Создание ситуации успеха и мотивации младших школьников
Оценка 4.6

Создание ситуации успеха и мотивации младших школьников

Оценка 4.6
Семинары
doc
русский язык
2 кл
23.03.2017
Создание ситуации успеха и мотивации младших школьников
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»?
ситуация успеха и мотивация учебной деятельности младших школьников.doc

                                                                                                                    Зелепукина О.Ю.

 

                                                                                                    г.Чаплыгин,МБОУ СОШ №2

 

                   Ситуация успеха и  мотивация учебной деятельности –

                    путь к качественному  образованию в начальной школе

 

                                                “Все наши замыслы, все поиски и                                                построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания

учиться”

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»?

Мотивация - система мотивов, побуждающих  ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию,  применять ее при определенных условиях. Мотивация,  ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению , осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.

Сухомлинский писал:

« Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания - это желание ребенка учиться .» Как же открывать эти роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам  педагогам. Ребенок нес в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, взамен родился страшный, злейший враг обучения – равнодушие?

Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста - ребенок не понимает, зачем ему  это нужно. Нет мотивации.

Как же повысить мотивацию учебной деятельности учащихся?

Сосредоточим  внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника.

 • Заинтересованность - сильная мотивация к обучению .

Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их ждет что-то новое. Важно, чтобы ученики ставили перед собой цель: я пришел чему-то научиться, а в конце урока знали ответ на вопрос « Чему я научился?» Учитель должен так организовать учебный процесс, заинтересовать, чтобы вызвать у детей  желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная ​​задача - подталкивать к поискам путей ее решения . Чрезмерно упрощенные задачи неинтересны для учащихся, а это приводит к потере мотивации к усвоению учебного материала. Ребенок должен радоваться тому, что он о что-то узнал. Только тогда можно сказать, что у него развивается мотивация.  Учебные задания следует подбирать с элементами новизны и непредсказуемости, что будет способствовать формированию внутреннего интереса во время их выполнения; следить за тем, чтобы задания не только соответствовали возрасту, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали выявлению мастерства и компетентности школьника. Учитель должен регулировать уровень сложности заданий, каждый раз повышая его,  стимулировать интеллектуальные чувства младших школьников.

Удачным мотивом создания положительной мотивации учащихся на уроке является:

Нестандартное начало и сам нестандартный урок .

Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование,  изучение. В начале урока учитель может зачитать интересный эпизод из художественного произведения,  учащиеся - исследователи могут предложить прослушать интересные факты из жизни и творчества писателя, могут  прозвучать романсы или песни на слова определенного поэта, после чего учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока.  Учитель может принести  «Волшебную шкатулку » , « Мешочек » , «Черный ящик» и предложить детям отгадать , что в нем с помощью наводящих вопросов. Я уверена, что такое начало урока не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Нетрадиционный, нестандартный урок! Урок – сказка, урок – игра, урок – презентация, урок – исследование, урок – конкурс, урок путешествие, урок драматизация - такая форма занятий все настойчивее утверждается в школьной практике.  Что же дает нестандартный, нетрадиционный урок?

    Во-первых, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Стимулирует мыслить, побуждает думать, сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки своего товарища .

    Во-вторых, развитие познавательных интересов учащихся к обучению. Им интересно  учиться, стремятся узнать как можно больше, чтобы выступать в роли учителя, и проверять товарищей.

    В-третьих,  развитие связной речи и творческих способностей учащихся. Они учатся правильно, грамотно и красиво говорить. В данном случае мотивация обучения  идет подсознательно  и без всяких  принуждений к обучению .

Среди различных путей воспитания у учащихся интереса к обучению одним из самых эффективных является организация их игровой деятельности

Задача учителя состоит в том, чтобы, учитывая цель и дидактическое значение игры,  найти ее место  на уроке. Но игра возможна лишь тогда, когда ученики все заинтересованы в ней. При решении конкретных задач у учащихся возникает хороший эмоциональный настрой от овладения новыми формами обучения , чувство успеха , радость за своих товарищей по команде.

Высокая эффективность дидактической игры несомненна. И учитель, и дети работают с использованием игровых материалов активнее, а главное - значительно продуктивнее. Это происходит потому, что во время игры задействованы глубинные психологические механизмы,  которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала.

Большую роль в жизни человека играют эмоции. Пожалуй, трудно найти человека, лишенного эмоций. Они имеют большое значение и в обучении учащихся.

Тот учебный материал, который нашел эмоциональный отклик у учащихся, запоминается лучше и прочнее.

 Украшенный эмоциями рассказ учителя вызывает восхищение у школьников и поэтому они воспринимают материал лучше. Если урок для них неинтересен, то он воспринимается плохо.

Эмоциональные отрывки из текстов, иллюстрации, эмоциональный рассказ учителей - это приемы реализации метода создания эмоциональных переживаний в обучении . Одним из приемов эмоционального мотивирования обучения является создание ситуации увлеченности. Для создания эмоциональных ситуаций во время проведения уроков большое значение имеют  художественность и эмоциональность речи учителя. Без эмоциональности речь учителя является только информативно полезно, но, к сожалению, она не становится позитивным методом активизации  познавательной деятельности учащихся .

Еще одним мотивом обучения является чувство успеха, удовлетворения достигнутым. Постоянное ощущение учеником успеха в обучении укрепляет уверенность в собственных силах, пробуждает чувства достоинства, желание учиться.

В. Сухомлинский писал: « Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах ...». Поэтому создание ситуации успеха , когда каждый может поверить в свои знания и силы , - один из важных путей повышения мотивации учебной деятельности . Следует выделять каждое , хоть и малое, достижения ребенка , особенно подчеркивая, что это результат его труда. Вот тут нам помогают дифференцированные и индивидуальные задания. Для учащихся с низким уровнем развития надо подбирать задания, в которых он сможет применить свои знания. Ученики с достаточным и высоким уровнем знаний получают задания опережающего характера.

Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата. Переживания, сопровождающие достижения успеха, стимулируют не только самочувствие и удовлетворение собой , а влияют на дальнейшее развитие, определяют его темпы, направленность, социальную активность личности .

 

Без ощущения успеха у учащихся пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но достижению успеха в различных видах деятельности мешают обстоятельства, среди которых выделяют недостаточные знания, несформированные умения, недостаток жизненного опыта, психологические и физиологические особенности развития, несформированный уровень самооценки. Педагогически оправданное создание для учащихся ситуации успеха предполагает использование специальных приемов индивидуально - личностной поддержки. В их многообразии наиболее распространенные:

1 . Эврика. Предполагает создание условий, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу,  который раскрывает ранее ему неизвестные возможности. Полученный результат должен быть новый, интересный, оригинальный, открывать новые горизонты познания. Задача учителя - заметить это глубинное личностное «открытие»,  поддержать ученика и поставить перед ним новые задачи, вдохновить на их решение.

 

2 . Умышленная ошибка, или «Помоги мне». Предусматривает использование учителем намеренно сделанных ошибок с целью привлечь внимание учащихся, обратиться к ним за помощью, пробудить чувства достоинства ( нашел ошибку учителя), стимулирует желание учиться.

 

Роль профессионализма учителя в формировании мотивации учебной деятельности школьника.

Еще одним важным моментом для создания эффективной среды мотивации учебной деятельности учащихся является модель поведения самого учителя.  Динамичность, мобильность, изменение тональности объяснения материала, постоянное внимание ко всем ученикам класса,  которое может выливаться в текущий опрос, привлечение учащихся к дискуссии, высказывание учащимися собственных объяснений определенного материала или явлений - все это также способствует развитию заинтересованности учащихся учебным предметом.

Если же учитель находится в классе статически,  постоянно обращает внимание на мизерные отклонения в поведении учащихся, постоянно выясняет причины не выполнения заданий, то это снижает мотивацию  учащихся,  разрушается структура урока, микроклимат, нарушаются  его цели и задачи .

Лучший учитель тот, кто пробуждает у учащихся желание учиться. Эта неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными педагогами всех времен.

В книге "Сердце отдаю детям" В.О.Сухомлинский, обращаясь к учителям,  писал: "Не забывайте , что почва, на которой строится ваша педагогическое мастерство , - в самом ребенке,  в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.  Бережно обогащайте эту почву, без нее нет школы »

Нередко бывает, что интерес к учебному предмету, пробудившийся учителем, перерастает в глубокий интерес к определенной области науки и определяет выбор жизненного пути. То, что говорит любимая учительница, воспринимается совсем по – другому, чем то, что говорит ребенку чужой человек.

Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к его преподаванию, широкой осведомленностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых ими учителях, кроме умений и знаний такие черты их личности, как чуткость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральный облик - все это важные факторы воспитания положительного мотива учения .

Итак,  настоящий учитель каждым своим словом и действием должно убеждать учеников в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитывать положительные мотивы к обучению, как к ответственной, интересной и радостной работе .

Знать, что такое мотивация, какие приемы ее развития существуют, уметь учитывать психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, умение создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, мотивировать у учащихся чувства долга и ответственности – все это  и многое  другое  поможет нам спроектировать и провести эффективный урок.

Памятка

«С чего начинаем урок?»

•    Дети не должны бояться совершить ошибку.  На  ошибках учатся.  Ошибки даже нужны для учебного процесса.

• Давайте детям максимально проявить свою инициативу.  Учите учащихся самостоятельно думать и работать.

• Творческое отношение к работе и обучению -  залог эффективного урока.

• Не у всех детей хватает терпения и настойчивости постепенно переходить от простого к сложному. Не давайте ученикам разочароваться в своих силах.

• Если ваш голос выражает раздражение, разочарование и уныние, дети запомнят именно эти эмоции,  а не мудрость, которую вы пытались до них донести.

• Каждый ученик по - своему воспринимает материал. Учитывайте это.

• Лучший тот диалог,  в процессе которого дети отзываются не на  слова, а на мысли.

• Доброй памяти предшествует пристальное внимание.

• Всему  научиться можно только практикой.

• Повторять изученный материал нужно с интервалами. Так экономнее и эффективнее.

• Создавайте проблемные ситуации на уроках. Там, где нет выбора, нет мышления.

• Если ребенок удивляется – он ​​начинает мыслить. Новые идеи - продукт творческого воображения.

• Заинтересованность - сильная мотивация к обучению.

• Учите детей делать заметки.

• Запоминание материала часто зависит от его изложения. На профессионализм учителя указывает умение лаконично высказываться .

• Есть два основных мотива,  которые формируют поведение человека: получить вознаграждение и избежать наказания. Применяйте эти мотивы на уроках.

• Если учитель стоит, он больше привлекает к себе внимание детей.

• Планируйте дискуссии, диспуты на уроке. Это усиливает внимание детей.

• Учитель не должен говорить без остановки. Дети не успевают за его мыслями.

• О том, насколько интересно содержание урока,  делайте вывод не из своего взгляда, а с точки зрения учащихся.

·       Особенно тщательно готовьте начало урока. Часто именно от него зависит успех всего занятия.

 

Высказывания учителя, вызывающие ситуации успеха:

• Это очень важно,  и у тебя непременно получится ...

• Именно ты можешь это хорошо сделать ...

• Я уверена, что в следующий раз ты это сделаешь еще лучше.

• Это совсем не сложно, даже если не получится - ничего страшного.

На  желание  учащихся учиться также влияет и оценивание знаний учащихся. На первый взгляд обычное дело, но оценка - это умение учителей найти правильный подход к каждому ребенку,  умение лелеять в его душе огонек стремления к знаниям. Оценка не должна унижать достоинство ученика, наказывать за незнание, ведь он только учится . Оценка не должна быть моральным кнутом, которым постоянно запугивают ребенка и родители, и некоторые учителя. Существует ряд педагогических рекомендаций, которых должен придерживаться учитель: не следует занижать ученику оценку за пропуски, несерьезное отношение к учебе, недисциплинированность и непослушание. Использование оценки как дисциплинарного воздействия приводит к негативным последствиям. Ученики начинают думать, что учитель несправедлив, недобрый, а недоброжелательность к учителю может перерасти в нелюбовь к предмету.

Учителя начальной школы очень ответственно относятся к подготовке уроков. Они стараются разнообразить формы работы так, чтобы каждый ребенок почувствовал необходимость своего присутствия на занятии, чтобы у каждого ученика воспитать любовь к предмету, желание учиться и совершенствоваться .

            Список литературы

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. — М., 1998.
2. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. — 2003. — № 40. — С. 4.
3. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
4. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога—практика. М.: ПЕР СЭ, 2007.
5. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех — неуспех в образовательном процессе// Педагогика. — 2003. — № 8. — С. 41-48.


Скачано с www.znanio.ru

Зелепукина О.Ю. г

Зелепукина О.Ю. г

Сосредоточим внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника

Сосредоточим внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника

В-третьих , развитие связной речи и творческих способностей учащихся

В-третьих , развитие связной речи и творческих способностей учащихся

Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата

Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата

Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей

Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей

Запоминание материала часто зависит от его изложения

Запоминание материала часто зависит от его изложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017