Технологическая карта урока.
Предметная область – «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики».
УМК – « Школа 2100».
Тип урока - урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Тема: « Следовать нравственной установке».
Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из всех источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, нравственная установка, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование урока: м\медийная установка, презентация, видеозапись физминутки, звукозапись притчи, экран, ручки, тетради, учебники, листочки с вопросами для группового обсуждения, карточки с положительными чертами характера человека.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п |
этапы урока |
деятельность учителя |
деятельность учащихся |
Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. |
Релаксация. Коррекция эмоционального состояния.
|
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!
|
Приветствуют улыбкой друг друга и гостей урока. |
Личностные: самоопределение к деятельности Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок. Регулятивные УУД: организация рабочего места |
2. |
Формулировка темы урока, постановка задач урока. |
Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого и объясните, как вы их понимаете. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».
На доске записано слово «нравственность». - Какие значения имеет это слово? (Это система не только правил поведения личности, но и его мировоззрения, мыслей и духовный рост. Все это влияет на правила поведения личности)
-Как понимаете выражение «нравственная установка»? Вывод: Нравственная установка - это готовность человека делать добрые дела.
|
Учащиеся формулируют и отвечают на вопросы. |
Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, формулирование проблемы, умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. |
3. |
Первичное усвоение новых знаний. |
1) Учитель: Человек умеет отделять хорошее от плохого. Главное – научиться не давать волю плохим чувствам. Научиться делать добро. -Это возможно? Может, человек от рождения получает дар творить добро или зло? «Говорить, что нравственные идеалы врожденны или являются результатом инстинкта,- это всё равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная букв». А.Гольбах -Как понимаете эти слова?
2) Прослушивание рассказа В.Осеевой «Хорошее». -Почему так называется рассказ? - О чём мечтал мальчик? - Почему герой рассказа так и не смог доставить радость? Вывод: человек должен настраивать себя на добрые дела. Это и есть нравственная установка.
|
Дети отвечают на вопросы.
Прослушивание рассказа В. Осеевой « Хорошее», отвечают на вопросы по содержанию. |
Личностные: формирование самооценки, анализа выполненной работы. Познавательные УУД: основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов), умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков) Коммуникативные УУД: обосновывать свой ответ. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. |
Физминутка «Учитель танцев».
|
||||
4. |
Первичная проверка понимания |
- Как вы думаете, почему не всегда совпадают наши намерения и поступки? Часто получается, что человек хочет поступить хорошо, думает правильно, а поступает наоборот. Почему так бывает? Нам мешают отрицательные черты характера. Назовите их. (Лень, эгоизм, злоба, самолюбие, безответственность, жадность и другие.) Вспомните примеры из жизни, когда вы хотели сделать что-то хорошее, но вам мешали ваши отрицательные черты характера. Как это исправить? Ответы учащихся. Чтобы это исправить требуется усилие души, учитывать возможности и желания окружающих людей, умение чувствовать состояние другого человека и правильно реагировать на него. Это и есть нравственная установка. Установки сопровождают человека на протяжении всей его жизни, однако они имеют свойство меняться под воздействием различных обстоятельств. Другими словами, мы постоянно делаете какие-то предположения о событиях и людях — так же, как другие люди составляют свои предположения о вас.
4) Чтение притчи о добре и зле. Однажды старый мудрый индеец – вождь племени- разговаривал со своим маленьким внуком. -Почему бывают плохие люди? – спрашивал его внук. -Плохих людей не бывает, -ответил вождь. –В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. -Но какой же волк побеждает в конце? – спросил внук. Старый индеец едва заметно улыбнулся. -Побеждает всегда тот волк, которого ты кормишь.
- Какие же качества «кормят» в нас чёрного волка? --А белого? 5) На доске выставлены карточки с названиями качеств человека: Вежливость Пунктуальность Скромность Тактичность Дружелюбие Обидчивость Жадность Бестактность Учитель: -Выберите названия тех качеств, которые помогают делать добрые дела. -Запишите их в тетрадь. Проверка. На доске вывешиваются карточки с положительными чертами характера человека.
|
Ответы детей. Чтение текста учебника.
Дети рассказывают о ситуациях, происходивших у них в жизни. Выявляют отрицательные черты своего характера.
Работа с учебником.
Знакомство с притчей.
Обсуждение притчи.
Индивидуальная работа учащихся. Дети выписывают положительные качества характера человека. Проверка написанного. Словарная работа. |
Личностные: осознание ответственности за будущий результат. Познавательные УУД: работа с текстом, анализ текста, работа с притчей, умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений, умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. Коммуникативные УУД: умение формулировать точку зрения, умение аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: поиск информации в предложенных источниках, контроль, сохранение учебной задачи. |
5. |
Закрепление. |
1.Учитель: Эти важные качества вы, наверное, встречали у людей, которые могут быть для вас примером. - Кто же является для вас примером? -А какие литературные герои учат нас творить добро? 2.На доске представлены рисунки «Сказочные герои»: Золушка, Айболит, Мальвина, Дюймовочка и др. -Каждый из этих героев сделал доброе дело. Какое? Какие качества этих героев учат и нас делать добро? Учитель: Любое умение приходит, если человек учится это делать. Вы ещё не взрослые и многому сейчас учитесь. Давайте будем учиться творить добро. 3. Работа в группах. Обсуждение вопросов по теме урока.
|
Дети рассказывают о людях, которые являются для них примеров, выявляют лучшие их качества.
Обучающиеся вспоминают литературных героев, их добрые поступки и определяют положительные черты характера персонажей.
Дети в группах обсуждают следующие вопросы: 1.Как ты понимаешь смысл понятия « нравственная установка»? 2. На какие нравственные усилия ты чувствуешь себя способным? 3. Что значит думать и поступать с позиции добра? 4. Какое правило и почему объединяет нравственные нормы поведения? |
Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения, реализация личностного потенциала. Познавательные УУД: осуществление операций анализа и синтеза, умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. Коммуникативные УУД: работа в группах, умение делать полный, обоснованный ответ, умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. Регулятивные УУД: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, сохранение учебной задачи, контроль. |
6. |
Рефлексия. |
Предлагаю высказать своё мнение об уроке и выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению. |
Дети выбирают смайлик, характеризующий настроение. |
Коммуникативные УУД: умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. |
7. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Предлагаю в нашем классе «посадить» Дерево добрых дел. Каждое ваше доброе дело, замеченное одноклассниками, поможет появиться на этом дереве плоду. Главное научиться не давать волю
плохим чувствам. |
|
Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Прогнозируемый результат:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности;
- уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека;
- проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.