Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 г.Буинска Республики Татарстан»
Выполнила: САДЫКОВА ФАРИДА ВАГИЗОВНА
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 5 г.Буинска РТ»
г.Буинск – 2016 г.
Автор: Садыкова Ф.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г.Буинска РТ»
Предмет: Русский язык
Класс: 2а класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода), использованы некоторые структуры сингапурской системы
УМК: «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта изучения темы «Учимся различать приставки и предлоги»
Тема |
Учимся различать приставки и предлоги
|
Цели
|
Образовательные: · Формировать представление о предлогах, дать понятие предлога; · Формировать умение различать приставки и предлоги путём анализа их основных особенностей; · Способствовать умению составлять алгоритм различия приставки и предлога посредством занесения результатов анализа в таблицу; · Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в паре, в группах. Формировать УУД: - Личностные: · формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; · формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование. - Регулятивные УУД: · умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; · работать самостоятельно и в паре; · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; · высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: · умение оформлять свои мысли в устной форме с комментированием практических ситуаций; · слушать и понимать речь других; · совместно договариваться при работе в паре, в группе. - Познавательные УУД: · умение ориентироваться в своей системе знаний: · отличать новое от уже известного с помощью учителя; · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: · уметь формулировать определение предлога; · уметь различать приставки и предлоги, с опорой на алгоритм; · развивать орфографическую грамотность; Личностные: · Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: · Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; · Выполнять учебные действия в разных формах (практическая работа, работа с моделями, работа в тетради); · Совершенствование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; · Совершенствование умения высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). · Совершенствование умения оформлять свои мысли в устной форме; · Учить уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, и следовать им (Коммуникативные УУД). · Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Ø - Иванов С.В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 102 – 103 Ø Кузнецова М.В. Рабочая тетрадь. Пишем грамотно. 2 класс. Часть 2. Стр. 44-45.
Ø - индивидуальные карточки и карточки для групповой работы; Ø - компьютер, проектор, документ-камера, магнитофон; Ø - презентация, плакаты; Ø - «баранки» (для рефлексии) |
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах
|
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Результат |
||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
|
– Вспомним правила поведения на уроке. Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно |
Подготовиться к уроку, поздороваться с учителем и гостями
|
Эмоциональный настрой обучающихся на урок (личностные УУД) |
||||||||||||
II. Словарный картинный диктант Задача: закрепить знание словарных слов, каллиграфия. Уметь оценить себя по данному эталону. III.Актуализация знаний определение состава слова Задача: повторение определений частей слова
IV.Повторение пройденного Задача: повторить определения понятий состава слова, выяснить как пишутся части слова.
V.Тема урока, цели и задачи.
VI.Составление алгоритма в табличной форме.
Задача 1: Найти слова с приставками.
Задача 2: Наблюдать за предлогами
|
Словарный диктант На экране демонстрируются картинки словарных слов. Для самооценки – эталон написания слов Корзина, коньки, пальто, телефон, товарищ
Сингапурская структура Инсайт-Аутсайт-Сёкл. Партнёры А образуют в классе круг. Партнёры Б находят своего партнёра по плечу и становятся напротив него. По команде учителя все ученики поворачиваются налево и двигаются друг к другу в разных направлениях: внешний круг по часовой стрелке, внутренний круг против часовой стрелки. Количество шагов определяется вопросами учителя: 1. Сколько крыльев у птиц. 2. Сколько пальцев на одной руке. 3. Сколько богатырей на картине Русские богатыри. 4. Сколько дней в неделе.
- Сингапурская структура Райт- раунд Робин. Учащиеся по порядку, начиная с первого номера собирают состав слова. У №1 – окончание, у №2 – корень, у №3 – суффикс, у №4 – приставка.
А вы знаете, ребята, в русском языке есть целые слова, которые состоят из трёх, двух и даже из одной буквы! Познакомьтесь с ними! в на за по от под с по Это предлоги. А на какую часть слова они очень похожи? Значит, мы сегодня на уроке будем говорить о чём? Тема нашего урока так и звучит Учимся различать приставки и предлоги.
Давайте сформулируем цель урока: что мы должны узнать к концу урока, чему научиться?
Правильно, ребята! Для этого мы в течении урока будем заполнять таблицу сравнения. Посмотрите на неё.
Упражнение 1. На экране дана группа слов: съехать, в окно, до стола, влететь, донести, с горы, от берега, отплыть Записать в тетрадь слова, в которых есть приставки, в столбик. Выделить приставки.
Упражнение 2. Остальные слова допишите по смыслу к словам первого столбца. Влететь в окно Наблюдаем за предлогами. |
Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, затем по данному эталону производят самооценку.
Дети выполняют команды учителя: сделать п шагов; прослушать вопрос; подумать над ответом; отвечает сначала партнёр А, затем партнёр Б Учащиеся рассказывают друг другу определения понятий частей слова.
Дети прикрепляют части слова в нужное место в слове. Вывод: Получилось целое слово!!!
На приставку. О приставках и предлогах. Ученики записывают в тетради тему урока Приставки и предлоги. -узнать, что такое предлог -научиться различать приставку и предлог. У каждого ученика на парте индивидуальная таблица, которую он будет заполнять в течение урока.
Записывают 4 слова. Вывод: приставка это часть слова. Пишется слитно. Записывают в таблицу
Ученики осмысливают и находят подходящую пару
Ученики рассуждают и делают вывод, что предлог это самостоятельное слово, оно пишется отдельно. Вывод записывают в таблицу
|
Знание изученных словарных слов (Познавательные УУД) Умение оценивать свою работу согласно критериям. (Регулятивные УУД) Учащиеся демонстрируют знание изученных правил, умение выслушать товарища (Познавательные УУД, Коммуникативные УУД)
Умение составлять схему слова (Регулятивные УУД) Коммуникативные УУД)
Умение формулировать тему и цель урока (Регулятивные УУД)
Умение анализировать, делать выводы, фиксировать их в таблице (Познавательные УУД) (Регулятивные УУД)
Умение осмысленного чтения (Познавательные УУД)
Умение рассуждать и делать выводы (Познавательные УУД) (Регулятивные УУД)
|
||||||||||||
Физминутка (2 мин) (Сингапурская структура Микс-фриз-груп) Вопросы для формирования групп: 1. Сколько гласных звуков в русском языке. 2. Сколько йотированных глассных. 3. Сколько звуков даёт буква я. 4. Сколько шипящих согласных. 5. Сколько букв не дают звуков. 6. Сколько пар звонких-глухих согласных.
|
|||||||||||||||
Задача 3: развивать логику
VII. Закрепление. Задача: научиться применять правила на практике
VIII. Диагностика. Задача: определить понял ли тему |
Упражнение 3 Работа с учебником. Списать с учебника 4 предложения на странице 62 (раздать бублики)
Работа в парах Посоветуйтесь в паре с партнёром по плечу, попробуйте догадаться как отличить предлог от приставки. Вывод: Между предлогом и словом можно поставить другое слово. Записываем наши выводы в таблицу Сравниваем наши выводы с правилом в учебнике, которое прочитают несколько учеников.
Выполнение пробного действия Ну давайте попробуем применить это правило на практике. Упражнение с комментированием: (по)полю, (по)садить, (в)нести, (в)лесу, (под)морозить, (под)дверью
Работа по карточкам 4 варианта заданий. Взаимопроверка.
|
Ученики списывают с учебника 4 предложения
Между предлогом и словом можно поставить слово, а в приставках нет
Ученики выходят записывать слова на доске с комментированием
Ученики работают на карточка. По окончании работы – взаимопроверка, сравнение работ.
|
Умение списывать без ошибок с учебника (Познавательные УУД) (Регулятивные УУД)
Умение применять на практике изученное правило (Познавательные УУД) (Регулятивные УУД)
Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
||||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
|
- какую цель мы ставили с вами в начале урока? (узнать, что такое предлог; научиться различать приставку и предлог) Так что такое предлог? Смотрим по таблице, нашей помощнице. Как различить приставку и предлог? Мы достигли цели урока? (Да) Сейчас мы узнаем, сколько человек всё поняли, кто понял не всё, а у кого возникли трудности. У вас на столе есть бублики. У доски вы видите три стержня: Зелёный – я всё хорошо понял Синий – кое-что мне непонятно Красный – я ничего не понял Надеваем свои бублики на стержни, соответствующие вашему пониманию темы урока. |
Предлог – это самостоятельное слово, которое пишется отдельно. Если можно вставить слово, то это предлог. Если нельзя, то приставка.
Дети распределяют бублики
|
Умение пользоваться вновь полученными знаниями (Регулятивные УУД)
Рефлексия. (Личностные УУД) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.