовим пищу. ­На заводах в печах огонь варит  сталь. Из стали делают трубы,  станки, машины и самолёты. ­Огонь согревает наши дома. ­Наше солнце – это тоже огонь!  Коммуникативные УУД:  учатся самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в группе;  формирование умения  выражать свои мысли. Познавательные УУД:  учатся анализировать,  устанавливать причинно­  следственные связи.Оно даёт нам свет и тепло. ­Свечи, салют, бенгальские огни – это красивый огонь ­Во время олимпиады зажигают  олимпийский огонь. Ученик читает стих наизусть: А без доброго огня Обойтись нельзя и дня.  Он надежно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак,  Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг.  Всем огонь хороший нужен,  И за то ему почет,  Что ребятам греет ужин. Режет сталь и хлеб печет. Высказывают  предположения: ­Люди забывают о правилах  безопасного обращения с огнём. ­Страх, растерянность, ужас. Организует беседу: ­ Почему огонь из друга может  превратиться во врага? ­ Поднимите руки те, кто был  свидетелем пожара? Какие  чувства вы испытали?  ­ 2 группа расскажет нам, когдаогонь становится для человека  врагом? Выдвигает проблему: ­Посмотрите, что может  произойти, если не потушить  одну всего лишь спичку или  сигарету (Фильм о лесном  пожаре, слайд 4,5) Высказывают свои  предположения: ­Игра детей со спичками.  ­ В лесу оставлен непотушенный костёр и стеклянные предметы.  ­ Без присмотра оставлены  электроприборы – телевизор,  утюг…  ­ Зажигание  бенгальских огней  и свечей.  ­ Курение  Анализируют видеосюжет. После просмотра фильма  ученик читает стих: Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел… Медведь ушёл, удрали зайцы, Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Я уходил из этой жути С большой тревогой за людей. Не люди лес сожгли, не люди! Не человек! Злодей! Злодей!   Вставляют пропущенныеФормулирует задание: ­Пожар – самое страшное и  опасное бедствие. Говорят: ни  один вор не обворует человека  так, как это сделает пожар. Все,  что люди накопили за свою  жизнь, в одну минуту может  превратиться в пепел. ­3 группа нам расскажет, что  нужно делать, чтобы пожар не  произошел Выдвигает проблему: ­А если все ­ таки произошел  пожар, куда надо обратиться?  ­У нас в районе тоже есть  пожарная охрана (Слайд 6).   ­ Пожарные – героические люди,  которые всегда готовы прийти на слова в предложения: ­Никогда и нигде не играйте со  (спичками) и (зажигалками). ­Самостоятельно не зажигайте  (газовую плиту), а в сельском  доме не пытайтесь растопить  (печь) ­Не оставляйте без присмотра  включенный (утюг) или  (чайник). ­Не играйте с (бензином),  (керосином) и другими  жидкостями, которые могут  вспыхнуть. ­В лесу не разжигайте (костёр)  без взрослых. Выполняют упражнения под  музыку Высказывают  предположения: ­Позвонить в пожарную службу  по номеру 01 или 112 –служба  спасения. (Смотрят видеоролик с  обращением к ним пожарного) ­Люди поздно сообщают о  Коммуникативные УУД:  учатся самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в группе;  формирование умения  выражать свои мысли. Познавательные УУД:  учатся анализировать,  6. Релаксация  (физминутка) 7.Продолжение работы в  группах.помощь. Но иногда они  приезжают слишком поздно. Как  вы думаете, почему?  пожаре, не могут правильно  назвать адрес из­за паники,  волнения устанавливать причинно­  следственные связи;  учатся ориентироваться в  учебнике. Дает задание: 4 группа покажет нам, как  правильно вызвать пожарных. Представьте, что горит квартира  и вам надо об этом сообщить по  телефону. Подводит итог: ­Итак, вы обязаны назвать адрес,  объект, что именно горит, есть  ли опасность для людей, свою  фамилию, телефон. Дает задание: ­ Существуют правила поведения на пожаре. 4 группа должна была найти их в  учебнике на с. 24. Вызывают пожарных по  телефону: Горит квартира по адресу:  Горшечное, ул. Мира,29,  загорелся телевизор, есть люди,  меня зовут….., мой  телефон…………. Находят в учебнике нужную  информацию: а) Если огонь небольшой, можно его затушить водой, для этого  выключи электроприборы  и  набрось плотную ткань, одеяло. б) Если огонь не погас – убегай  из дома в безопасное место. Непрячься в шкаф или под  кровать. Звони по телефону 01. в) При пожаре в подъезде не  садись в лифт. Он может  отключиться, и ты задохнёшься. г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай  из окна. Тебя обязательно  спасут. Высказывают  предположения: ­План эвакуации школы,  подаётся сигнал тревоги:  короткие звонки, знаки на  стенах “Бегущий человек”. Высказывают  Выдвигает проблему: ­ Но нужно знать, куда бежать.  Если в школе вдруг возник  пожар, необходимо  эвакуироваться, т.е. выйти из  опасной зоны. Как выходим?  Знакомит с индивидуальными  средствами защиты: ­  При пожаре дым гораздо  опаснее огня. Большинство  людей погибает от дыма. Если  чувствуешь, что задыхаешься,  опустись на корточки и  продвигайся к выходу ползком –  внизу меньше дыма. Вывод. Запомнить  необходимо:  чаще в пожарах гибнут от дыма.предположения: ­Марлевые повязки,  респираторы. Высказывают свои  предположения. Познавательные УУД:  учатся строить  высказывания. Коммуникативные УУД:  формирование умения  выражать свои мысли. 9. Работа с учебником.  ­ Как ещё можно защититься от  дыма? Побуждает к высказыванию  своего мнения, предлагая  выполнить задание: ­ Откройте с. 25 учебника  «Окружающий мир». Подумайте  и скажите, для чего нужны  предметы, изображенные на этих  фотографиях. А) Пожарный рукав – для  ликвидации пожара. Б) Краги (перчатки) ­ для  защиты рук от огня. В) Ящик для песка ­ для  ликвидации пожара Г) Пожарный пояс ­  спасательный предмет. Помогает спастись пожарному, а также к  нему прикрепляется человек,  которого спасают. Д) Пожарный топор­ с помощью  него разбирают металлическую  конструкцию. Е) Каска(шлем)­для защиты10.Рефлексия учебной  деятельности на уроке. Цель: дать оценку работе  класса и отдельных  учеников, контроль и  самоконтроль. головы. Ж) Огнетушитель ­ для  ликвидации пожара. З) пожарный щит (багор, лопата,  лом, 2 цилиндрических ведра)­  для ликвидации пожара       (Слайд 7) Организует самооценку  учащимися собственной  учебной деятельности на  уроке: ­Посмотрите на интерактивную  доску. Выберите правильный  ответ (тест). Слайд 8­18. 1. Что делать, если при  приготовлении пищи на газовой  плите, загорелся жир на  сковороде? ­вынести сковороду из кухни; ­выключить газ, накрыть  крышкой; ­убежать. 2. Что делать, если из телевизора пошел дым? ­залить водой; ­выдернуть шнур из розетки и  набросить на телевизор  Выполняют тест на  интерактивной доске.  Формулируют конечный  результат своей работы на  уроке. Коммуникативные УУД:  формирование умения  выражать свои мысли. Регулятивные УУД:  оценивание достигнутых  результатов общей и  собственной  деятельности. Личностные УУД:  формирование  личностного  самоопределения.влажное одеяло; ­убежать в другую комнату. 3.Что делать, если начался  пожар? ­зареветь; ­позвонить 01 или 112; ­спрятаться в шкафу; ­убежать. Учитель: А теперь на линейке  покажите, как вы оцениваете  свои успехи.  Мне с вами сегодня было  интересно заниматься. Вы  заслуживаете похвалы. Организует подводящий диалог ­ Подводя итог, еще раз  вспомним, какие правила нужно  соблюдать, чтобы нам было  уютно и тепло жить в нашем  доме? ­ Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте! ­ Деревянные сестрички в  коробочке. Это … (спички). ­ Вы запомните, друзья, детям  спички брать … (нельзя). 11.Подведение итогов. Хором заканчивают  предложения. Личностные УУД:  формирование  личностного  самоопределения. Регулятивные УУД:  мобилизируют свои силы  к волевому усилию, т.е. к  выбору преодоления  препятствий.­ Предупреждаем всех недаром:  трудно справиться с …  (пожаром). ­ При пожаре не зевай, огонь  водою … (заливай). ­ А чтоб не случилась в твоём  доме беда, советы взрослых  слушай … (всегда). ­ Легче, чем пожар тушить, нам  его … (предупредить). Домашнее задание: с помощью  взрослых найти в Интернете или  библиотеке сообщения о работе  пожарных; с. 16 (рабочая  тетрадь) Слайд 19. Записывают домашнее  задание в дневники.